17 августа 2018, пятница

Трамп vs СМИ. Как противостояние президента США с прессой отражается на доверии к ним и их рейтингах

0 комментировать
Трамп стал главной темой более 40% всех новостных выпусков авторитетных американских СМИ

Трамп стал главной темой более 40% всех новостных выпусков авторитетных американских СМИ

В первый свой президентский год Дональд Трамп развязал ожесточенную войну с прессой. Среди результатов схватки – тающий рейтинг президента и рост аудитории СМИ, пишет журнал Новое Время.

Ежегодный ужин с президентом без президента

В этом году ежегодный ужин Ассоциации корреспондентов Белого дома, где традиционно присутствует президент США, впервые за последние 36 лет прошел без его участия. Встречу с журналистами Дональд Трамп проигнорировал, сославшись на необходимость выступить перед избирателями в Пенсильвании.

“Главы нашего государства здесь нет. Это потому, что он живет в Москве, – едко прокомментировал выступивший на мероприятии американский корреспондент и комик Хасан Минхадж, имея в виду вмешательство Кремля в выборы. – Что же касается другого парня, думаю, он в Пенсильвании, так как не может спокойно переносить [такие] шутки”.

"Главы нашего государства здесь нет. Это потому, что он живет в Москве", – заявил американский корреспондент и комик Хасан Минхадж на ежегодном ужине Ассоциации корреспондентов Белого дома / Фото: EPA

Трамп как тренд

Однако с точки зрения медийности скандальный бизнесмен и политик стал для прессы настоящей находкой – о нем всегда много писали и говорили.

Так, исследование медиаприсутствия Трампа в первые 100 дней его президентства, опубликованное Центром медиа Джоан Шоренштейн при Гарвардской школе управления имени Джона Фицджеральда Кеннеди, установило: за этот период американский президент стал главной темой более 40% всех новостных выпусков авторитетных американских СМИ – это втрое больше, чем в случае с другими президентами США. Однако лишь 20% посвященных ему телепередач и статей были поданы в позитивном ключе.

Из всех проанализированных СМИ – в том числе The New York Times, The Wall Street Journal, CBS, CNN – наиболее расположенным к Трампу оказался республиканский телеканал Fox News, хотя и в его эфире эмоциональный окрас сюжетов о президенте колебался в зависимости от темы. Трамп задал новый стандарт в неблагоприятном освещении деятельности президента, сделали вывод авторы исследования.

Хотя американский президент действительно не страдает от нехватки внимания со стороны прессы, вражда со СМИ отражается на президентских рейтингах. В середине декабря это признал и Белый дом.

Согласно обновляемому каждые три дня анализу исследовательской компании Gallup, в январе 2017‑го уровни одобрения и осуждения работы Трампа сравнялись на отметке 45%. Однако уже в феврале доля критиков выросла и в течение года не опускалась ниже 50%. В декабре она достигла 59%.

По данным свежего опроса Саффолкского университета, расположенного в американском Бостоне, уровень одобрения президента постепенно снижается даже среди зрителей Fox News, единственного крупного телеканала, который проявляет к американскому президенту терпимость. Если в марте 2017‑го Трампа положительно оценивали 86% аудитории телеканала, то в октябре – уже менее 60%.

Клише fake news и недоверие к прессе

Тем временем сам американский лидер не скрывает своей неприязни к прессе, называя журналистов “больными людьми”, “нечестными” и врагами, “которые пытаются вонзить нож прямо в наш пах”. Еще в феврале 2017‑го, спустя месяц после инаугурации, глава Белого дома написал в Твиттере: “СМИ фальшивых новостей – The New York Times, NBC, ABC, CBS, CNN – не мои враги, они враги американского народа!” А позднее даже предложил спецслужбам рассмотреть возможность сажать журналистов за решетку.

“Трамп прилагает целенаправленные усилия, чтобы обесценить критику и подорвать доверие к прессе, отвергая любые неугодные материалы как “фальшивые новости”, – констатирует Энди Тучер, профессор журналистики и директор программы коммуникаций в Высшей школе журналистики Колумбийского университета.

По ее мнению, американские президенты всегда имели некоторые расхождения с новостными СМИ, однако президент Трамп в своих попытках демонизировать прессу зашел дальше, чем любой из них.

За первые полгода в Белом доме Трамп использовал клише fake news в своем твиттере 69 раз

Катерина Панова, основатель и главный редактор американского интернет-издания Rubic.us, в последнее время заметила тревожную тенденцию: реакция читателей на любую информацию, которая не соответствует их представлениям, сводится к излюбленному выражению Трампа – fake news (фальшивые новости).

Только за первые полгода в Белом доме Трамп использовал этот хлесткий штамп в своем Твиттере 69 раз. В одной из публикаций он даже предложил провести конкурс среди новостных сетей “на самую неправдивую, коррумпированную и / или искажающую политические новости о вашем любимом президенте (обо мне)”. Победителю президент пообещал вручить "трофей фальшивых новостей".

Нападки президента на журналистов заставили американцев заговорить о посягательстве на 1‑ю поправку к Конституции, которая вместе со свободой вероисповедания и собраний гарантирует гражданам США свободу слова и прессы.

“Критики Трампа считают его атаки [на прессу] угрозой для демократического процесса и еще одним поводом побаиваться его администрации и оппонировать ей”, – подтверждает Тучер. Хотя часть голосовавших за Трампа видят в его манере обращаться со СМИ проявление силы и способности отстаивать их интересы, добавляет она.

Последние – в меньшинстве. По данным опроса, проведенного Квиннипэкским университетом (штат Коннектикут, США) в августе 2017‑го, манеру обращения Трампа с медиа осуждают более 60% американцев. При этом 54% опрошенных доверяют журналистам больше, чем президенту, считая, что именно те “доносят правду по важным вопросам”.

Тем не менее, всего 40% американцев одобряют то, как журналисты освещают деятельность президента. Более того, многие считают, что критические материалы выполняют деструктивную функцию. За год процент убежденных, что журналистская критика в адрес политиков лишь мешает последним работать, вырос: с 23% до 29% среди нейтральных избирателей и с 20% до 56% среди сторонников Республиканской партии, констатировали весной 2017‑го исследователи Pew Research Center.

“Многие ведущие медиа действительно нарушают долгие традиции объективности, чтобы написать о нем [о Трампе] крайне критически”, – признает Тучер. В качестве примера она приводит публикации The New York Times, которые открыто называли отдельные высказывания Трампа ложью, чем вызвали полемику в обществе.

Впрочем, президентство Трампа принесло прессе некоторые выгоды: аудиторию удалось нарастить как степенному мейнстримовому The New York Times, так и поддерживающему Трампа ультраправому новостному ресурсу Breitbart News. “Люди читают больше тех новостей, которые поддерживают их точку зрения”, – поясняет этот факт Тучер.

Ее поддерживает и Джейн Элизабет, руководитель Программы ответственной журналистики в независимой образовательной организации American Press Institute. “По ряду причин люди сейчас более заинтересованы в медиаосвещении, и подписки, а значит и финансовая поддержка, для некоторых изданий выросла”, – говорит она.

Читайте полный текст материала в свежем номере журнала Новое Время – №48 от 29 декабря 2017 года

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Страны ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: