10 ролей Евгения Марчука. Кем был для Украины политик, считавший возвращение ядерного статуса «примитивным», а Кучму — «поздним Горбачевым»
5 августа на 81-м году жизни умер Евгений Марчук — бывший премьер-министр, глава Минобороны и секретарь СНБО Украины.
С первых лет независимости Украины Марчук был одной из самых значимых политических фигур страны и сохранял свое влияние вплоть до последнего времени. 30 лет своей карьеры он посвятил работе в КГБ СССР, еще столько же — работе на самых высоких госдолжностях уже в Украине. Он любил повторять, что первым среди украинских политиков создал собственный интернет-сайт, и действительно был на виду десятилетиями: эрудированный, владеющий несколькими языками и обладающий немалыми политическими амбициями.
Евгений Марчук находил свою нишу практически при всех президентах, хотя сам победить на выборах главы государства так и не смог.
Интервью с Евгением Марчуком на Радио НВ:
НВ напоминает о главных из карьерных ролей Марчука.
Учитель без учеников
Евгений Марчук родился в 1941 году в селе Долиновка (тогда Одесская область, ныне Кировоградская). По первому образованию он был педагогом: в 1963 году Марчук окончил филологический факультет Кировоградского педагогического института им. Пушкина по специальности «учитель украинского языка и литературы» (многие годы спустя защитил также диссертацию кандидата юридических наук).
Однако тогда работать по профессии Марчук не стал. Почти сразу же после окончания вуза он получил должность оперуполномоченного Кировоградского областного управления КГБ.
Сотрудник и топ-руководитель спецслужб УССР
Марчук работал в советских спецслужбах несколько десятилетий: с 1963 года вплоть до развала СССР. За почти 30 лет он прошел путь от младшего оперуполномоченного до первого замглавы КГБ УССР. Одна из самых малоизвестных страниц его биографии этих лет — работа в Пятом управлении КГБ СССР, которое считалось ответственным за работу по линии «борьбы с идеологическими диверсиями» и, среди прочего, преследовало диссидентов.
За считанные месяцы до провозглашения независимости Украины Марчук получил еще один высокий пост, теперь уже в правительстве УССР: в июне 1991 года его назначили госминистром по вопросам обороны, национальной безопасности и чрезвычайных ситуаций.
Генерал армии и первый глава СБУ независимой Украины
В ноябре 1991 года Евгений Марчук был назначен первым председателем Службы безопасности Украины и занимал эту должность вплоть до 1994 года. Тогда же, в 1994 году, президент Леонид Кравчук присвоил Марчуку звание генерала армии Украины.
Первый вице-премьер и и.о. главы Кабмина
В 1994 году в Украине прошли досрочные президентские выборы, и их победитель Леонид Кучма уже в статусе президента назначил Марчука первым вице-премьер-министром в правительстве Виталия Масола. Этот пост Марчук совмещал с должностью главы Координационного комитета при президенте по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Он был главным лицом в стране, отвечавшим за вопросы госбезопасности и обороны.
Часто цитируют такие слова Леонида Кучмы о Марчуке в этой роли: «Укрепить Кабинет должны были новые первые вице-премьеры — Виктор Пинзеник и Евгений Марчук, бывший председатель СБУ. По правде, Марчук стал „первым вице“ скорее волею судьбы: после того, как переговоры относительно Черноморского флота, которые он проводил в ранге вице-премьера с российским заместителем министра иностранных дел Дубининым, зашли в глухой угол, Борис Ельцин заменил Дубинина на первого вице-премьера Олега Сосковца. Статус Марчука по нормам международных отношений автоматически должен был повыситься, чтобы соответствовать статусу его партнера на переговорах. Марчук представлял собой невиданный доселе тип украинского политика — импозантный, эрудированный, он владел иностранными языками, играл на фортепиано и производил впечатление человека знающего и энергичного, легко ориентирующегося в информационных потоках. Плюс ко всему он был сравнительно молодым — на добрых полтора десятка лет моложе Масола».

В этот же период Марчук от Киева и Сосковец от Москвы парафировали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве — так называемый Большой договор, на многие годы определивший развитие отношений Украины и РФ. Кроме того, в роли первого вице-премьера Марчуку удалось разрешить кризисную ситуацию в Крыму — тогдашний президент автономии Юрий Мешков взял курс на максимальное сближение с Россией, вплоть до присоединения. В итоге ему пришлось уехать в Москву: институт президентства в Крыму был ликвидирован, против Мешкова в Украине возбудили уголовное дело.
Когда же Масол подал в отставку, именно Марчук с марта 1995 года исполнял обязанности главы правительства.
Четвертый премьер-министр Украины
В июне 1995 года Марчук наконец-то обосновался в кресле премьера официально. Должность главы Кабмина он получил после затяжного противостояния между Кучмой, стремившимся к расширению своих полномочий, и Верховной Радой. Итогом кризиса стал конституционный договор между президентом и парламентом, а также назначение Евгения Марчука премьер-министром Украины.
Эту должность политик занимал до мая 1996-года. Его правительству пришлось столкнуться с серьезными экономическими проблемами в Украине середины 90-х, а также с крупными общественными протестами, среди которых «черный вторник» — столкновения у Софиевского собора Киева после отказа властей предоставить разрешение на захоронение патриарха Владимира на территории собора (июнь 1995).
Впоследствии и Кравчук, и Кучма критиковали Марчука в роли главы Кабмина. Второй президент вменял ему «полное отсутствие вкуса к ежедневной хозяйственной работе и желанию ее выполнять, неугомонную страсть к многословию». А Кравчук заявлял: «Профессиональный премьер из него не вышел. Опытный Марчук, оказавшись в не совсем привычных для себя условиях, начал допускать непонятные ошибки. Безусловно, ошибкой стала демонстрация своих амбиций».
Народный депутат и творец «собственного политического имиджа»
С этих лет противостояние между Кучмой и Марчуком нарастало, и премьер начал собственный политический заплыв. Он успешно баллотировался в парламент и по итогам довыборов в Раду, состоявшихся в декабре 1995 года, стал народным депутатом от избирательного округа в Полтавской области. В парламенте Марчук входил в состав комитета по вопросам обороны и госбезопасности, а осенью 1996 года возглавил фракцию Социально-рыночный выбор.
Несколькими месяцами ранее Марчук потерял пост премьера: Кучма уволил его в мае 1996 года. Тогда в Администрации президента пояснили, что глава Кабмин был отправлен в отставку «за создание собственного политического имиджа». В этом Евгений Марчук весьма преуспел: многие годы он оставался одной из самых заметных и влиятельных фигур украинского политического Олимпа.
Оппонент Кучмы и участник «Каневской четверки»
Следующей целью Марчука были президентские выборы 1999 года. Первым этапом высокого политического сезона должна была стать парламентская кампания 1998 года, в которой недавний премьер принимал участи в составе Социал-демократической партии Украины (объединенной). Марчук вошел в первую пятерку СДПУ (о) вместе с Леонидом Кравчуком, Василием Онопенко, Виктором Медведчуком и Григорием Суркисом. Она была объявлена на съезде партии в октябре 1997-го — почти в те же дни Марчук официально заявил о желании баллотироваться на пост президента на ближайших выборах.
Став нардепом во второй раз, Марчук после выборов несколько месяцев возглавлял парламентскую фракцию СДПУ (о), был также главой комитета по вопросам социальной политики и труда.
Когда же СДПУ (о) решила поддержать Леонида Кучму на президентских выборах, Марчук отмежевался от этой политсилы. В декабре 1998 года он сложил с себя полномочия главы фракции, затем и вовсе вышел из ее состава, присоединившись к депутатской группы Независимые.
Накануне выборов Марчук стал участником Каневской четверки — политической коалиции, имевшей шансы сформировать серьезную оппозицию Леониду Кучме. Летом 1999 года на Каневской горе у могилы Тараса Шевченко соглашение За честные выборы подписали четыре политика: Евгений Марчук; спикер Рады Александр Ткаченко; экс-спикер Александр Мороз; мэр Черкасс Владимир Олийнык. Они задекларировали идею объединения Украины вокруг борьбы с коррупцией, а также намеревались выдвинуть единого кандидата в президенты. Однако в итоге «четверка» развалилась: Мороз пошел на выборы самостоятельно, Ткаченко снял кандидатуру в пользу Петра Симоненко.
Ни один из участников объединения во второй тур президентских выборов не вышел. Мороз стал третьим, а Марчук — пятым (8,13% голосов). Президентом во второй раз был избран Леонид Кучма.
Секретарь СНБО
Еще до второго тура президентских выборов Марчук получил новую высокую должность: в ноябре 1999-го Кучма назначил его секретарем СНБО — решение, ставшее для многих неожиданным. Этот пост Марчук занимал до лета 2003-го, фактически выйдя из активной оппозиции Кучме.
Будучи секретарем СНБО, политик сложил депутатские полномочия и стал менее публичным. В 2000-м он попал в ДТП (автомобиль съехал в кювет, водитель не справился с управлением). Марчук оказался в реанимации с травмами позвоночника, но спустя многие недели сумел восстановиться.
Министр обороны Украины
В 2003—2004 годах Марчук занимал должность министра обороны в правительстве Виктора Януковича. Именно ему пришлось реагировать на конфликт вокруг острова Тузла и обострение отношений с Россией, решившей построить дамбу к украинскому острову в Керченском проливе.
Тогда в интервью газете День Марчук называл эту ситуацию «уроком» для Украины и отмечал, что она показала «непредсказуемость российской политики по отношению к соседу». «Может, это и к лучшему, что случилась тузлинская история: мы быстрее приучимся к тому, что Россия, хотя и стратегический партнер, но она еще и серьезный конкурент. Такова логика современного мира, и в ней нет места иллюзиям», — отмечал Евгений Марчук в ноябре 2013-го.
5 августа 2021 года, после известия о смерти Марчука, президент Украины Владимир Зеленский также упомянул о его роли в решение конфликта вокруг Тузлы. «Этот кейс точно является примером крайне эффективной и действенной реакции ответственных политиков на безосновательные, но агрессивные территориальные посягательства со стороны соседей», — отметил Зеленский.
Оставив должность министра накануне Оранжевой революции, Марчук был востребованным и после смены власти в Украине. В 2008 году он был внештатным советником президента Виктора Ющенко. А через год после Революции достоинства, в декабре 2014 года, возглавил Международный секретариат по безопасности и гражданскому сотрудничеству между Украиной и НАТО, а также Украиной и ЕС. Эта структура курировала евроатлантическое направление интеграции Киева от СБУ, которую тогда возглавлял Валентин Наливайченко.
На президентских выборах 2019 года Марчук выступил в поддержку генерала Игоря Смешко, а также входил в руководство его партии Сила и честь.
Представитель Украины в минской ТКГ
В ноябре 2018 года президент Петр Порошенко уполномочил Марчука представлять Украину в Трехсторонний контактной группе по мирному урегулированию ситуации на Донбассе. В этой роли Марчук сменил Леонида Кучму, который летом 2019 года вновь вернулся в ТКГ на место украинского представителя.
Шесть цитат Евгения Марчука
1. «Я резко отрицательно отношусь к идее возвращения Украине ее ядерного статуса, которую выражают некоторые политики. Это поверхностный и примитивный подход. Такие политики просто не знают анатомии и механизмов обладания ядерным оружием, они не понимают глубины вопроса», — январь 2021 года, в интервью Радио Свобода.
2. «К Зеленскому у меня весьма позитивное отношение — как к актеру и к смелому человеку, который пойти на такой шаг рискнул, но почему-то сразу ассоциация возникает: очень хороший металлург нейрохирургом решил стать, причем сегодня. Государственная машина невероятно сложная, сразу команду собрать, которая моментально включится, — сверхтяжело. Для понимания того, что за человек, я перед выборами даже записи некоторых его встреч с бизнесом посмотрел, еще какие-то выступления. Он искренне стране добра хочет, но ему знаний не хватает, и это естественно», — июль 2019 года, в интервью газете Бульвар Гордона.
3. «Крым, когда он перестанет служить России „непотопляемым авианосцем“, плацдармом угроз, окажется этой стране ненужным, и как военная база вообще эта ноша станет слишком тяжелой и не будет отвечать интересам страны», — январь 2021 года, в интервью Радио Свобода.
4. «Референдум по НАТО необходимо проводить тогда, когда к этому созреет ситуация, а не тогда, когда идут выборы — и чтобы использовать саму идею или инициативу о референдуме, как метод политической борьбы», — февраль 2006 года, в интервью Сергею Рахманину для проекта Звуки життя: дійова особа (Наше радио и Радио Свобода).
5. «У нас часто говорят: „Президент — гарант Конституции“. Это не совсем точно. Он является гарантом соблюдения Конституции. В Конституции есть раздел „Президент Украины“. Его глава государства должен знать так, чтобы проснувшись по тревоге, он точно знал алгоритм своих действий и действий своих подчиненных. Этими знаниями должен обладать каждый кандидат в президенты. Затем, после выборов у него будет много советников, министров, экспертов, но до этого он должен продемонстрировать избирателям, что он разбирается в проблемах, решение которых будет зависеть от него. Конечно, кандидат в президенты, действующий президент не могут быть всезнайками. Но перед выборами каждый кандидат в президенты должен продемонстрировать, что он серьезно готовился к этой должности и в совершенстве владеет знаниями о сфере ответственности главы государства», — газета День, июль 2013 года.
6. «Бывший президент Леонид Кучма на каком-то этапе начал (я думаю, это было в конце первой каденции) игнорировать информацию альтернативного характера. Состоялась монополизация его информированности через узкий „канальчик“. Это примерно то же самое, что произошло с поздним Горбачевым. Его окружение быстро ощутило, что президенту радует ухо. Когда я говорил, что грустно смотреть, как завершает свое президентство Леонид Кучма — это было связано с его личной трагедией. Потому что за десять лет, если быть объективными, в активе Кучмы есть позитивные вещи, и от этого никуда не денешься. Но на уровне личностной дискредитации и отторжения со стороны значительной части общества — у Кравчука, который оставил президентство, проигрывая тому же Кучме, — и близко такого не было», — интервью газете День, февраль 2005 года