Столица людей. Как благодаря деньгам мэрии и давлению активистов Киев становится более дружелюбным

20 августа 2017, 10:17
Столичные жители все чаще заставляют местную власть обратить внимание на свои потребности

И под этим напором команда Кличко за последние два года ударными темпами совершенствует транспортную инфраструктуру и общественные пространства, пишет журнал Новое Время.

Видео дня

Главные достижения

Несколько месяцев назад на месте заброшенного урочища на берегу Днепра на Оболонской набережной открылся парк Наталка. Главными идеологами этого проекта стали не власть имущие, а десяток неравнодушных горожан из общественной организации Парк Наталка.

Союз очень разных людей - от профессиональных архитекторов до бизнесменов - три года шел к созданию парка мечты.

Фото: Александр Медведев / НВ
Фото: Александр Медведев / НВ Фото:

Активисты обивали пороги столичной мэрии и Оболонской райгосадминистрации, а также устраивали в запущенном парке акции и фестивали - лишь бы привлечь к этому месту побольше внимания.

И в итоге добились своего. Мэрия вложила 50 млн грн в реконструкцию первых 7 га из тех 42 га, которые занимает урочище. До конца года в полноценное общественное пространство превратят еще 19 га здешних зарослей.

Сейчас по мощеным дорожкам колесят велосипедисты и роллеры. Адепты более спокойного отдыха расстелили подстилки и организовали пикники на чистых газонах. Или же занимают - вместе с отпрысками - детские и спортивные площадки, беседки. Для синефилов здесь отдельное развлечение - летний кинотеатр.

Все последние масштабные проекты благоустройства общественных пространств в столице обходились городской казне в миллионы гривен. В частности, фонтаны на Русановке, открытые в этом году, стоили 6 млн грн, а обустройство здешней набережной - еще 7 млн грн.

Кроме того, летом 2017‑го в столице открыли первую очередь реконструированного парка Киото.

Впрочем, куда больше внимания столичные власти уделяют дорогам. Без развитой транспортной инфраструктуры достичь европейских стандартов Киеву не удастся, признают в городской администрации.

В 2016 году столичные власти капитально отремонтировали 200 км городских дорог из общих 1.660 км.

Амбициозные планы

Летом 2017 года стартовал проект обустройства Контрактовой площади как пешеходного публичного пространства группы столичных архитекторов под названием Київ­ська вітальня, который победил на открытом конкурсе еще два года назад.

Соавторы проекта реконструкции Контрактовой площади Влодко Зотов (слева) и Виктор Герасименко (справа) / Фото: Александр Медведев / НВ
Соавторы проекта реконструкции Контрактовой площади Влодко Зотов (слева) и Виктор Герасименко (справа) / Фото: Александр Медведев / НВ Фото:

Сейчас здесь уже снесли МАФы и тестируются транспортные ограничения - с августа все пространство Контрактовой площади плюс улица Сагайдачного, ведущая к Почтовой площади, стали пешеходными.

Если все получится, власти обещают уже в этом году взяться за дело всерьез. Пространство Контрактовой озеленят, обустроят комфортные зоны публичного отдыха, перестроят выходы из метро. А еще реконструируют здание Гостиного двора, который Кличко пообещал вернуть в коммунальную собственность.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Изюминкой обновленной Контрактовой станет подземный археологический музей, где можно будет увидеть остатки древнерусского деревянного города, обнаруженного здесь археологом Михаилом Сагайдаком еще в 1980‑х, во время строительства метро.

Основные работы по реновации Контрактовой коммунальщики завершат к концу 2018 года, прогнозирует Владимир Прокопив, заместитель столичного мэра и секретарь Киевсовета. Сумму, которую потребуют новации, в мэрии пока не называют. Однако она точно будет немаленькой.

Кроме того, осенью в Киеве стартует реконструкция Гидропарка, который Кличко уже пообещал сделать украинским Диснейлендом. На свой “мультяшный парк” город выделил 11 млн грн. А до мая 2018‑го власти собираются провести реконструкцию зеленой территории Владимирской горки.

Кроме того, публичным пространством станет также первый этаж столичной мэрии с open space для посетителей, прозрачными кабинетами для встреч с чиновниками, детской комнатой и кафе. Площадь перед мэрией озеленят, поставят скамейки и информационные стенды о жизни города.

По итогам 2017 года в мэрии собираются установить новый рекорд, отремонтировав 300 км дорог. Планируется также развивать трамвайный транспорт и построить новую развязку взамен обрушившегося Шулявского путепровода. А еще - создать большую кольцевую дорогу и до 2022 года закончить многострадальный Подольско-Воскресенский мост через Днепр стоимостью 7,5 млрд грн.

Подольско-Воскресенский мост планируют достроить до 2022 года / Фото: podil.kievcity.gov.ua
Подольско-Воскресенский мост планируют достроить до 2022 года / Фото: podil.kievcity.gov.ua Фото:

Впервые за последние четыре года мэрия вернулась и к теме метро. На правом берегу команда градоначальника планирует продлить существующие линии до Новобеличей и Виноградаря, открыть станцию Львовская брама и второй выход станции Вокзальная.

Но главное - перспектива соединить Троещину с цивилизацией. Причем город уже нашел инвестора, который выложит 50 млрд грн на создание Подольско-Выгуровской ветки (соединит Троещину с правым берегом и будет включать 14 станций). Деньги, мол, готова дать китайская компания China Railway International Group (CRIG). Дело за Кабмином: тот должен теперь заключить соответствующее межправительственное соглашение с Китаем.

Инициатива снизу

В плане развития инфраструктуры власть может похвастаться определенной системностью. Однако с общественными пространствами дело обстоит не так хорошо. Реконструкция отдельных парков и площадей - не часть целостной стратегии, а скорее точечные проекты.

Даже идея создания публичного пространства на первом этаже мэрии принадлежит не властям, а общественной организации Агенти змін, которая, по сути, разработала техническое задание для проекта.

Агенти змін отметились и другими важными инициативами по обустройству города. К примеру, на волонтерских началах создали самую подробную и полную карту основного городского транспорта в Киеве, которую уже два года использует метрополитен. “Агенты” разрабатывают и адресные таблички в едином стиле, навигацию в метро, на станциях городской электрички и самых популярных столичных велосипедных маршрутах.

Эта же организация совместно с крупнейшим поисковиком недвижимости Lun.ua замахнулась на еще более масштабный проект — Киевский стандарт. Это набор рекомендаций для застройщиков и архитекторов: как строить жилые комплексы с готовыми общественными пространствами в виде уютных дворов, а не безликие каменные джунгли с бесконечными парковками.

Полностью этот материал читайте в свежем номере журнала Новое время - №29 от 18 августа 2017 года

poster
Сегодня в Украине с Андреем Смирновым

Дайджест новостей от ответственного редактора журнала NV

Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо NV
X