Крымский мост не решил проблем полуострова, оказавшись лишь пропагандистским трюком Москвы

Владимир Путин открыл мост больше двух месяцев назад, однако ожидания крымчан не оправдались
Коллаж НВ

Владимир Путин открыл мост больше двух месяцев назад, однако ожидания крымчан не оправдались

На Керченский мост и дорогу к нему Россия потратила более $6 млрд, обещая крымчанам решение их проблем. Но спустя два месяца после открытия объекта цены на полуострове выросли, турпоток почти не изменился, а экономика региона продолжила свое пике, пишет журнал Новое Время

Крымчане с нетерпением ждали ввода моста в эксплуатацию, рассказывает Александра Ефименко, журналистка российского издания Грани.ру, которая недавно побывала в Крыму. Объект, обещанный жителям оккупированного полуострова самим президентом России Владимиром Путиным, выглядел для них решением всех проблем.

Ефименко поясняет: на полуострове - высокие цены на продукты, мало туристов, не работают нормально банки, нет сетевых торговых гипермаркетов и прочее. Москва и местные крымские "госдеятели" частично объясняли все эти проблемы отсутствием удобного сообщения с РФ.

Мост строили долго - лишь в середине мая этого года его сдали в эксплуатацию. Сделал это лично Путин, проехав по мосту за рулем оранжевого самосвала КамАЗ.

Прошло два месяца. Что дальше? У Ефименко есть ответ. "Ничего. От слова "совсем". Это несмотря на то, что тема моста четыре года не уходила с экранов ТВ", - говорит она.

Идея фикс

Евгения, жительница Севастополя, не решилась называть свою фамилию украинской прессе. Но рассказала о том, что многие месяцы, попадая в общественный транспорт, она слышала одни и те же разговоры: надо потерпеть, потом построят мост, и жизнь наладится. Каждый день об этом говорили и по центральным российским каналам.

“Такое было ощущение, что скоро весь мир расцветет красками и Крым превратится в город-сад вместо нынешней серой унылости”, - рассказывает Евгения.

Но после того, как в мае по открытому мосту промчался на КамАЗе Путин, никаких кардинальных перемен в Крыму не случилось.

За это время произошло лишь одно заметное событие: на смену стремительному Путину на полуостров 28 июня прибыл российский премьер Дмитрий Медведев, который в РФ выполняет неприятную функцию автора и исполнителя "плохих" с точки зрения электората идей.

По информации местных СМИ, причиной визита главы правительства стал провал туристического сезона, упадок коммунального хозяйства, ненадлежащее состояние дорог, отсутствие очистных сооружений, на которые было выделено 2 млрд руб. (около $ 32 млн).

"Уже даже крымские власти начали говорить: мост проблем не решит, еще он такой дорогой, надо как‑то стоимость отбивать, так что ничего не подешевеет", - говорит Евгения.

Сейчас объект работает в ограниченном режиме - по две автомобильные полосы в каждую сторону. Железнодорожные пути завершат в следующем году. Но затем, как обещают российские власти, мост достигнет максимальной пропускной способности: 40 тыс. автомобилей и 47 пар поездов в сутки. Или 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов в год.

Все эти предполагаемые миллионы пассажиров и тонн, озвучиваемые Кремлем, служат оправданием гигантских сумм, вложенных в проект.

Изначально на мост планировали потратить 24 млрд руб., но в процессе строительства его смета подорожала в 10 раз и добралась до отметки в 250 млрд руб. Похожая история происходит и с трассой Таврида, которую начали делать в 2017‑м, а закончить думают в 2020‑м: ее первичная стоимость в 41,8 млрд руб. на сегодня превратилась в 144 млрд руб.

Железнодорожные пути на мосту уже начали закладывать и завершат в следующем году, однако это не решит проблем Крыма, полагают эксперты / Фото most.life

Прямая связь с РФ появилась, продукты поставлять стало проще, но с мая цены на основные из них выросли где‑то на 20–30%.

А ведь на полуострове и без того все было дорого - по стоимости еды с крымскими магазинами соперничали разве что дорогущие (как для России) московские торговые центры.

При этом средний размер фактических заработных плат в Крыму колеблется в пределах 15 тыс. руб. - это примерно 6,7 тыс. грн. В Украине же средняя зарплата - 8,7 тыс. грн.

Новый БАМ - бессмысленный и беспощадный

Эксперты уверены: мост в любом случае не сделает жизнь крымчан краше и дешевле.

Во-первых, сам по себе он малоэффективен. Для многих экспертов, в том числе и российских, этот аспект проекта Керченский мост был очевиден задолго до старта строительства.

Мост просто приводит в Керчь. [До курортов ЮБК] минимум придется добавить более 400 км современных дорог, причем в районах с жесточайшими экологическими ограничениями

Александр Починок, бывший министр налогов и сборов РФ, еще в марте 2014 года (накануне собственной смерти) описал основные загвоздки проекта. Он правильно указывал: мост просто приведет в Керчь. Попасть оттуда на курортный южный берег Крыма (ЮБК) - задача не из простых. "Со времен СССР на ЮБК существует одно неплохое шоссе, но и его пропускная способность очень мала, - писал Починок в своем блоге Крым - цена вопроса. - Минимум придется добавить более 400 км современных дорог, причем в районах с жесточайшими экологическими ограничениями". Сейчас россияне, прокладывая трассу Таврида, пытаются частично снять эту проблему.

Починок указывал еще на одно “узкое место” — железнодорожный транспорт: из Ростова на Тамань идет однопутная колея. То есть чтобы использовать мост, нужно проложить сотни километров путей по российской стороне и в Крыму.

На сегодня, по словам Андрея Клименко, эксперта Майдана иностранных дел, мост просто немного улучшает логистику.

По мосту сейчас разрешено движение машин тоннажностью 3,5 т, а с осени начнут ездить фуры. Но все равно прорыва ждать не стоит: объем поставляемых товаров вряд ли значительно увеличится - рынок Крыма остается маленьким. С конца 2019 года начнется железнодорожное сообщение через пролив, но и это ничего поменяет, ведь тарифы российской железной дороги довольно высоки. Значит, цены не упадут, говорит Клименко.

 Сейчас по мосту разрешено движение машин тоннажностью 3,5 т, лишь с осени начнут ездить фуры / Фото most.life

Мост не решает ни одну экономическую проблему, уточняет Алексей Стародубов, директор Крымского экспертного центра. И не решит, даже если подвести к нему все нужные дороги. И причина - во внутренних проблемах самого оккупированного региона.

Александр Лиев, экс-министр курортов и туризма Крыма доокупационных времен, считает: турпоток в первый год открытия моста увеличится незначительно, на 100 тыс. - до 1,6 млн человек. "При Украине", по его словам, полуостров принимал за год порядка 6 млн отдыхающих.

"Главная проблема ведь не в том, что нельзя добраться в Крым, а в сервисе, качестве, цене проживания и так далее. Ничего не стало лучше за прошедшие годы, соответственно, почему вдруг туда поедут туристы?"- вопрошает эксперт.

Пока КрымИх

"Крым превратился в российскую провинцию - проблемную и крайне зависимую от Москвы", - говорит Клименко.

Коэффициент финансовой независимости полуострова, рассчитанный как соотношение собранных на его территории налогов и расходов на регион госбюджета, в 2012 году (при Украине) составлял 1,15. То есть полуостров зарабатывал больше, чем получал из центра.

А в 2017‑м, на четвертом году оккупации, этот показатель составил уже 0,63: местные доходы заметно сократились, и Крым теперь сильно зависит от внешних дотаций. Умирает сельское хозяйство и промышленность, в разы сократилась туристическая отрасль. Благополучен лишь госсектор. А потому регион стал крайне чувствителен к общероссийским проблемам.

В 2018‑м в Севастополе бизнесмену, с которым пообщался журнал НВ, имевшему магазинчик в 26 кв. м, подняли базовую плату за размещение торговой точки в пять раз

 

Местным предпринимателям становится все труднее. Например, в 2018‑м в Севастополе бизнесмену, с которым пообщался НВ, имевшему магазинчик в 26 кв. м, подняли базовую плату за размещение торговой точки в пять раз - с 5,9 тыс. руб. до 26, 8 тыс. руб. Кроме того, этот предприниматель теперь обязан заплатить деньги за патент - 4 тыс. руб. (1,6 тыс. грн), прочие налоги - 8 тыс. руб. (3,3 тыс. грн), коммунальные услуги и так далее. И это - не частный случай, а система.

"В России давно поняли, что народ - это вторая нефть. Поэтому качают из людей деньги, пока санкции и прочие отговорки", - говорит крымский предприниматель Виктор, пообещавший быть откровенным в обмен на анонимность.

Крымчане, с которыми говорил НВ, говоря о проблемах своей малой родины, неизменно добавляют: а в местных СМИ только и говорят том, как успешно руководит регионом его "губернатор" Сергей Аксенов.

А между тем негативная карма моста, так и не сделавшего полуостров счастливым, продолжает преследовать и его озолотившихся создателей. 31 июля Евросоюз ввел санкции против шести компаний, причастных к незаконному строительству этого объекта.

Читайте полный текст материала в свежем номере журнала Новое Время - №28 от 2 августа 2018 года

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Политика ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: