«Популистский пшик» вместо смертельного удара? Почему в Украине спорят о деталях нового законопроекта об олигархах, который готовят в ОП

28 мая 2021, 13:06
Сюжет

Спустя неделю после того, как президент Владимир Зеленский пообещал публично представить законопроект об олигархах, в СМИ появились лишь фрагменты его неофициальной версии. Они спровоцировали дискуссию, что вынудило Банковую заявить о продолжении работы над документом.

НВ рассказывает, что стало известно о деталях готовящегося законопроекта об олигархах и почему он оказался таким резонансным.

Что это за законопроект и что о нем известно?

Видео дня

Подводя итоги двух лет у власти на большой пресс-конференции 20 мая, президент Владимир Зеленский выразил уверенность в своей способности положить конец эпохе олигархов в Украине. Успех этого процесса он напрямую связал с воплощением в жизни законопроекта об олигархах, который разрабатывают при участии ОП. А желание «построить страну без олигархов» на той же пресс-конференции назвал первым в своем списке приоритетов.

«Мы чистим вертикали, выстроенные крупным бизнесом, назовем их так, потому что пока они не олигархи, поскольку нет нашего закона», — пояснил Зеленский. Он также добавил, что законопроект «готов на 100%» и ознакомиться с ним можно будет «на следующей неделе».

Враг или друг: какие отношения Зеленского с олигархами - вопрос Михаила Ткача

«Закон [законопроект], в принципе, он готов — написан. На 100% готов. Но мы считаем, что есть несколько деталей. Я думаю, что он появится на следующей неделе. Мы не хотим убить большой бизнес, но мы точно убиваем понятие, суть и влияние олигархической системы в нашей стране», — сообщил президент. В то же время он заявил, что «загонять в глухой угол» большой бизнес никто не будет.

В ответ на вопрос о критериях определения олигархов Зеленский дал понять, что законопроект будет учитывать три фактора: размер активов, влияние на медиа и политическую жизнь Украины. Ранее секретарь СНБО Алексей Данилов, анонсируя работу над таким законопроектом, заявлял, что под его критерии могут попасть как минимум "13 персон, которых можно с уверенностью отнести к среде олигархов". Ни Данилов, ни Зеленский не озвучивали их фамилии публично.

27 мая портал ZN.ua, редакции которого удалось ознакомиться с законопроектом, опубликовал первые выдержки из текста документа. Как и пояснял Зеленский, олигархов в нем предлагается определять по трем критериям — это люди, которые одновременно:

  • «принимают участие в политической жизни»;
  • «оказывают значительное влияние на средства массовой информации»;
  • «осуществляют контроль над значительной по объему хозяйственной деятельностью».

Каждый из этих факторов, по информации ZN.ua, детализирован в законопроекте отдельно.

Свидетельством участия в политической жизни может быть:

  • занятие высокой должности в госаппарате (от президента до руководителя любого центрального органа исполнительной власти),
  • связанность с высокопоставленным должностным лицом,
  • финансирование или непосредственное руководство партией
  • контроль над СМИ, «распространяющим информацию политического характера».
poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

С учетом критерия «бизнес» олигархами могут счесть:

  • конечных бенефициаров естественных монополий,
  • монополистов (50% в течение года подряд) товарных рынков,
  • собственников или бенефициаров активов стоимостью более миллиона прожиточных минимумов (сейчас это 2,27 млрд грн, или $84 млн.) — причем «стоимость будет определяться совокупно по размерам всех активов, к которым причастен потенциальный олигарх, а не долей, принадлежащих именно ему», уточняет ZN.ua.

Влияние же на медиа, насколько можно судить из обнародованной изданием информации, будет определяться тем, что принадлежащие потенциальному олигарху СМИ «распространяют информацию политического характера». Такой информацией предложено считать «освещение, анализ или обсуждение деятельности органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, народных депутатов и других членов коллегиальных органов государственной власти».

Людей, официально признанных олигархами, предлагается включать в Реестр лиц, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов).

Их могут обязать подавать декларации, а также запретить им:

  • делать взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий;
  • быть бенефициаром (в том числе иметь в собственности) либо контролером средства массовой информации, распространяющего информацию политического характера;
  • быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации.

«Есть за что критиковать»: что говорят о возможной версии законопроекта

Вероятные детали документа уже прокомментировали и поспешили отчасти опровергнуть на Банковой. Советник главы ОП Михаил Подоляк заявил, что опубликованная в СМИ версия законопроекта об олигархах не соответствует оригиналу, который сейчас находится на этапе подготовки.

Выдержки из документа Подоляк назвал «непонятным вариантом». По его словам, началом законодательной работы можно будет считать регистрацию законопроекта в парламенте или его официальную презентацию. «Это точно не происходит в форме публикации чьих-то фантазий о возможном законопроекте или в форме „слива“ в какое-то из средств массовой информации каких-то никем не подтвержденных и вообще непонятных вариантов. То, что опубликовано сегодня в СМИ, не является текстом подготовленного законопроекта», — отметил Подоляк 27 мая.

Он призвал дождаться рассмотрения законопроекта в Раде и его второго чтения, прежде чем дискутировать о деталях. «Сейчас нельзя говорить безоговорочно о том, каким будет закон о деолигархизации, инициированный президентом Владимиром Зеленским, после его принятия парламентом. […]. Его конкретные нормы еще будут дополняться, детализироваться, шлифоваться. Это происходит в том числе и сейчас — на этапе подготовки», — резюмировал Подоляк. Отдельно он отметил, что «рациональные предложения к законопроекту будут рассмотрены и проанализированы депутатами и в рамках парламентских процедур».

Он также прокомментировал дискуссию вокруг законопроекта в своем Facebook, обвинив олигархов в нагнетании ситуации. «Еще самого закона с конкретными понятиями, определениями, юридическими формулировками нет, тем не менее, многие из тех, кто потенциально (или обязательно) туда попадает, побежали в медийку жалостливо доказывать, что они совсем не олигархи», — отметил советник главы ОП.

Такие заявления Михаила Подоляка появились после того, как обнародованные в СМИ детали документа вызвали немало вопросов в общественной сфере, в том числе в медиа-сообществе.

Юлия Самаева, редактор отдела экономики ZN.UA, которой удалось ознакомиться с вероятным текстом документа, в своем материале предполагает, что главный его удар придется именно на СМИ и «следующим шагом после принятия этого законопроекта должна стать большая распродажа украинских медиа». «Условный Томаш Фиала, компания которого владеет кучей активов и двумя влиятельными медиа [включая проекты НВ и УП — прим.ред.], которые, собственно, тем и заняты, что „распространяют информацию политического характера“, вполне себе под прицелом», — пишет Самаева.

Наибольшей же проблемой журналистка считает тот факт, что нормы законопроекта прописаны так, что «другие активы, которые, собственно, и приносят основной денежный поток, олигархи могут оставить себе».

«Уменьшит ли потеря медиаресурса рыночное влияние олигархов? Нет, Коломойский останется совладельцем Укрнафты и реальным контролером Укртатнафты. Монополия Ахметова в энергетике не дрогнет. Облгазы Фирташа продолжат поставлять газ большинству украинцев. Чтобы это изменить, необходимы другие механизмы, ограничения, изменения в регуляциях, расследования, контроль над работой госкомпаний — все то, чего в законопроекте нет и близко», — заключает Самаева.

В своей публикации журналистка прогнозировала, что в ОП попытаются опровергнуть обнародованные детали законопроекта. Позже она отдельно прокомментировала этот факт, выразив надежду на то, что документ перепишут: «Первый пункт о „фейке“ выполнили. Ждем второй — принципиально новый и нормальный проект».

Портал Детектор медиа вслед за ZN.ua предположил, что в случае принятия законопроекта с учетом обнародованных деталей Украину может ожидать «большое перераспределение медиа». Шеф-редактор Детектора медиа Наталья Лигачева написала: «Пока нет официально зарегистрированного проекта, мы не можем анализировать его. Но если в реальном законопроекте все так, как пишет ЗН, то это жесть. Забавно будет оказаться в роли „защитника“ олигархов человеку, почти 25 лет потратившему на обличение пагубности олигархических медиа :) Правда, и принятие такого законопроекта Радой — почти равно нулю. Начался большой торг».

Журналист Валерий Калныш критически прокомментировал основные положения предполагаемого законопроекта, хотя и добавил, что предпочел бы дождаться его полной версии.

«Слезы кровавые из глаз. […] Я и до этого не сильно верил в правовой гений действующий власти, а тут и совсем уж разочаровался. Простите, но вносить в список олигархов того, у кого меньше 100 млн долларов и в собственности СМИ которое дает политические новости это как-то вот понизить планку. Власть же вроде за крупной рыбой решила охотиться, а тут прямо какая-то дискредитация по имущественному принципу. Пацаны из списка Форбс не поймут)», — с иронией отметил Калныш.

Журналистка Татьяна Николаенко после публикации выдержек из законопроекта напомнила об анекдоте: «Хотите кризис с туалетной бумагой, сделайте министерство туалетной бумаги».

«Хотите больше олигархов, напишите о них закон. Не 5 будет, а 25, 35… […] Нужен не закон об олигархах, а эффективные антимонопольные органы, нужно не плодить министров от олигархов и не голосовать или проваливать им в угоду законопроекты. И не писать законы так, чтобы из них еще выросли земельные и игорные олигархи», — полагает Николаенко.

Агия Загребельская, основательница общественной организации Лига антитраста и бывшая государственная уполномоченная Антимонопольного комитета Украины, называет «разговоры о реестре олигархов» политтехнологией, «в цели которой деолигархизация не входит». Свою мысль Загребельская пояснила в серии постов в Facebook, приведя целый ряд примером монополизации олигархами разных сфер в Украине.

«Принудительно разделить монополии олигархов может уже сегодня сформированный и подконтрольный Зеленскому АМКУ. Вместо этого он либо вообще отказывается проводить расследование, либо применяет „лояльные“ санкции», — подчеркивает Загребельская.

Глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин назвал обнародованные в СМИ выдержки из законопроекта «популистским пшиком», который мог бы стать «смертельным ударом по олигархам» только в паре с эффективной судебной реформой.

«Если коротко — пшик. Что не удивительно. А как можно ожидать серьезной войны с олигархами, если президентская Венедиктова их постоянно отмазывает, — констатирует Шабунин. — Жаль, прямо до слез. Я до последнего надеялся, что там будет, например, усиление полномочий и независимости АМКУ [Антимонопольного комитета]», — отметил Шабунин.

Политтехнолог Виктор Таран допустил, что «вместо закона против олигархов получим закон о медийном рейдерстве».

«Ну и еще одна „плюшка“ — существенное уменьшение имущественного ценза для вхождения в список „олигархов“. Несчастные 100 млн долларов, — пишет Таран. — К сожалению, об усилении работы Антимонопольного [комитета], переформатировании работы госкомпаний и других реальных инструментов противодействия олигархам в законопроекте — ничего».

Политолог Владимир Фесенко высказал предположение, что над текстом законопроекта работало несколько отдельных групп («от СНБО, Офиса президента, от [замглавы ВР Руслана] Стефанчука и Слуг народа, возможно, кто-то еще на условиях аутсорсинга»). И именно разногласиями между этими группами может быть обусловлена утечка информации в СМИ о спорных деталях законопроекта, полагает политолог.

«Сводить [текст документа воедино], по идее, должны в Офисе Президента, почему в конце материала [ZN.ua] и упоминается группа во главе с [замглавы ОП] Андреем Смирновым. А слили эту информацию, скорее всего, недовольные (обойденные) в процессе финализации работы над законопроектом. Некоторые источники полагают, что недовольны разработчики из СНБО. Очевидно, что законопроект еще сырой. Поэтому есть за что критиковать», — констатирует Владимир Фесенко.

Согласно второй его версии предварительный текст законопроекта «могли слить и заинтересованные олигархи, которые, судя по информации в ЗН, также имели текст законопроекта на руках». «Общий интерес всех недовольных [олигархов] — дискредитировать и сам законопроект, а, по максимуму, и саму идею борьбы с олигархами», — полагает он.

В отдельном видеоблоге о попытке Зеленского развернуть деолигархизацию в Украине Фесенко призвал дождаться, когда авторы законопроекта подготовят его официальную версию, представят ее общественности, зарегистрируют в Верховной Раде

«Тогда будем его обсуждать уже более конкретно, по отдельным пунктам. […] Сам же этот законопроект и попытка его утверждения в Верховной Раде станут новым важным этапом вот в этой политике деолигархизации. Поэтому тема надолго, я думаю, мы еще к ней будем возвращаться неоднократно», — отмечает Фесенко.

poster
Сегодня в Украине с Андреем Смирновым

Дайджест новостей от ответственного редактора журнала NV

Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо NV
X