Наша проблема – туристы и мопеды. В Амстердаме назначили велосипедным мэром девятилетнюю девочку

17 февраля, 10:33
1037
Сюжет
Цей матеріал також доступний українською
Наша проблема – туристы и мопеды. В Амстердаме назначили велосипедным мэром девятилетнюю девочку - фото

Anke Teunissen / BYCS

Лотта Крок - первый в мире детский велосипедный мэр

Амстердам давно завоевал славу мировой велосипедной столицы. Однако и там не останавливаются на достигнутом: недавно в городе учредили должность детского велосипедного мэра - первого в мире.

О том, как пытается помочь городской велосипедной инфраструктуре девятилетняя Лотта Крок, рассказывает в своем репортаже британская The Guardian. НВ предлагает полный перевод этого материала

Недетские проблемы

В самую суматоху часа пик в Амстердаме девятилетняя Лотта Крок подъезжает на велосипеде к чрезвычайно оживленному перекрестку. "Смотрите, - говорит она, – здесь движение отовсюду. Четыре трамвая с четырех разных сторон! Это по-настоящему сбивает с толку ребенка на велосипеде!"

Лотта - первый в мире детский велосипедный мэр, а зона ее ответственности - столица Нидерландов. Ее задача - вдохновлять детей ездить на велосипеде ежедневно и привлекать внимание к тем трудностям, с которыми сталкиваются дети на велосипедах.

Три самые большие проблемы для нас - это автомобили, туристы на велосипедах и мопеды

Вы можете подумать, что подобные задачи излишни в городе, известном как велосипедная столица мира. Количество велосипедов в Амстердаме оценивается в 881 тыс., что превышает численность жителей (их 850 тыс). 63% местного населения пользуются велосипедом ежедневно.

Однако дети, которые ездят на велосипеде в Амстердаме, сталкиваются со многими трудностями, говорит Лотта: "Три самые большие проблемы для нас - это автомобили, туристы на велосипедах и мопеды. Машины занимают слишком много места, туристы все время "виляют" из стороны в сторону и останавливаются, когда вы меньше всего этого ожидаете, а мопеды просто обгоняют и "подрезают" вас".

"Я мэр для всех детей, а не для себя"

Лотта стала детским велосипедным мэром в июне прошлого года, победив на конкурсе - в нем школьников попросили предложить план, как сделать передвижение на велосипеде по городу безопаснее и увлекательнее. Ее идея состояла в том, чтобы добавить детские велосипеды и тандемы в популярную программу проката велосипедов, которую курирует компания Nederlandse Spoorwegen (NS) – государственный оператор железных дорог. "У моих родителей нет машины, поэтому когда мы едем в другой город, то всегда садимся на поезд, а затем - на прокатный велосипед, - рассказывает она. - Но поскольку у них [в прокате] нет велосипедов для детей, мне приходится садиться за спину моему отцу, что немного опасно".

Репортаж о выборах детского велосипедного мэра Амстердама:

Компания Nederlandse Spoorwegen приветствовала идею Лотты и предложила оборудовать детским велосипедом железнодорожный вокзал в Харлеме, где живут ее дедушка и бабушка. Однако угодить детскому веломэру оказалось не так просто: "Я сказала им, что этого недостаточно. Я велосипедный мэр не для себя, а для всех детей в Амстердаме". Сейчас NS работает над пилотным проектом детских прокатных велосипедов на одной из станций.

В офисе BYCS - организации, внедрившей программу велосипедных мэров, Лотта встречается со Кателейн Боэрмой – велосипедным мэром Амстердама. Назначить младшего "коллегу" было ее идеей. "В этом городе живет 125 тыс. детей, и я думала над тем, как бы вовлечь и их, - говорит Боэрма. - И тогда я поняла, что, если вы хотите поощрить привычку ездить на велосипеде среди детей, вам просто нужен образец для подражания".

Велосипедный максимум

Но действительно ли дети Амстердама нуждаются в том, чтобы поощрять их седлать велосипеды? Боэрма полагает, что да. "Здесь живут представители 200 разных культур, и некоторые из них не считают велосипед безопасным видом транспорта. Так что их дети ездят в школу на автобусе, затем пересаживаются на мопеды, когда им исполняется 16, а потом добираются до работы на машинах. Нам еще есть что покорять", - говорит велосипедный мэр Амстердама.

С тех пор, как Лотту назначили детским велосипедным мэром, у нее было немало дел: она раздавала интервью, открывала велосипедные соревнования в городе и была членом жюри во время амстердамского Фестиваля света – праздника, в ходе которого амстердамцы украшают свои велосипеды огнями.

Лотта Крок выбирает новый байк после победы в конкурсе на должность детского велосипедного мэра Амстердама:

Теперь она планирует встретиться с мэром города, чтобы обсудить идеи, предложенные детьми: "Среди наших предложений - велосипедный парк, где дети могут научиться ездить на велосипеде. Сейчас большинству из нас приходиться учиться на улицах, где движение довольно интенсивное. Намного приятнее, когда ты можешь практиковаться в специальном парке, - рассказывает Лотта. - Другая идея состоит в том, чтобы создать специальное приложение для туристов, которое бы помогло научить их правилам езды на велосипеде. Потому что большинство [туристов] о них не знают".

Город, который удобен для восьмилетнего, одинаково хорош и для 88-летнего

В ответ на вопрос о том, часто ли сама она ездит на велосипеде, Лотта признает: это настолько привычно, что она даже не задумывается над такими вопросами: "В школу я хожу пешком, потому что она очень близко, но во многие места добираюсь на велосипеде. Например, каждую субботу я езжу в театральную студию. Но движение в Амстердаме очень оживленное. Нам действительно нужно, чтобы больше людей отказывались от своих машин и ездили на велосипедах", - уверена она.

Следуя успешному примеру Амстердама, велосипедные мэры во многих городах мира теперь планируют назначать младших коллег. "Они видят, насколько хорошо это работает, - говорит Боэрма. - Я говорю с родителями, а Лотта разговаривает с детьми. И если вы посмотрите на город глазами ребенка, вы сделаете его доступным и для других. Город, который удобен для восьмилетнего, одинаково хорош и для 88-летнего".

Лотта очень рада, что все больше городов следуют примеру Амстердама. "Однажды мы поехали на каникулы в Англию, в город под названием Бат. Там я увидела, что не так уж много детей ездят на велосипедах, - говорит она.  – Им действительно было бы полезно получить детского велосипедного мэра".

Журнал НВ (№10)

Момент истины

Шесть главных претендентов на президентское кресло ответили НВ на семь вопросов — политических, мировоззренческих и личных

Читать журнал онлайн