«Народ опасается, что вирус попадет из РФ». Что происходит с коронавирусом в ОРДЛО и почему это опасно для всей Украины
В «ЛДНР» нет карантина, тестов и нужных лекарств, но есть заболевшие коронавирусом и люди, проводящие по две недели в больницах на насильственной обсервации.
«На прошлой неделе только в горбольнице № 7 Луганска от „обычной пневмонии“ умерли девять человек. По заключению патологоанатомов, причины этих смертей имеют признаки COVID-19, но это запрещено указывать в официальных документах», — заявило 24 марта Главное разведывательное управление (ГРУ) украинского Минобороны, комментируя ситуацию с распространением коронавируса в ОРДЛО.
Достать подобные данные действительно способны разве что разведчики: российские оккупационные власти «ЛДНР» скрывают статистику инфицированных COVID-19, равно как и информацию о том, что инфекционные отделения донецких и луганских больниц переполнены пациентами с признаками острых респираторных инфекций. Ситуация столь критична, говорят в отечественном Министерстве по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, что в «республики» из России прислали группу военных специалистов по вирусологии.
Вера Ястребова, директор Восточной правозащитной группы, рассказывает, что долгое время в «ЛДНР» не вводили карантин и называли коронавирус «американской разработкой». А неожиданные смерти людей от осложнений ОРВИ оккупанты списывали на свиной грипп. «Они полностью зависят от России. И если там не признавали коронавирус, то и в „ЛДНР“ не признавали. Если в РФ халатно относились к эпидемии, то и там тоже, — говорит Ястребова. — А между тем заболеваемость пневмонией увеличилась на 30% по сравнению с прошлой неделей. И это в разгар весны!».
НВ связался с несколькими обычными жителями «ЛДНР». Те рассказали, что в аптеках нет в продаже ни медицинских масок, ни антисептиков. А в качестве мест лечения заболевших «американской разработкой» в «республиках» используют лишь небольшое количество палат в обычных инфекционных больницах, — например, в луганской № 4.
Подобное положение вещей грозит региону настоящей вспышкой заболеваемости. Ситуация опасна тем, что большая часть населения «республик» — это группа риска: пожилые люди. По данным отечественного Пенсионного фонда, с 2014 года за пенсиями к ним хоть раз обращались 1,1 млн жителей «ЛДНР». При этом общее число жителей «республик» оценивается примерно в 2,8 млн человек.
Как это делается на Донбассе
23 марта глава «ЛНР» Леонид Пасечник и его «коллега» из «ДНР» Денис Пушилин почти одновременно подписали указы о том, что местных жителей, которые вернулись на оккупированные территории из-за границы с высокой температурой или признаками респираторной инфекции, будут принудительно госпитализировать. А тех, у кого нет температуры, отправят в обсервационные отделения на 14 дней. Причем въезд в «республики» из Украины уже был запрещен.
Так «власти» ОРДЛО признали, что на Донбасс наступает эпидемия.

Несколько жителей Луганской области рассказали НВ на условиях анонимности, как эти указы исполняются на практике.
Людей, которые вернулись из-за границы в «ЛНР», на машине скорой помощи в сопровождении милицейского патруля (ГИБДД) отправляли в одну из больниц неподалеку от Луганска, — на двухнедельную обсервацию. Процесс принудительный: самоизолироваться дома нельзя. О существовании «указа Пасечника» люди, въехавшие в «ЛНР», даже не знали и не сразу смогли сообщить родственникам о том, что их отправили в больницу на карантин.
По словам источников НВ, быт одной из больниц «ЛНР», в которой людей разместили на принудительную обсервацию только за то, что они прибыли из-за границы (но не имеют ни температуры, ни симптомов заболевания), выглядит так, словно речь идет о тюрьме.
Из палат разрешено выходить лишь в туалет или душ — якобы с целью минимизации рисков возможного заражения других пациентов. Но проблема в том, что на всю больницу работают всего один санузел и одна душевая. Очередь в уборную — минимум пять-шесть человек, а в душ ожидание растягивается на несколько часов.
Из-за этого возникают постоянные ссоры и конфликты между находящимися на карантине людьми и медперсоналом. А в больнице есть проблемы с сантехникой, из-за чего в коридорах постоянно стоят лужи воды.
Большинство пациентов возмущены принудительным карантином, невозможностью заменить его добровольной самоизоляцией, а также хамским поведением дежурного врача.

Отношение медиков «ЛНР» к людям, подозреваемым в заражении коронавирусом, крайне недоброжелательное. Но они стараются выполнять все рекомендации по карантину. Медобследование «подозреваемых» в больнице выглядит так: контроль температуры (дважды в день), анализ крови, посев из носа и горла. Экспресс-тестов на коронавирус никто не делает — их просто нет, говорит источник НВ.
Каждому поступившему в медцентр выдается одна четырехслойная маска на лицо. Больше не дают — дефицит. Хотя сотрудники ГИБДД, охраняющие больницу с улицы, ходят в масках поголовно. Сами медики принимали людей на карантин в защитных костюмах, потом же переоделись в обычные медицинские халаты.
Несколько раз в день в каждой палате производится влажная уборка с помощью неких дезинфицирующих средств. Но пластиковые окна не открываются — оторваны ручки, поэтому невозможно проветрить помещения.
Больной вопрос
29 марта «министр здравоохранения ЛНР» Наталья Пащенко объявила о первом случае заражения коронавирусом.
По словам Ястребовой, речь идет о жителе Славяносербска, которого с симптомами COVID-19 положили в луганскую больницу. Интересно, что тестов, которые могли бы выявить вирус, в «ЛНР» до сих пор нет. Поэтому оккупационные власти, говорит Ястребова, отправляли анализы этого больного в российский Ростов-на-Дону, где и подтвердили диагноз.

После того как в России из-за коронавируса начали вводить ограничения, существование COVID-19 признали и в «ДНР». 30 марта в Донецке вдруг обнародовали ошеломляющую статистику: по словам «министра здравоохранения ДНР» Ольги Долгошапко, «под наблюдением находятся 7.984 человека, из них в больницах — 118 человек, и 7.866 — на домашней самоизоляции».
Ястребова уверена, что цифры Долгошапко взяла чуть ли не с потолка, ведь тестов для проверки на коронавирус в «ДНР» тоже нет.
Кто их станет считать?
Житель Луганска Сергей Сакадынский рассказал НВ, как на бытовом уровне выглядит борьба с коронавирусом в «ЛНР».
Карантина в городе нет, но закрыты фитнес-клубы и кинотеатры. Ограничили или приостановили прием жителей разные учреждения: Пенсионный фонд, горсовет, ЖКХ. В супермаркетах все сотрудники ходят в масках, но ограничений на вход и по количеству людей нет. Зато в Луганске наблюдается небольшой ажиотаж с продуктами: разобрали муку, масло, гречку.
Медицинских масок Сакадынский ни в одной городской аптеке не нашел.
Пропускной пункт в Станице Луганской — место проезда из «ЛНР» в остальную Украину — сейчас закрыт на въезд и выезд с обеих сторон. А вот движение через украино-российскую границу на днях возобновили, но только через международные пункты пропуска.
«Из-за того, что граница с Россией открыта, а контроль так себе — только температуру меряют, и то не всегда, — народ опасается, что из РФ вирус массово попадет к нам», — рассказал Сакадынский.
Врач из городка Лутугино, контролируемого «ЛНР», на условиях анонимности рассказал НВ, что препаратов для лечения сложных форм гриппа и ОРВИ у местных медиков нет, поэтому они надеются на прибытие «гуманитарного конвоя» из РФ — его ждут через пару недель. Но врач опасается, что большую часть помощи, как это случалось уже неоднократно, разворуют и она окажется под контролем местных дельцов, приближенных к власти.
«Мы не ожидаем критического роста числа смертей, — говорит этот доктор. — Тут такая смертность уже была! Например, люди массово умирают от сахарного диабета. Больше или меньше — кто их тут посчитает?».
По мнению ряда экспертов, «ЛДНР» может стать потенциальным источником больших проблем для всей Украины, ведь ситуация с заболеваемостью COVID-19 там явно не контролируется. Именно поэтому вице-премьер Алексей Резников уже заявил о том, что в регион стоит отправлять гуманитарные конвои силами Международного комитета Красного Креста и под эгидой гуманитарной миссии ООН.
Этот материал подготовлен для № 12 журнала НВ от 2 апреля 2020 года. Из соображений безопасности и руководствуясь заботой о здоровье наших читателей, курьеров, которые доставляют вам номер, и членов редакции, в ближайшие несколько недель журнал будет выходить только онлайн, а производиться — удаленно.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.