Полускрытая правда. Сколько может быть священников-геев в католической церкви и чего они боятся

19 февраля, 13:46
1033
Сюжет
Цей матеріал також доступний українською
Полускрытая правда. Сколько может быть священников-геев в католической церкви и чего они боятся - фото

EPA

Священники-геи и исследователи считают, что около 30-40% католических священников - гомосексуалы

Хотя Папа Римский Фанциск выступал против дискриминации геев, католические священники-гомосексуалы не чувствуют себя в безопасности и крайне редко решаются говорить о своей сексуальной ориентации.

НВ публикует перевод материала издания The New York Times, опросившего тех из них, которые согласились рассказать о своей вере, жизни и опасениях.

Сколько геев среди католических священников

Кризис сексуальности в католической церкви выходит за рамки проблемы насилия над детьми. Он касается тысяч мужчин, оказавшихся вынужденными скрывать свою сексуальную ориентацию.

Грегори Грайтену было 17 лет, когда священники организовали игру. Это был 1982 год, и он был на выездном семинаре вместе со своими одноклассниками из римско-католической семинарии св. Лаврентия для мальчиков-подростков, готовящихся стать священниками. Лидеры попросили каждого мальчика оценить, что бы они выбрали: получить ожоги более 90% поверхности тела, страдать параличом или быть геем.

Каждый выбрал быть обожженным или парализованным. Никто не произнес слово “гей”. Они назвали игру “Игрой жизни”.

“Это на самом деле никогда не было моим позором. Это был позор церкви”.Отец Грег Грайтен

Урок оказался очень запоминающимся. Семь лет спустя Грайтен влез на окно общежития в своей семинарии и свесил одну ногу вниз. “Я действительно гей. Это было похоже на смертный приговор”, - вспоминает отец Грайтен, который сейчас священник неподалеку от Милуоки, о том, как признал это впервые.

Проблема римско-католической церкви заключается в невозможном противоречии. В течение многих лет церковные лидеры со стыдом изгоняли геев-прихожан и настаивали на том, что “гомосексуальные тенденции” “беспорядочны”. И все же тысячи священников в этой церкви являются геями.

Истории священников-геев невысказаны, скрыты от внешнего мира, они рассказаны только друг другу, если вообще известны.

Менее десяти священников в США осмелились заявить о своей гомосексуальной ориентации публично. Но геи, вероятно, составляют по меньшей мере 30-40% американского католического духовенства, согласно десяткам оценок самих священников-геев и исследователей. Некоторые священники говорят, что это число ближе к 75%. Один священник из Висконсина сказал, что он предполагает, что каждый священник – гей, если достоверно не знает, что это не так. Еще один священник из Флориды утверждал: “Треть – геи, треть – гетеросексуалы, а треть не знают, кто они, черт возьми”.

Опасное положение

Около 20 священников и семинаристов геев из 13 штатов в течение двух месяцев рассказывали об интимных подробностях своей жизни в условиях католических ограничений The New York Times. Их опрашивали в их церквях перед мессой, в музеях на выходных, в их квартирах с радужными неоновыми светильниками и между уроками в семинарии. Некоторые согласились сфотографироваться, если их личности не раскроют.

Почти все они требовали строгой конфиденциальности, чтобы говорить, не опасаясь наказания от их епископов или начальства. Некоторым было прямо запрещено заявлять о своей ориентации публично или даже говорить о гомосексуализме. Большинство из них выполняют пастырские функции и могут потерять больше, чем только работу, если будут изгнаны. Церковь почти всегда контролирует жилье священника, медицинскую страховку и его пенсию. Он может потерять все это, если его епископ посчитает его сексуальность поводом для дисквалификации, даже если он соблюдает целибат (обет безбрачия – ред.).

Положение священников-геев стало только более опасным. Падение Теодора Маккарика, некогда могущественного кардинала, который на прошлой неделе был лишен духовного сана за сексуальное насилие над мальчиками и молодыми мужчинами, подогрело обвинения гомосексуализма в возобновлении церковного кризиса из-за сексуального насилия.

Бывший кардинал Теодор Маккарик
Бывший кардинал Теодор Маккарик / Фото: EPA

Исследования неоднократно свидетельствовали, что нет никакой связи между гомосексуализмом и сексуальным насилием над детьми. И все же известные епископы называют причиной проблемы священников-геев, а правые медиаорганизации нападают на то, что они называют “гомосексуальной субкультурой” церкви, “лавандовой мафией” или “заговором геев”.

Даже папа Франциск стал более критичным в последние месяцы. Он назвал гомосексуализм “модным”, рекомендовал, чтобы мужчин с “этой укоренившейся тенденцией” не принимали в священнослужители и увещевал священников-геев быть “идеально ответственными, пытаясь никогда не провоцировать скандал”.

“Моя семья не знает, что я борюсь с этим. Я чувствую, что то, что я с этим борюсь, я надеюсь, даст мне способность помочь другим католикам не потерять веру”.

На этой неделе папа Франциск проведет долгожданную встречу с епископами со всего мира, темой которой будет сексуальное насилие. Дискуссия должна быть не только о привлечении епископов к ответственности, но и о самой гомосексуальности.

“Это моя жизнь. Ты чувствуешь себя так, как будто все сейчас ведут охоту на ведьм из-за вещей, которых ты никогда не делал”, - говорит приходской священник на северо-востоке.

Всего несколько лет назад этот сдвиг был почти невообразимым. Когда в 2013 году папа Франциск произнес свой революционный вопрос “Кто я такой, чтобы судить?”, он вызвал желание отказаться от секретов. Несколько священников осторожно это сделали.

Однако сейчас кризис, связанный с сексуальным насилием, может это остановить. Широко распространенный поиск козлов отпущения заставил многих священников скрывать свою ориентацию получше.

“Подавляющее большинство священников-геев не в безопасности”, - говорит отец Боб Бассен, священник в Парк-Сити, штат Юта, которого отправили в отставку около 12 лет назад после того, как он провел мессу для ЛГБТ-сообщества.

“Провести жизнь, прячась в шкафу, хуже, чем стать козлом отпущения. Это не шкаф. Это клетка”, - говорит он.

Неофициальный запрет на близкую дружбу

Священников учат скрываться иногда еще до того, как они осознают собственную гомосексуальность. Этому кодексу обучают рано, часто еще в семинарии. Numquam duo, semper tres (Никогда вдвоем, всегда втроем на латыни – ред.), гласит предостережение. Передвигайтесь втроем, никогда не в парах. Никогда не ходите на прогулку вдвоем, не ходите в паре в кино. Вышестоящие годами предупреждали: любая мужская дружба слишком опасна, может соскользнуть во что-то сексуальное и превратиться в то, что они называют “особой дружбой”.

“У вас не может быть особой дружбы с мужчиной, потому что это может кончиться тем, что вы окажетесь гомосексуальным. И у вас не может быть дружбы с женщиной, потому что вы можете в конечном итоге влюбиться, и оба эти случая противоречат целибату. С кем же у вас могут быть отношения, которые были бы здоровыми человеческими отношениями?”, - объяснил священник, который однажды назвал своих друзей “the P.F.s.” (P.F.s. - perfect forward secrecy, в переводе “совершенная прямая секретность” – свойство криптосистем, которое используется для защиты информации в интернете).

“Мне было за 50, когда я совершил каминг-аут. Я поступил в семинарию в 18 лет. Годами я скрывал этот секрет. В своих молитвах я не просил, чтобы Бог меня изменил. Я просил, чтобы я умер до того, как кто-то узнает”. Отец Боб Бассен

Сегодня подготовка к священнослужению в США обычно начинается в колледже или после него. Но примерно до 1980 года церковь часто начинала обучать мальчиков в девятом классе, когда подростки все еще переживали период полового созревания. Для многих сегодняшних священников и епископов старше 50 лет такая среда ограничивала здоровое половое развитие. Священники не могут жениться, поэтому сексуальность с самого начала была связана с воздержанием и послушанием.

Сексуальная революция, которая происходила за стенами семинарии, могла бы с таким же успехом происходить на Луне, а национальные вехи в борьбе за права геев, такие как Стоунволлские бунты (беспорядки после полицейского рейда в гей-баре в США, считаются первым случаем, когда представители гей-сообщества оказали сопротивление узаконенному преследованию – ред.), на Марсе.

Один священник в сельской епархии сказал, что правила напомнили ему о том, как в его начальной школе учеников-левшей заставляли писать правой рукой. “Вас могут учить действовать гетеросексуально, чтобы выжить”, - сказал он.

“Я до сих пор помню, как видел семинариста, выходящего из чужой комнаты в 5 часов утра, и думал - это так мило, они разговаривали всю ночь. Я был так наивен”, - сказал тот же священник.

Кодекс отрицания

Священники в Америке склонны осознавать, что они гомосексуальны, в гораздо более позднем возрасте, чем средний возраст осознания собственной гомосексуальности в США у мужчин, который составляет 15 лет. Многие священники-геи говорили о том, что оказывались между отрицанием и растерянностью, и в конце концов осознавали свою гомосексуальность после 30 или 40 лет.

Отцу Грайтену было 24 года, когда он понял, что он гей, и собрался выпрыгнуть из окна своего общежития. Он не стал прыгать, но поделился своим отчаянием с одноклассником. Его друг сам совершил каминг-аут. Это было откровением: были другие люди, которые учились, чтобы стать священниками, и которые были геями. Просто никто об этом не говорил.

“Мне было, вероятно, 40 лет, когда я сознался своей семье и некоторым друзьям-мирянам. Если бы меня изгнали, я бы не стал врать. Но в церкви все еще слишком много гомофобии”.

Он обратился к бывшему профессору семинарии, который, по его мнению, тоже был геем.

“В твоей жизни будет время, когда ты оглянешься на это и полюбишь себя за то, что ты гей”, - вспоминает отец Грайтен то, что он ему ответил, добавив, что тогда он подумал, что этот человек, должно быть, безумен.

Но он обнаружил странную иронию католического секрета – это совсем не секрет.

“Это как открытый шкаф. Это обнародуется и об этом говорится там, где это становится проблемой”, - говорит отец Грайтен.

Один священник, чей приход не подозревает, что он гей, вспомнил вечеринку на заднем дворе несколько лет назад, на которой собратья-священники говорили “мерзкие” слова о епископе-гее. Он вмешался, и сказал им, что тоже гей. В ту ночь он потерял трех друзей. “Я нарушил кодекс, объявив им, что я гей. Это был заговор молчания”, - говорит он.

Это причина, по которой многие мужчины встречаются только с несколькими близкими друзьями. С помощью слухов они узнали, какие священники в их епархии являются геями, кому доверять, а кого бояться.

Священники и секс

Все священники должны соблюдать обет безбрачия, и есть несколько священников, которые публично дают понять, что они хранят целомудрие.

Тем не менее, многие священники говорили, что занимались сексом с другими мужчинами, чтобы изучить свою сексуальную идентичность. Некоторые смотрели порнографию, чтобы увидеть, на что похож секс двух мужчин. В конечном итоге они больше страдали, чем получили удовольствия.

Один священник впервые занялся сексом в 62 года без каких-либо обязательств с мужчиной, с которым он познакомился в интернете. Это обнаружили и доложили его епископу, и с тех пор он не занимался сексом. Другой священник, когда его спросили, считал ли он когда-то, что у него есть партнер, задумался, что это вообще значит. Он сделал паузу, прежде чем упомянуть одного очень особенного друга. “Я влюблялся несколько раз в мужчин. Я знал с самого начала, что это не продлится долго”, - сказал он.

Хотя секрет и раскрыт, многие священники десятилетиями не раскрывают болезненных тайн людям из внешнего мира. Семинарист, который умер от самоубийства, и спички из гей-бара, найденные впоследствии в его комнате. Друзья священника, умершего от СПИДа. Чувство при возвращении в пустой дом священника каждый вечер.

Группа поддержки

Поэтому они находят способы ободрить друг друга. Они читают книги, такие как новаторское Построение моста отца Джеймса Мартина об отношениях между католическим и ЛГБТ сообществами.

Некоторые подписывали петиции против программ конверсионной терапии, спонсируемых церковью, или встречались на частных семинарах, договорившись, как скрыть их в церковных календарях. Иногда священник может даже снять воротничок и предложить неофициально благословить однополый брак.

Некоторые могут назвать это восстанием. Но “это не заговор”, сказал один священник, “это группа поддержки”.

Чуть больше года назад, после встречи с группой священников-геев, отец Грайтен решил, что пришло время положить конец его молчанию. Во время воскресной службы он сказал своему приходу в пригороде, что он гей и соблюдает целибат. Люди встали и начали ему аплодировать.

Его история стала вирусной. 90-летний священник позвонил ему, чтобы сказать, что всю свою жизнь он скрывался и жаждал, чтобы будущее было другим. Женщина написала из Миссисипи, прося его переехать на юг, чтобы стать ее священником.

Для некоторых церковных лидеров такая поддержка могла быть даже более угрожающей, чем его сексуальность. Отец Грайтен совершил основной грех: он открыл дверь для дебатов. Его архиепископ Джером Э. Листецки из Милуоки выступил с заявлением, в котором сказал, что хотел бы, чтобы отец Грайтен не сознавался публично. В письмах его называли “сатанинским”, “гомосексуальной грязью” и “монстром, который насиловал детей”.

Исследования и стереотип

Идея о том, что священники-геи несут ответственность за сексуальное насилие над детьми, остается неизменным стереотипом, особенно во многих консервативных католических кругах. С каждым новым откровением о насилии становится все труднее разобраться в запутанных направлениях церковной сексуальной культуры.

Исследование за исследованием показывает, что гомосексуализм не является предпосылкой домогательств к детям. Это также относится и к священникам, согласно известному исследованию, проведенному Колледжем уголовной юстиции Джона Джея в 2002 году после заявлений о сексуальном насилии над детьми в церкви.

Исследование Джона Джея, проведенное по поручению церковных руководителей, показало, что однополые отношения не повышают вероятность того, что священники будут совершать сексуальное насилие над несовершеннолетними, и что четверо из пяти человек, которые говорят, что были жертвами, являются мужчинами. Исследователи не нашли единой причины для такого сексуального насилия, но определили, что возможность доступа склонных к насилию священников к мальчикам имела решающее значение для выбора ими жертв.

Представление о том, что определенная сексуальная идентичность ведет к сексуальным домогательствам против детей деморализовало священников-геев на протяжении десятилетий. Один из священников, который уже на пенсии, вспоминал слова своего архиепископа, которые он говорил в 1970-х всем новым священникам, направлявшимся на свои первые приходские задания. “Он сказал: Я не хочу, чтобы вы когда-либо звонили мне, чтобы что-то сообщить о вашем пасторе, если он не homo и не алчи (под этим словом подразумевается алкоголизм – ред.). Он даже не знал, что подразумевал, когда говорил homo, потому что все мы были homo (с латыни homo переводится как человек – ред.). Он имел в виду хищника, серийного хищника”.

“Зачем оставаться?Этот негатив не соответствует тому, что есть в моей повседневной жизни, когда я вижу доброту людей”. Отец Майкл Шанахан

Такое восприятие сохраняется сегодня в выдающихся католических семинариях. В крупнейшей в Соединенных Штатах Манделейнской семинарии в Иллинойсе мало кто когда-либо говорит о сексуальной идентичности, рассказал один из студентов, являющийся геем, который боится когда-либо совершить каминг-аут. С прошлого лета, когда Маккаррик был разоблачен в сексуальном насилии над молодыми мужчинами, студентам вбивали в голову правила о целибате и пороках маструбации и порнографии.

“Одноклассники скажут: “Не принимайте геев”. Они считают, что это священники-геи совершают сексуальное насилие по отношению к младшим парням”, - говорит студент.

Священники по всей стране задаются вопросом, стоит ли их жертва личной цены, которую приходится платить. “Собираюсь ли я оставить священнослужение, потому что мне надоело это обвинение? Отдалиться от прихожан? Собираюсь ли я прятаться? Становиться ожесточенным?” - спрашивает отец Майкл Шанахан, чикагский священник, который три года назад публично совершил каминг-аут.

Обвинение геев в сексуальном насилии почти наверняка станет главной темой на этой неделе в Ватикане, на долгожданном четырехдневном саммите по вопросу сексуального насилия. Папа Франциск призвал самых влиятельных епископов мира в Рим, чтобы рассказать им об этой проблеме после громких случаев в Соединенных Штатах, Австралии, Чили и других странах.

“Когда я впервые пришел в свой приход, я помню, как думал, что, если бы я собирался совершить каминг-аут, это было бы место, где я бы мог это сделать. Сейчас мое мнение сильно изменилось”.

Мероприятие взволновало священников-геев. Через несколько лет после скандала 2002 года Ватикан запретил геям посещать семинарии и рукоположения. Когда прошлым летом снова вспыхнул кризис из-за сексуального насилия, бывший посол Ватикана в Соединенных Штатах, архиепископ Карло Мария Вигано, обвинил “гомосексуальные сети” американских кардиналов, в том, что они тайно защищают насильников.

А на этой неделе в Европе выходит сенсационная книга под названием Содома (В шкафу Ватикана), в которой утверждается, что в Ватикане раскрыта обширная гей-субкультура.

“Вместо того, чтобы усилить ответственность со стороны епископов, это может снова стать осуждением лесбиянок, геев, транссексуалов в церкви”, - говорит о саммите 63-летний постоянный диакон в Кентукки Джон Коу, совершивший каминг-аут в прошлом году.

Сидя в маленькой комнате для общения с прихожанами отец Грайтен размышлял обо всем этом. Он хотел бы поговорить с самим папой Франциском.

“Послушайте мою историю о том, как церковь травмировала меня за то, что я гей”, - представляет он то, что сказал бы ему.

“Речь идет не только о кризисе сексуального насилия. Они наносят травму из-за сексуальности еще одному поколению. Мы должны встать и сказать: больше никакого сексуального насилия, никаких травм из-за сексуальности. Мы должны поступать правильно, когда речь идет о сексуальности. Что если каждому священнику действительно будет позволено жить свободно, открыто, честно? Это моя мечта”, - говорит отец Грайтен. 

Перевод НВ

Журнал НВ (№10)

Момент истины

Шесть главных претендентов на президентское кресло ответили НВ на семь вопросов — политических, мировоззренческих и личных

Читать журнал онлайн