Bihus.Info опубликовали новые записи переговоров Медведчука, где он обсуждает возвращение контроля над «трубой»

25 мая 2021, 00:19

Журналисты Bihus.Info опубликовали вторую часть расследования, в которой анализируют записи разговоров народного депутата от ОПЗЖ Виктора Медведчука. Записи касаются украинской части нефтепродуктопровода Самара — Западное направление.

Магистральный трубопровод Самара — Западное направление был построен во времена СССР. После провозглашения независимости Украины участок трубопровода, который проходит по украинской территории, должен был перейти в собственность государства на основании правопреемства, но дочерняя компания российской АК Транснефтепродукт не передала его в собственность Украины. С 2011 года украинские суды начали принимать решения, возвращающие «трубу» Украине. Но в в 2015 году Хозяйственный суд Ровенской области их отменил.

Видео дня

Журналисты Bihus.Info пришли к выводу, что Виктор Медведчук вел переговоры по поводу «трубы» в феврале 2015 года, в основном — с руководителем Транснефти Николаем Токаревым. В разговоре 25 февраля он сказал Токареву, что вопрос «трубы» контролирует «лично он [кто именно, не уточняется]». На следующий день в разговоре с Токаревым политик предупредил о своем визите в Москву, во время которого собирался обсудить «трубу»: «Я обязательно зайду, мы там поговорим, потому что я вчера снова встречался с нашим главным… Там уже есть определенная конкретика».

По данным расследователей, в мае 2015-го Медведчук сообщил руководителю Транснефти, что с его стороны вопросом «трубы» будет заниматься Тарас Козак, которого он назвал «депутатом из моей бригады».

«Он будет как бы, как вы говорите, представитель покупателя… Это согласовано, и здесь согласовано — у меня тут у руководителя», — сообщал политик.

Еще в январе 2015 года Медведчук и Козак вместе летали в швейцарский город Санкт-Галлен — здесь зарегистрирована компания, в собственность которой позже перейдет «труба». Политик сказал в комментарии журналистам, что не помнит этого.

После переговоров с Транснефтью Медведчук и Козак вылетели из Москвы, где последний остался на три дня. Как сообщает Bihus.Info, Козак в это время вместе с представителями Транснефти занимался подготовкой документов.

17 марта 2015 года Высший хозяйственный суд подтвердил, что «труба» принадлежит Украине. По информации Bihus.Info, на следующий день Медведчук, который находился в Киеве, в разговоре с Токаревым успокоил его, сказал, что это решение не окончательное, и предложил его обжаловать. Сам он пообещал «в течение двух-трех часов быть у «него» и спросить, «что это такое и что мы дальше делаем».

"…Ничего не меняется, все идем по плану. Возбудят, посадят, уволят. Все сделают как надо", — сообщил Медведчук Токареву через три часа после предыдущего разговора, передают журналисты.

По данным Bihus.Info, Медведчук был уверен, что суд вернет дело первой инстанции. Позже так и произошло — Хозяйственный суд Ровенской области отменил решение о национализации «трубы» и вернул ее Транснефти. Bihus.Info предполагает, что «главным», которого Медведчук часто упоминал в своих переговорах, является пятый президент Петр Порошенко.

Главный редактор издания Наші гроші Юрий Николов рассказал журналистам, что Россия, которая снова завладела «трубой», якобы собиралась передать ее в обмен на завод в оккупированном Крыму. Возможно, речь шла о Севастопольском морском заводе, который принадлежал структурам Порошенко. По информации Bihus.Info, в июне 2015-го Медведчук и замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак обсуждали обмен «завода на трубу».

Пресс-служба Евросолидарности в комментарии НВ опровергла информацию о предполагаемом обмене и заявила, что предприятие до войны принадлежало Петру Порошенко, а после оккупации Крыма было конфисковано российскими оккупационными властями.

«На самом деле это не расследование, не журналистская работа, а слив из Офиса президента. В разговорах между тем нет самого Порошенко, а сомнительные слова и субъективные оценки третьих лиц о нем подаются аудитории как истина в последней инстанции», — заявили в Евросолидарности.

В 2015—2016 годах «трубу» начали выводить из российской собственности. Новым владельцем ООО ПрикарпатЗападтранс, на которое записана «труба», стала компания International Trading Partners из Сен-Галена, которой, в свою очередь, владеет связанный с братом Медведчука Анатолий Шефер.

Тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк, у которого был конфликт с Порошенко, пытался помешать передаче «трубы» и созвал экстренное заседание правительства, но из-за отсутствия части министров оно не состоялось.

Журналисты Bihus.Info считают, что тогдашние украинские власти якобы содействовали Медведчуку. В «трубе» оставался старый дизель, который не соответствовал стандартам, действовавшим в Украине, и который нужно было куда-то деть. В 2016 году дизель купило Министерство обороны Украины, якобы изменив для этого технические требования. По словам Юрия Николова, за это решение лично отвечает тогдашний глава ведомства Степан Полторак. Расследователи считают, что таким образом «труба» избавилась от старого дизеля и смогла начать прокачивать новый, о чем Медведчук в июне 2016-го сообщил Токареву.

Прокачкой топлива из России в «трубу» занялась компания Протон, которая в Украине стала владелицей сети АЗС Glusco. Журналисты связывали обе структуры с Медведчуком, но он это опровергал.

В сентябре 2016 года Дмитрий Козак во время разговора с Виктором Медведчуком попросил его о «личных гарантиях», когда они решали вопрос с продажей бензина покупателям, которые не нравились России. В Bihus.Info отмечают: политик фактически подтвердил, что контролирует Протон.

19 февраля 2021 года Совет нацбезопасности (СНБО) Украины поручил вернуть в госсобственность часть нефтепродуктопровода Самара-Западное направление, которую, предположительно, присвоило окружение политика Виктора Медведчука. Сам депутат отрицает свою связь с нефтепродуктопроводом.

Согласно госреестру, учредителями ООО Прикарпатзападтранс являются International Trading Partners (Швейцария), Анатолий Шефер и производственное унитарное предприятие Нефтебитумный завод (Беларусь), а конечным бенефициаром — Шефер.

Президент Владимир Зеленский 21 февраля ввел в действие решение СНБО, которым вернул в государственную собственность части нефтепродуктопроводов Самара-Западное направление и Грозный-Армавир-Трудовая.

По итогам заседания СНБО 2 апреля президент заявил, что 400 км нефтепровода Самара-Западное направление было уничтожено, и пригрозил уголовными делами причастным к этому процессу.

В конкурсе АРМА по отбору управляющего для части нефтепродуктопровода Самара-Западное направление победила Укртранснафта. Вторым участником конкурса было ООО ПрикарпатЗападтранс, которому суд запретил распоряжаться этим активом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Сегодня в Украине с Андреем Смирновым

Дайджест новостей от ответственного редактора журнала НВ

Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо НВ
X