Рельсы единения. Как 155 лет назад одна железнодорожная колея сблизила украинцев Австро-Венгрии и Российской империи

Мост через Днестр вблизи Галича, 1868 (Фото:Jozef Eder via Albertina)
Ко Дню железнодорожника, который отмечается 4 ноября, НВ публикует материал журналиста Олега Шамы о том, как 155 лет назад Львов и Черновцы соединила железная дорога, которая дала промышленный толчок Галичине и Буковине, а также сблизила украинцев Австро-Венгрии и Российской империи.
— Ну вот, сударь, мы и пересекли азиатскую границу.
— Она же начинается где-то на Урале…
— Конечно, так говорят географы. Но здесь эта черта уже за Лембергом [Львовом]…
Этот разговор состоялся между писателем Карлом Эмилем Францозом и его случайной попутчицей в поезде из Вены в Черновцы осенью 1871 года. Железной дороге, по которой качался их вагон, исполнилось тогда всего пять лет. Из величественной столицы Австро-Венгрии до ее отдаленного уголка можно было добраться за полтора суток. Долговато, ведь этот рельсовый путь шел в обход Карпат: сначала на север через Брно в Краков, далее на восток до Львова, от которого рельсы через Станислав и Коломыю спускались на юг в Черновцы, которые стоят почти на одной параллели с Веной.
В той империи кабинетная география действительно отступала перед инженерами, которым приходилось строить дороги. Они сразу сталкивались с пестротой ландшафтов и смешением народов, чьи языки, вероисповедания и даже законы причудливо сбивались в одно целое. Например, отец Францоза был из сефардов, но уже считал себя немцем и отправил сына в престижную гимназию Черновцов, которую тот называл «прихожей немецкого рая», а саму столицу Буковины— «оазисом в глубине восточной некультуры».
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.