Жить в XXI веке. Лилия Гриневич – о будущем украинского образования, языковом конфликте с Венгрией и зарплатах учителей

14 мартa, 20:46
1472
Цей матеріал також доступний українською
Жить в XXI веке. Лилия Гриневич – о будущем украинского образования, языковом конфликте с Венгрией и зарплатах учителей - фото

НВ

Лилия Гриневич

Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич в большом интервью Радио НВ рассказывает о новых возможностях в образовании, интересах детей, выбор будущей профессии, языковой дискриминации в школах и зарплатах учителей.

Мы выбрали главные цитаты из этой беседы.

  • Наша идеология была такова: у нас есть цель – мы должны подготовить детей к современной жизни в XXI веке. Им для этого нужны соответствующие компетентности, им нужно уметь, иметь не только набор знаний, а критически мыслить, делать правильный выбор, уметь брать на себя ответственность, очень много всего, чтобы сделать успешной свою жизнь. Так вот, под это надо построить систему образования. И мы попробовали создать новые возможности этим законом.
  • Сегодня все вам говорят в университетах о том, что к ним приходят неподготовленные выпускники. А те, кто готовится очень тщательно, они должны учиться очень много либо самостоятельно, либо посещать репетиторов именно потому, что сегодня в Украине до сих пор учебный год [...] и продолжительность обучения в школе одна из самых коротких в Европе. И мы хотим втиснуть в этих детей очень много за очень короткий промежуток времени. В результате они просто теряют интерес к учебе. А те, кто много учатся, платят за это своим здоровьем. И сейчас нужно, чтобы мы имели такую сбалансированную модель, которая позволит, кроме еще и тех знаний, которые им нужно современных получить, сформировать эти навыки. Потому что если вы хотите сформировать, например, навык коллективного сотрудничества, создания совместного проекта, умение защищать свою позицию, критически переосмысливать информацию, то тогда вы не можете применять методики обучения, к которым очень часто привыкли.
  • Каждый человек должен получить разностороннее образование. Это наш концепт. У него должно быть целостное мировоззрение. Но за время обучения в школе мы должны сформировать не только это целостное мировоззрение, а дать возможность подготовиться человеку в той сфере, где раскрываются хорошо его таланты. [...] Вы не можете одновременно углубленно изучать и естественные науки, и одновременно углубленно изучать, например, гуманитарные науки и право. То есть, есть какой-то запас времени, который вы можете посвятить этому.
  • Мы должны стоять на страже интересов ребенка. Если, например, в этом году в одном из районов Закарпатской области 70% детей не смогли даже перейти порог "сдал-не сдал" ВНО по украинскому языку, и это означает, что они уже не смогут вступать в наши высшие учебные заведения. [...] Это прямая дискриминация этих детей. Их система образования не научила украинскому языку. А почему не научила? Потому что до этого времени сохранялась система и сохраняется, и сейчас закон должен это изменить, когда детей полностью обучают только на их родном языке. [...] А что это значит? Что они будут функционировать только в своем районе или должны ехать в соседнюю страну. Они должны быть мобильны в собственной стране, где они родились, в Украине.
  • Очевидно, что венгры, например, не хотят менять ничего, "давайте все предметы будут в школах на венгерском языке". Мы уже видим, к чему это привело. Очень часто есть сопротивление со стороны учителей, так как не секрет, что Венгрия как страна доплачивает украинским учителям за то, что они преподают на венгерском языке. Но система образования существует не для того, чтобы обслуживать интересы каких-то отдельных чужих государств или даже отдельных конкретных учителей. Система образования имеет целью найти лучший способ дать качественное образование ребенку. Ради ребенка и его образования вообще существуют школы.
  • В учителя постоянно нужно инвестировать. Когда мы начинали эту реформу, это была одна из предпосылок реформы, и поэтому в 2017 году, когда первый закон об образовании приняли, когда мы начинали разрабатывать новую украинскую школу, этот концепт, было требование повышения кардинально зарплаты учителей. Тогда ее подняли на 50%, в прошлом году на 20%. Ну, вроде большое повышение – 70%. Когда это зарубежные коллеги слышат, они не верят, что можно поднять зарплату за два года на 70%. Так вот, мы ее подняли, но она все еще осталась очень мала, потому что была она на очень низком уровне.
  • Есть учителя, которые уже имплементируют новые методики. И это эти главные ценности реформы: педагогика партнерства, не только сумма знаний, но воспитание у детей отношений, когда они критически переосмысливают информацию, когда они способны решать сложные проблемы, и учителя им дают задания практического характера, не только теоретического, стараются учить их не только готовым алгоритмам, а развивать их творческое мышление, как можно решать проблему, как подойти к ней. Поэтому такие учителя уже есть в Украине, и также на различных ступенях, то есть не только в начальной школе.
  • Мы хотим вводить именно на уроках физкультуры больше игровых видов спорта, именно игровых, командных, и делать ставку не на нормативы, а, собственно, на то, чтобы дети имели больше двигательной активности, чтобы их мотивировать к этой двигательной активности. Они сейчас просиживают очень много времени за компьютерами, это признак времени, и поэтому их нужно мотивировать к такой игровой активности, а не то, чтобы они избегали уроков физкультуры для того, чтобы не сдавать какие-то для них недосягаемы нормативы.
  • Новый закон об общем среднем образовании обязывает всех учителей пройти курсы оказания первой помощи. Потому что у нас всегда такая ситуация, что учитель находится возле ребенка в этот момент, но учитель не умеет оказать такую помощь, и пока придет медицинский работник, приедет скорая, потом оказывается, что если бы этому ребенку сразу предоставить правильно первую медицинскую помощь, его жизнь можно было бы спасти.
  • У нас есть проблема, что мы не совсем правильно сейчас учим математике, потому что акцент ставится на готовые формулы и готовые алгоритмы, которые применяются. [...] То есть математика, которая, собственно, выстраивает эти логические связи в мозге, которая нужна для жизни каждого человека, который должен быть успешна в жизни. И математика на таком уровне является обязательной, человек может выбрать такую математику, скажем, базовую, и математику, которая требует большего изучения, углубленного изучения математики, которая нужна для технических специальностей, математических, естественных. [...] Мы предлагаем тесты двух уровней, каждый выпускник имеет право выбрать или базовую математику, или математику сложного уровня, и университеты на разные факультеты говорят, какой уровень экзамена им нужен. Им может потребоваться математика, а может быть вообще при поступлении не нужна математика. Но как часть полного общего среднего образования этот математический базовый уровень нужен каждому человеку.
  • Должны быть правила, и эти правила, собственно, предоставляет закон и нормативно-правовая база. То есть ограничительные рамки, через которые вы не можете переступить. Потому что, например, есть государственный стандарт и результаты обучения, к которым вы обязательно должны прийти. Вы можете это сделать через обучение, через уроки или через обучение парами, важно, что вы должны прийти к этому результату. И поэтому нужно иметь общую рамку, а также правила, связанные с оплатой труда, правила, связанные с максимально допустимой нагрузкой на детей в день, то есть правила, которые переступать нельзя. Но эти правила сегодня дают значительно больше академической свободы педагогическим коллективам, чем это было раньше.

Журнал НВ (№10)

Момент истины

Шесть главных претендентов на президентское кресло ответили НВ на семь вопросов — политических, мировоззренческих и личных

Читать журнал онлайн