Дает ли бог гарантию? В России — новая волна споров об освящении космических ракет

29 ноября 2017, 14:38
1126
Сюжет
Цей матеріал також доступний українською

В России освящение ракет перед запуском успело стать традицией

28 ноября стало известно, что после удачного начала запуска ракеты-носителя Союз-2.1б был потерян спутник Метеор-М - в Роскомосе признали, что его нет на целевой орбите

Ракету перед запуском освящал епископ Благовещенский и Тынденский Лукиан. Неудачный запуск спутника спровоцировал споры о том, отвечает ли за неудачный запуск освящавший ракету священник.

НВ рассказывает об аргументах сторон и о том, как воспринимают освящение ракет, уже ставшее традицией, сами священники и другие россияне.

В чем обвинили священника, освятившего ракету

28 ноября протодиакон Андрей Кураев заявил в эфире радиостанции Говорит Москва, что ответственность за неудачный запуск спутника лежит на благовещенском епископе Лукиане, который освящал ракету-носитель перед стартом.


Протодиакон Кураев считает, что для епископа Лукиана неудачный запуск спутника должен стать поводом задуматься о его отношениях с богом / Кадр видео Тайга.инфо via YouTubeПротодиакон Кураев считает, что для епископа Лукиана неудачный запуск спутника должен стать поводом задуматься о его отношениях с богом / Кадр видео Тайга.инфо via YouTube


"Если человек нечто делает, а выходит плохо, то для него это вопрос задуматься, правильно ли он делает. Очень странно, что церковь вроде предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг. В этом есть некоторая проблема", - заявил он.

Кураев отметил, что освящавший ракету епископ Лукиан так же как и епископ Иоанн, который освящал подлодку Курск, должны бы задуматься о том, так ли хороши их отношения с богом, как это им представляется.

Что ответили на обвинения

Священник Благовещенской епархии Святослав Шевченко прокомментировал слова Кураева РИА Новости.


Священник Благовещенской епархии Святослав Шевченко заявил, что освящение не отменяет "человеческий фактор" / Фото: Святослав Шевченко via FacebookСвященник Благовещенской епархии Святослав Шевченко заявил, что освящение не отменяет "человеческий фактор" / Фото: Святослав Шевченко via Facebook


Он заявил, что освящение чего-либо не снимает ответственности с человека.

"Освящение машины не защитит от ДТП, если ты нарушаешь правила дорожного движения. Скажем так, если освятить машину с пустым бензобаком, она не заведется. Мы обращаемся к богу с молитвами, но освящение не отменяет человеческого фактора, не отменяет и поломок", - сказал Шевченко.

Он сравнил освящение с крещением, которое не гарантирует, что человек попадет в рай или венчанием, которое не гарантирует, что супруги не разведутся.

"Есть идея соработничества человека и бога", - подчеркнул священник.

Шевченко добавил, что Кураев "некогда был блестящим богословом, а допускает популистские высказывания".

Слова Кураева прокомментировал и одиозный протоиерей Всеволод Чаплин - бывший глава синодального отдела по взаимоотношениям с обществом РПЦ, лишившийся должности из-за своей тяги к продукции McDonald's во время поста.

Чаплин сказал Nation News, что позиция, озвученная Кураевым, является "псевдохристианским язычеством".


Мы не должны магически относиться к обряду, а тем более к таинству - протоиерей Чаплин / Фото: Радио СвободаМы не должны магически относиться к обряду, а тем более к таинству - протоиерей Чаплин / Фото: Радио Свобода


"Я ракеты не освящал, но освятил много машин. Насколько знаю, ни одна из них не разбилась, но если разобьется, я не буду по этому поводу сильно сокрушаться. Мы не должны магически относиться к обряду, а тем более к таинству", - заявил он.

Протоиерей добавил, что "oтец Андрей сам таким магизмом совершенно не страдает". Поэтому "Странно, что в одних случаях он говорит, что Бог не обязан автоматически посылать какие-то блага в ответ на обряд, а с другой стороны критикует тех, кто совершает эти обряды".

"Попросту говоря, мы в молитве освящения ракеты, машины, воинского оружия, еды, питья молимся о том, что Господь благословил все это и благословил нас, которые все это потребляют. Было бы язычеством считать, что Бог в ответ должен выдать нам некоторое количество жизненных благ, или обезопасить от некоторого количества происшествий", - сказал также Чаплин.

Не домолились

Кроме богословских дискуссий, неудачный запуск освященной ракеты спровоцировал и ироническую реакцию. Так, лидер группы Ленинград опубликовал в соцсетях стихотворение, начинающееся словами "Видно мы не домолились где-то Или в пост поели жирного гуся, Что не может православная ракета На орбиту выйти, спутники неся".

Видно мы не домолились где-то Или в пост поели жирного гуся, Что не может православная ракета На орбиту выйти, спутники неся. Не взлетела. Бездуховность тянет Нас к земле, подальше от небес, Зло смеются инопланетяне Их щекочет не иначе бес. В небо устремим же свои лица. К чёрту чертежи иже расчеты, Нужно тщательнее всем молиться, Ведь Гагарин тайно был крещёный. Крестный ход устоим и стояния Православным миром. Сколько нас! Масса, скорость, сила, расстояния, Божьему народу не указ. Потому что нужно верить в чудо, А не бредням всяких там ученых. Донесем же до простого люда, Что Великий Юра был крещёный! Гавкает пускай порода пёсья - Е равно у них ЭМ ЦЭ в квадрате. Не летал он в космос, а вознёсся Силой веры и с молитвой, братья.

Публикация от Shnurov Sergey (@shnurovs)

Традиция освящать ракеты

Освящение космических (и не только) ракет уже превратилось в России в настоящую традицию. По данным Медузы, впервые такой случай был упомянут осенью 1994 года, когда командир экипажа, направляющегося к станции Мир Александр Викторенко попросил священника благословить участников экспедиции и освятить ракету.



В 2005 году на космодроме Байконур даже появилась православная церковь - храм святого Георгия Победоносца.



Стоит отметить, что настоятель этого храма Сергей Бычков, который называет себя "постоянным членом боевого расчета" и "заслуженным испытателем космической техники", в интервью Комсомольской правде, рассказывая, зачем освящать ракеты, все-таки связывает этот обряд с успехом запуска.

"Кто-то над этим посмеивался, кто-то спрашивал: а для чего, зачем? Были такие случаи - нас пригласили освятить корабль Протон. Он благополучно ушел. После этого на предприятии была дискуссия: надо ли священников приглашать? Следующий Протон решили не освящать. Это был 1999 год. И он упал через 70 секунд. Потом Протон мы опять освящали, и он благополучно стартовал. Затем опять не стали освящать. Следующий опять падает", - утверждал он.

В то же время, священник говорил, что статистика освящений ракет не ведется. Он также уверял, что обряд проводится бесплатно.

Что говорят об освящении ракет в Роскосмосе и сами космонавты

Бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин (умер в июне 2014 года - ред.) в 2013 году рассказал Интерфаксу, что его ведомство не собирается отказываться от предстартового освящения ракет, но и не планирует вносить эту процедуру в нормативные документы.


Фото: roscosmos.ruБывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин говорил, что освящение ракеты - "добровольная вещь" / Фото: roscosmos.ru


По его словам, за окропление ракет-носителей святой водой и освящение их отвечают лица, которые занимаются "определенным этапом подготовки ракеты".

"Если у них православная вера и положено проводить какие-то обряды, в том числе освящение, то пусть освящают. Зачем запрещать? У нас свобода вероисповедания", - сказал он.

Поповкин заверил, что освящение ракеты - "добровольная вещь" и является правом тех, кто этим занимается.

Он также сказал, что не считает этот обряд залогом успеха запуска.

"У каждого свое вероисповедание - надо ли освящать или не надо. Но надежность ракеты заключается не в том, освятили ее или нет, а в том, как ее готовили (к старту - ред.), как ее изготавливали на заводе-изготовителе, как ее испытывали на космодроме. В этом залог успеха", - говорил бывший глава Роскосмоса.

Однако не все космонавты поддерживали церковные обряды перед запуском ракет. Например, бывший космонавт Юрий Усачев рассказывал в интервью, что не одобряет богослужений на космодроме.

"Я вообще думаю, что вера - это глубоко личное дело, а когда все это так публично делают, в этом есть что-то… не знаю, не хочется сказать ненормальное, но что-то противоестественное", - говорил он.

Согласно результатам телефонного и онлайн-опросов Эха Москвы, проведенных в апреле 2016 года (тогда День космонавтики совпал с православной Пасхой - ред.), не в восторге от этого обряда и их аудитория.

79% опрошенных в интернете и 64% опрошенных по телефону респондентов считают, что освящение ракеты в XXI веке стыдно. Противоположное мнение выразили, соответственно 17 и 36% опрошенных.

В то же время, священник Сергей Бычков, регулярно освящавший ракеты на Байконуре, утверждал, что в освящении ракеты участвуют почти все космонавты.

"На моей памяти только три космонавта отказались. Один наш, российский, другой - Шейх Музафар Шукор из Малайзии, он мусульманин, ему муфтии расписали, как он должен вести себя до полета и во время него. А в крайний полет американец отказался от освящения - сказал, что он не православный, а мормон. А так всегда все стараются получить благословение", - рассказывал СМИ священник.

Российские космонавты также иногда берут с собой в космос иконы.



НВ

Обратите внимание

30 декабря 2018, 10:35
Компании/Рынки
thumb img
Спецпроект
30 декабря 2018, 10:35
29 декабря 2018, 11:53
Компании/Рынки
thumb img
Спецпроект
29 декабря 2018, 11:53