«Для Коломойского сдаться — вообще не вариант». Замглавы влиятельного комитета Рады уверен, что олигарх продолжит воевать — интервью
В интервью НВ замглавы финансового комитета Верховной Рады Ярослав Железняк объясняет, почему правок к антиколомойскому закону так много, и рассказывает, может ли это помешать его принятию
Парламентский комитет по финансовым, налоговым и таможенным вопросам превратился в поле битвы за экономическую состоятельность Украины и новую программу сотрудничества с МВФ — именно там готовят ко второму чтению закон о невозможности возвращения выведенных с рынков банков их прежним владельцам.
Ключевым «героем» данного документа является миллиардер Игорь Коломойский: именно его этот закон лишит надежд на возобновления контроля над национализированным Приватбанком.
МВФ требует принять данный документ, а уже первое чтение показало, что сделать это будет не просто. Дело осложняется тем, что ко второму чтению депутаты подали рекордное число правок — более 16 тыс.
Почему их так много и могут ли они помешать принятию закона — об этом НВ поговорил с Ярославом Железняком, депутатом фракции Голос и замглавы парламентского финкомитета.
— Почему финансовый комитет стал авангардом борьбы государства с одним олигархом?
— Наш комитет занимается налогами, финансами и банками, и всегде был проблемным: в него лезли представители разных групп. В парламенте есть два «суперкомитета», все остальные менее важны. Первый — это комитет по бюджету, но там проще: собирается большое количество людей, у которых не пересекающиеся между собой интересы. Второй — наш, налоговый, к которому добавили финансы и получился «суперкомитет».
— В этом комитете работают сразу два близких к Коломойскому депутата — Игорь Палица и Александр Дубинский. Мне показалось, что они трудятся в прочной связке. Не они ли являются лидерами «группы Коломойского» в комитете?
— Я бы точно не согласился с такой характеристикой Игоря Палицы. Он человек занятой и часто, по всей видимости, у него нет возможности прийти на комитет. Он давно не появлялся: он часто бывает на округе, сейчас занимается проблематикой коронавируса [на округе в Волынской области]. Предыдущие его выступления [в комитете] были конструктивными.

Александр [Дубинский] - медийная персона, экспрессивен в высказываниях, хотя во многих вопросах работы комитета, допустим, по ФЛП, мы находили конструктивные позиции. Понятно, что у него сейчас особенное мнение по поводу закона по Привату [законопроект 2571д — так называемый «антиколомойский», запрещающий возврат выведенных с рынка банков их экс-собственникам]. Оно не совпадает с мнением большинства членов комитета.
— Для политики остается мало места?
— Мы максимально пытаемся учитывать мнение коллег, особенно сейчас, когда романтизм парламентаризма и турборежима прошли. Огромная часть комитетских заседаний — это экспертные и профессиональные задачи. У нас в комитете есть Нина Петровна Южанина, представляющая оппозиционную силу Европейская солидарность. Ее экспертность в налоговой сфере значительно выше, чем у многих членов комитета, в том числе и у меня. У Ольги Бельковой из Батькивщины высокий рейтинг принятия поданных правок. Ее предложения весьма конструктивны.

— С какой целью депутаты подали 16 тыс. правок к антиколомойскому законопроекту?