Лука сошел с ума. Теперь об этом знает весь мир
Наглый арест белорусскими силовиками оппозиционного журналиста Романа Протасевича, ради осуществления которого Минск экстренно посадил иностранный лайнер, показал, что Александр Лукашенко утратил чувство реальности и возомнил себя новым Сталиным.
26‑летний белорусский оппозиционный журналист и блогер Роман Протасевич родился тогда, когда Александр Лукашенко, впервые избранный президентом в 1994‑м, уже год находился у власти.
С тех пор многое изменилось, кроме позиции самого диктатора, который так и не решился расстаться с креслом главы государства. Ради него Лукашенко неоднократно и без особых сожалений отправлял в тюрьмы неугодных политических оппонентов, разгонял руками силовиков уличные протесты и ограничивал работу независимых СМИ.
Но 23 мая 2021‑го «последний диктатор Европы» совершил нечто неожиданное даже для себя, выведя гостеррор за рамки своей страны.
Остановится ли Лукашенко, как санкции повлияют на Беларусь и что будет с протестным движением в стране? — в подкасте на Радио НВ:
В этот день по ложному сообщению о минировании белорусы посадили в Минске самолет ирландской компании Ryanair, летевший мимо — из Афин в Вильнюс. Сопровождал посадку борта, совершавшего рейс между двумя странами ЕС, истребитель МиГ-29, поднятый в небо по личному приказу Лукашенко. Вскоре выяснилось, что всю спецоперацию провели ради ареста находившегося на борту лайнера белоруса Протасевича. Тот сильно раздражал диктатора, так как в прошлом редактировал оппозиционный телеграм-канал Nexta и был объявлен на родине в розыск, а в последнее время редактировал другой популярный ТГ-канал Беларусь головного мозга, проживая в Вильнюсе.
Лукашенко ранее не позволял себе подобных действий, затрагивающих Европу. «В своем стремлении отомстить всем за пережитые в 2020 году страхи [тогда глава Беларуси фактически фальсифицировал в свою пользу результаты президентских выборов, столкнувшись в итоге с необычайно мощными протестами избирателей] Лукашенко не заметил, как перешел государственные границы», — говорит уроженец Беларуси Дмитрий Навоша, основатель сайта Tribuna.com, публично критиковавший результаты выборов-2020.

Неприятная правда состоит в том, добавляет Навоша, что этот пример авиапиратства мало чем отличается от преступлений, которые режим Лукашенко ежедневно совершает внутри своей страны. Там разрушение бизнесов, медиа, общественных организаций, физическое насилие, пытки и тюрьмы стали привычной для многих реальностью. Сейчас в стране, по оценкам правозащитников, имеется 421 политзаключенный.
«Из-за слабой реакции Запада он чувствует свою безнаказанность и творит на территории Беларуси все, что хочет», — рассказывает НВ Павел Латушко, один из лидеров белорусской оппозиции, член президиума Координационного совета.

На авиапиратство Лукашенко, задержание Протасевича, а затем и девушки последнего, гражданки РФ Софии Сапеги, Евросоюз в компании Великобритании и Украины таки отреагировал, и быстро: ЕС и британцы закрыли свое небо для белорусской госкомпании Белавиа, а официальный Киев и вовсе прекратил авиасообщение с северным соседом. Более того, Украина еще и запретила до 1 октября импорт электроэнергии из Беларуси и РФ.
Почти два десятка мировых авиакомпаний также решили не летать более над контролируемой диктатором республикой. Кроме того, ЕС заморозил $ 3 млрд инвестиционной помощи этой стране и продолжил работу над четвертым пакетом направленных против нее санкций.
«Как мы и прогнозировали, наши недоброжелатели извне, да и внутри страны, изменили методы атаки на государство. Они преступили множество красных линий, перешли границы здравого смысла и человеческой морали», — заявил по этому поводу сам Лукашенко, выступая 26 мая перед депутатами белорусского парламента.
Быстрая и жесткая реакция Запада вряд ли остановит диктатора от дальнейшего беспредела, предполагает Игорь Ильяш, политический аналитик и журналист Белсата. По его словам, Лукашенко сегодня — это не политик, а глава боевой организации, руководствующийся исключительно соображениями военной целесообразности. «Если можно нанести удар — он его наносит. Политические последствия его не интересуют», — говорит Ильяш, супруга которого — журналистка Белсата Екатерина Андреева — недавно получила 2 года тюрьмы за стрим с акции протеста.
Раздавить всех
Лукашенко начал зачищать информационное поле еще до президентских выборов, прошедших в августе 2020‑го, рассказывают местные журналисты.
В конце июня прошлого года силовики задержали Игоря Лосика, блогера и автора популярного ТГ-канала Беларусь головного мозга. Также за решетку попали потенциальные конкуренты Лукашенко на президентских выборах — банкир Виктор Бабарико и блогер Сергей Тихановский. Но подавить все очаги сопротивления режиму не удалось: во время выборов огромную популярность заработал себе телеграм-канал Nexta, оперативно публиковавший информацию об акциях протестов в разных городах страны. Сегодня его аудитория насчитывает 1,8 млн человек.
Основал ТГ-канал 22‑летний Степан Путило, проживающий в Польше, а главным редактором некоторое время был журналист и фотограф Роман Протасевич. Впрочем, в конце сентября 2020‑го он покинул проект.

Павел Свердлов, главный редактор Еврорадио, рассказал НВ, что Протасевич в последнее время не являлся ключевой фигурой белорусских протестов. «Он живет в Вильнюсе, фотографирует Светлану Тихановскую [лидера белорусской оппозиции] во время официальных визитов и редактирует Беларусь головного мозга», — рассказывает он.
Главред хорошо знаком с Протасевичем, поскольку тот почти год работал фотографом в редакции Еврорадио. «Да, Роман входит в команду Тихановской, но как фотограф, он не идеолог. Лепить из него организатора протестов и террориста — это абсурдная идея», — добавляет Свердлов.
Похоже, Лукашенко просто мстит за прошлогодние неприятности, когда акции протестов против него проходили по всей территории страны, и продолжает стратегию тотального террора, на которую он сделал ставку летом 2020‑го, объясняет Ильяш. Самопровозглашенный президент, мол, твердо намерен превратить свою авторитарную диктатуру в классическое тоталитарное государство, где не будет места никакому инакомыслию, а власть станет на 100 % контролировать информполе.
За неделю до спецоперации по задержанию Протасевича белорусские силовики заблокировали сайт самого популярного местного интернет-издания tut.by и задержали 15 сотрудников редакции, включая главного редактора.
Аресты журналистов в Беларуси стали делом обычным, рассказывает Свердлов. 14 мая во время освещения одного из судебных заседаний силовики взяли и посадили на 15 суток журналистку tut.by. Девушка, возможно, еще не знает, что заблокирован и сам ресурс, на котором она трудилась.
Сотрудников СМИ в Беларуси не только задерживают на 15 суток, но и дают реальные уголовные сроки: в феврале две журналистки получили 2 года колонии за стрим с акций протестов. А 25 мая, уже после задержания Протасевича, суд приговорил к 4 годам тюрьмы Ирину Счастную, которая редактировала некоторые телеграм-каналы.
Даже те, кто покинул Беларусь, не могут чувствовать себя в безопасности. Ведущая Белсата Арина Малиновская недавно уехала из страны. Вскоре после этого в «заложники к режиму» попал один из ее родственников — того отказываются выпускать на волю, пока журналистка не вернется домой.
24 мая Лукашенко подписал изменения в законодательство о СМИ и массовых собраниях, которые еще больше ограничивают работу журналистов, запрещают стримы с акций протестов и дают возможность госорганам блокировать любое медиа. «Лукашенко мыслит как раненый зверь, который, может, и зализал уже рану, но не чувствует себя в безопасности, обижен на то, что произошло [прошлогодние акции протестов], и хочет предотвратить это в будущем», — считает Свердлов.
Сам Лукашенко уверяет окружающих: приняв самые жесткие меры, белорусское государство «в зародыше подавило волну неонацизма». «Наши действия могли показаться чрезмерными тем, кто оправдывает их злодеяния. Но эта стратегия жизненно важная для страны», — заявил он.
Проснувшийся Запад
Хотя диктатор принялся терроризировать граждан Беларуси еще в 2020‑м, Запад особо на его действия не реагировал. «Пока Лукашенко все сходило с рук», — признает один из лидеров оппозиции Латушко.
ЕС был сфокусирован на других темах — борьбе с пандемией, распространении вакцин, отношениях с Россией, объясняет НВ Рикард Йозвяк, эксперт по политике Евросоюза. Но после инцидента с захватом самолета Ryanair последуют жесткие меры, предполагает он.
Санкции против белорусских физ- и юрлиц готовились и до акта воздушного пиратства, но теперь, скорее всего, они будут расширены и ускорены. Уже принятые ограничения направлены против 88 лиц, среди которых и Лукашенко, и семь организаций, объясняет Йозвяк. Но они не заставили диктатора изменить свои политические методы. А потому их стоит усиливать.

Инструмент санкций не стоит недооценивать, добавляет Навоша. Деньги в Беларуси не хлещут из‑под земли в виде нефти и газа, как в России. Поэтому ограничительные меры, например, в отношении Белнефтехима или Беларуськалия, стали бы сильным ударом по режиму. «Нужно помочь той же Украине чем‑то заместить поставки [нефтепродуктов] с Мозырского НПЗ», — говорит Навоша. Также, мол, назрели реальные, а не косметические меры в отношении «кошельков режима», начиная с бизнесменов Алексея Олексина и Михаила Гуцериева. «Свою ренту из Беларуси клан Лукашенко выжимает именно через них», — уточняет Навоша.
Латушко и вовсе призывает ЕС и США действовать максимально жестко. Он советует ЕС присоединиться к санкциям США против предприятий белорусской нефтехимической промышленности, отключить тамошние госбанки от международной системы SWIFT и от международных платежных систем Visa и Masterсard, а иностранным банкам закрыть их корреспондентские счета. Кроме того, можно, мол, исключить Беларусь из Интерпола и международной организации гражданской авиации, а зарубежным фирмам прекратить сотрудничество с госкомпаниями Беларуси, не дожидаясь принятия санкций.
Латушко говорит, что сейчас приоритетом для демократических сил Беларуси является признание Лукашенко террористом на международном уровне. «Это полностью заблокирует все возможные контакты с ним для других стран, в том числе и для России», — объясняет он.
В белорусском Центре стратегических и внешнеполитических исследований объясняют, что теперь Беларусь в глазах мира — это на 100 % страна-изгой, угроза миру и безопасности, в отношении которой глобальное сообщество будет применять системную политику давления. Политический кризис из внутреннего окончательно трансформировался в международный, что усилит токсичность страны для всех ее международных партнеров.
Главным же бенефициаром инцидента с самолетом Ryanair, по мнению аналитиков центра, является президент России Владимир Путин. Ведь в нынешней ситуации Беларусь попадает в полную зависимость от Кремля, с которым Лукашенко ведет сложные переговоры. Да и на фоне белорусского самозванца Путин в глазах Запада уже не выглядит «безусловным убийцей».

Белорусский вопрос, скорее всего, попадет в повестку июньских переговоров российского лидера и президента США Джо Байдена.
Пока Лукашенко пользуется поддержкой Кремля, он, скорее всего, может отвернуться от требований Запада придерживаться демократического поведения. Или, как в случае с самолетом, от норм международного права. Таков прогноз Джона Хербста, директора Евразийского центра в Атлантическом совете в Вашингтоне. Но Запад должен добиваться того, чтобы Минск заплатил высокую цену за подобные нарушения с помощью санкций. Например, госкомпания Белавиа, полеты которой ограничили теперь многие страны, уже заявила о планах по сокращению расходов и персонала.
Стивен Пайфер, экс-посол США в Украине, уверен: если сейчас Запад под лидерством ЕС не отреагирует в достаточно жесткой манере, то вполне можно ожидать, что Лукашенко и дальше будет пренебрегать международным правом.
Если ответ ЕС и США окажется недостаточно убедительным, то дальше можно ожидать похищений оппонентов минской диктатуры на улицах европейских городов, предостерегает Игорь Ильяш.
Случай с авиапиратством подтвердил, что у режима, который находится у руля власти в Беларуси, нет никаких тормозов, резюмирует Свердлов. Лукашенко живет в информационном вакууме и не думает о последствиях своих действий. При этом он понимает, что имеет много скрытых оппонентов и что протестные настроения хоть и подавлены, но никуда не исчезли. «Лукашенко загоняет себя в угол и создает вокруг себя и Беларуси атмосферу, в которой перемены станут единственным вариантом, в том числе и для него», — прогнозирует журналист.
На грани опасности
Белорусская экономика ощутимо зависит от Украины и режима свободной торговли с ней, и если Киев решит ввести против Беларуси санкции, Минск утратит $ 3,1 млрд.
В мире торговых войн действует логика: не начинай войну против страны, с которой у тебя имеется торговый профицит.
Именно его в торговле с Украиной получает Беларусь, небольшая европейская экономика с неустойчивой системой госфинансов, управляемая авторитарным режимом Александра Лукашенко.
В среднем Беларусь наторговывала с Украиной за год $ 5 млрд. В 2020‑м из‑за ограничений, связанных с коронавирусом, который Лукашенко предлагал лечить при помощи бани, водки и чеснока, этот показатель снизился до $ 4,5 млрд, из которых $ 3,1 млрд — это товары и услуги, проданные украинским потребителям. Это довольно значительная цифра — 11 % всего белорусского экспорта и примерно 4 % доходов тамошнего госбюджета.

Подобное положение дел давно сделало Украину вторым по значимости торговым партнером Беларуси после РФ. Что выгодно отличает № 2 от № 1, так это то, что украинский бизнес в основном закупает продукцию бизнеса белорусского, в то время как россияне преимущественно продают западной соседке свои товары и сервисы.
Беларусь и ее промышленность явно заинтересованы в Украине больше, чем Украина в ней, а потому любые потенциальные санкции официального Киева против экономических и инвестиционных связей с Минском ударят по режиму Лукашенко достаточно больно. «Последнему диктатору Европы» для поддержания курса национальной валюты очень нужна валютная выручка — если не доллары и евро, то хотя бы гривни и российские рубли.
Но даже РФ, имеющая весьма крепкие связи с Беларусью, не торопится финансировать потребности ее госэкономики, откладывая кредитные транши и оттягивая даты размещений белорусских облигаций на российских фондовых биржах. Валютные же облигации этой страны, торгуемые на Западе, уже заметно просели на фоне событий вокруг задержания в Минске оппозиционного блогера Романа Протасевича. Финансовые аналитики готовятся к возможному введению западных санкций, направленных против белорусского госдолга.
Если режим Лукашенко потеряет доступ к долговому рынку, ему придется собирать больше налогов, а для этого необходимо торговать со странами, где белорусский бизнес может хорошо зарабатывать. Так, товары из страны, власть в которой удерживает «бацька», вошли в значимые и высокомаржинальные сегменты украинской экономики — например, в программу Большая стройка. Это не только поставки битума, но и прямое участие предприятий Белавтодора в ремонте отечественных дорог. Нефтепродукты, удобрения, электроэнергия — не менее важные составляющие белорусского экспорта, направленного на берега Днепра. Белорусская нефтяная компания пользуется услугами государственной Укртранснефти для транзита сырья из порта Южный по территории Украины. И вишенка на торте — продажи грузовиков, автобусов, троллейбусов, тракторов и другой техники для растущей и технологичной украинской агросферы.
Продажи минских автобусов уже «посыпались». Так, мэр Львова Андрей Садовый еще в апреле отказался от идеи закупить для города 100 низкопольных МАЗов за кредитные деньги от Европейского инвестиционного банка. Впрочем, Житомир и Кривой Рог все же приобрели белорусские троллейбусы. А такие флагманы белорусского машиностроения, как БелАЗ, МТЗ, МАЗ, продолжают торговать на рынке южного соседа, владея здесь широкой сетью дистрибьюторов. Запчасти от МАЗ имеют свою долю в закупках украинских машиностроительных компаний.
Всей этой энергичной торговой динамике способствует режим свободной торговли, который действует между странами уже почти 30 лет. Но нынче он стал сбоить: Киев ввел торговые ограничения против белорусского цемента. Продолжил дело Кабмин Дениса Шмыгаля, который с 26 мая запретил авиасообщение с Беларусью, ставшей важным транзитным пунктом для украинцев, желающих добраться в РФ.
Украина продает Беларуси в основном агропродукцию — зерно, молоко — и стальной прокат. То есть сырьевые товары, основной спрос на которые формируют крупные экономики вроде Евросоюза и Китая. Так что найти замену белорусскому спросу на них для украинских компаний вполне реально.
IT-сектор — единственная современная отрасль белорусской экономики — проголосовала против режима Лукашенко «ногами». Опасаясь санкций и нестабильности бизнес-климата, около 40 белорусских технологических компаний перенесли свои офисы в Украину, усилив здешний IT-рынок. Остальные выбрали Литву и экосистему Вильнюса.
Белорусская банковская система известна тем, что предоставляет убежище «шальным деньгам». Именно в белорусском Абсолютбанке олигарха Николая Воробья хранил свои сбережения Виктор Медведчук, один из лидеров ОПЗЖ, обвиняемый в госизмене. НБУ в декабре отказал Воробью, находящемуся под санкциями ЕС, в покупке украинского подразделения БТА Банка.
Режим Лукашенко, опираясь на силовиков, забыл урок Владимира Путина: агрессивная политика должна опираться на экономику и крупные финансовые резервы. Теряя связи с Украиной, белорусы утрачивают экспортную выручку, рабочие места и налоги. Так что у задержания блогера Протасевича есть своя, довольно ощутимая цена, и исчисляется она миллиардами долларов. Особенно если официальный Киев введет против режима Лукашенко полноценные санкции.
Читайте этот материал в свежем номере журнала НВ — № 19 от 27 мая 2021 года