Спорная история. Последние выпады польского министра Ващиковского против позиции Украины
В то же время, он отметил, что "сохранение независимой Украины является бесценным" для безопасности Польши.
Польский министр в эфире радио Trojka сказал, что "костью несогласия" в двусторонних отношениях является история, "в определенной степени" образование, а также возврат польской общине в Украине церковного имущества - костелов и приходских домов.
НВ рассказывает об этом и других эпизодах "исторического" конфликта между представителями украинских и польских властей, а также в чем состоит его суть.
Ващиковский: ситуация является достаточно сложной
Ващиковский 7 ноября заявил, что Украина смотрит на проблемы в двусторонних отношениях с Польшей "достаточно беззаботно".

По его мнению, "украинские власти рассчитывают, что мы безусловно будем поддерживать безопасность и независимость Украины, стоять на ее стороне в конфликте с Россией и не требовать решения двусторонних проблем - исторических или образовательных".
Он подчеркнул, что Польша открыто говорит: "российская агрессия не может быть отговоркой, чтобы не решать двусторонние проблемы".
Ващиковский также сообщил о намерении после своего визита во Львов 4-5 ноября встретиться с президентом Польши Анджеем Дудой, но "для президента нет оптимистических новостей" и добавил, что решение о том, ехать ли в Украину в середине декабря Дуда должен принять самостоятельно, "но ситуация является достаточно сложной".
В чем обвинил Украину и Вятровича замминистра культуры Польши
За день до того, как Ващиковский обвинил Украину в "беззаботности", 6 ноября, замминистра культуры Польши Ярослав Селлин заявил, что украинское государство доверило исторические переговоры "неправительственному учреждению, каким является Институт национальной памяти".

Селлин также назвал главу Института национальной памяти Владимира Вятровича человеком, который, по его мнению, "является безответственным в вопросе отношений с Польшей, часто с антипольскими навязчивыми идеями", сообщалось на сайте dziennik.pl.
Такое заявление замминистр сделал, комментируя обвинения в адрес министра культуры и вице-премьера Пйотра Глински, который во время недавнего визита в Украину "не решился" зажечь свечи на могилах жертв УПА.
Селлин сказал, что главной целью визита министра культуры Польши в Украину было вывести исторические переговоры (в частности, касательно эксгумации польских граждан) на правительственный уровень, но этого не удалось сделать.
"Для нас удивительно, почему украинское государство такой важный вопрос, как исторические переговоры, доверило неправительственному учреждению, каким является Украинский институт национальной памяти, еще и во главе с человеком, который, на мой взгляд, является безответственным в вопросе отношений с Польшей, часто с антипольскими навязчивыми идеями", - заявил замминистра культуры.

Сам Вятрович в ответ выразил удивление тем, что заместитель польского министра назвал Институт национальной памяти (центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере восстановления и сохранения национальной памяти украинского народа, деятельность ИНП направляется и координируется Кабинетом министров Украины - ред.) неправительственной организацией.
Он также напомнил, что меньше 10 лет назад в 2008 году принимал участие в конференции польского Института национальной памяти, где рассказывал о деятельности УПА.
"Меньше, чем 10 лет назад в Польше историки не боялись сравнивать украинское и польское подполье", - отметил Вятрович.
О каких эксгумациях речь, и почему Украина их приостановила
Говоря об эксгумации польских граждан, Ващиковский и Селлин подразумевают намерение Польши разыскать на территории Украины и эксгумировать польских жертв Второй мировой с целью дальнейшего увековечивания памяти. Польская сторона хотела бы увековечить память жертв ОУН-УПА в местах их захоронения.
Украинский Институт национальной памяти приостановил этот процесс после того, как 26 апреля в польских Грушовичах возле Перемышля активисты одной из ультраправых польских организаций уничтожили памятный знак на кладбище, установленный в 1994 году, украинской общиной. Причем местные власти тогда дали на это разрешение.
"Демонтаж незаконно установленного в 1994 году памятника УПА на государственном кладбище в Грушовичах неподалеку Перемышля законно", - цитирует в своем блоге на Исторической правде заявление польского Министерства культуры и национального наследия историк из украинского Института национальной памяти Александр Зинченко.
В свою очередь, Министерство иностранных дел Украины выразило возмущение разрушением памятника в Грушовичах.
"Это откровенная провокация в канун чествования 70-й годовщины преступной акции Висла - очевидно с целью отвлечения внимания от этой пресловутой даты", - говорится в соответствующем сообщении украинского МИДа.
Стоит отметить, что инцидент в Грушовичах был далеко не первым подобным актом вандализма в Польше. В 2014 - 2016 годах таких случаев было 15. При этом, как подчеркивает Зинченко, официальная Варшава ни разу публично не осудила вандализм в отношении украинских памятных знаков.

В то же время, когда в Украине произошло несколько подобных инцидентов, украинские власти каждый раз осуждали вандализм в течение первых суток.
В итоге после инцидента в Грушовичах украинский Институт национальной памяти публично обратился к польской стороне с вопросом, стоит ли считать отсутствие реакции органов государственной власти Польши на акты вандализма в отношении украинских памятников официальной позицией Польского государства.
УИНП потребовал от польской стороны расследовать все случаи вандализма украинских мест памяти в Польше и наказать виновных, а также вернуть украинские мемориалы в первоначальный вид. Институт также инициировал перед Государственной межведомственной комиссией по делам увековечивания памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий остановку выдачи разрешений на проведение работ по поиску мест захоронений и упорядочивания польских мест памяти в Украине.
Польская сторона настаивает, что ряд украинских памятников в Польше (всего 46) являются нелегальными и они не были согласованы с польскими властями. Но в Украине также есть 105 (по данным прессы - 150) нелегальных польских мест памяти, установленных в обход определенных законом процедур, подчеркивает Зинченко. По его словам, такие места памяти устанавливали не только польские граждане, но Польское государство. Таким образом, по обе стороны границы есть нелегальные мемориалы, которые должны быть легализованы и об этом тоже говорится в заявлении УИНП.
В ответ польский Институт национальной памяти усомнился в полномочиях УИНП, заявив, что считает партнером в сотрудничестве в сфере мест захоронения павших и убитых в результате военных преступлений, геноцида, этнических чисток, политических репрессий соответствующую Межведомственную комиссию.
"Парадокс заключается в том, что уже несколько лет в соответствии с Положением Межведомственной комиссии "Организационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Украинский институт национальной памяти". Председатель Украинского института национальной памяти является по должности первым заместителем председателя комиссии", - пишет Зинченко.
Через месяц после этих заявлений во Львове состоялась встреча между главами польского и украинского институтов национальной памяти Владимиром Вятровичем и Ярославом Шареком, которые договорились о переговорах во Львове о легализации мест памяти.
Когда во время этих переговоров выяснилось, что украинская сторона подготовила список нелегальных польских мест памяти в Украине, превышающий польский список, польская делегация заявила, что она не уполномочена на принятие решений, и уехала. А польские медиа сообщили, что к переговорам была неготова украинская сторона.
Затем в Украину и приехал польский вице-премьер и министр культуры Пйотр Глински, который попытался перенести переговоры на высший политический уровень, на что в Украине заявили, что действующий формат не исчерпал своих возможностей.
Отказ главы польского МИДа посетить львовский музей Тюрьма на Лонцкого
Во время своего последнего визита в Украину 5 ноября министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский отказался посетить Национальный музей-мемориал жертв оккупационных режимов Тюрьма на Лонцкого во Львове.

Ващиковский возложил цветы к памятнику жертвам коммунистических преступлений возле музея Тюрьма на Лонцкого. В программе предусматривалось посещение музея, но польский министр развернулся на входе.
Поводом для этого стало высказывание директора музея о том, что в 1918 году Польша оккупировала Западную Украину.
"Министр спросил меня, была ли Западная Украина оккупирована в 1918 году. Я ответил, что да, что это была оккупация. Поэтому он резко развернулся с порога и не зашел в музей. Это было, по-моему, сделано умышленно, это умышленный политический шаг", - прокомментировал на месте директор музея Руслан Забилый.
Также польский министр не стал прямо отвечать на вопрос по поводу польских памятников, установленных в Украине самовольно, без согласия украинских властей и без соблюдения украинского законодательства.
За день до этого, 4 ноября, Ващиковский заявил, что Польша уже много лет "остается открытой для выяснения вопросов истории, а также нынешних польско-украинских контактов".
"Мы ожидаем желание сотрудничества с украинской стороны", - отметил он.
Министр выразил удовлетворение по поводу того, что в Украине нет антипольских настроений, но добавил, что польская сторона иногда видит в Украине "разного рода инциденты и конкретных лиц, ведущих себя не очень дружелюбно по отношению к Польше".
Zaxid.net сообщает, что Ващиковский 4 ноября заявил, что памятники украинским борцам за независимость, установленные, по мнению польских властей, нелегально "должны быть трактованы как нелегальные" и то, будут ли они демонтированы, зависит исключительно от местных властей.
"А про все остальные памятники можем говорить. Но согласно законам Польши", - добавил глава польского МИДа.
Несмотря на уход от обсуждения судьбы польских и украинских памятников, установленных на территории обеих стран без согласования с властями, что и привело к напряжению между польской и украинской стороной, Ващиковский выразил надежду на открытость украинского Института национальной памяти.
"..мы ... ждем возможности разблокирования решение о возможности эксгумации, ремонта всех мест связанных с польской и польско-украинской историей", - сказал он.
В ответ 6 ноября ответственный секретарь Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти участников антитеррористической операции, жертв войны и политических репрессий Святослав Шеремета подчеркнул, что украинская сторона готова к диалогу, а не к поучениям. Его заявление опубликовало агентство Zik.
Шеремета отметил, что диалог предполагает осуждение польскими властями 15 актов вандализма против украинских мест памяти в Польше и предложения по легализации таких мест памяти, установленных в 1990-х годах без согласования с польскими властями.
"Симметрично мы готовы легализовать польские места памяти и захоронений, надгробные памятники, которые были построены вне украинского законодательства на территории Украины. В качестве жеста доброй воли от Украины - мы предлагаем не полную симметрию. Ведь украинских мест памяти, которые построены на территории Польши есть около 50-ти, а польских на территории Украины более 150-ти. Мы предлагали и предлагаем легализацию по принципу "все на все". Но нас и дальше не слышат в Польше", - заявил он.
Обещания запрета на въезд для украинцев с антипольскими взглядами
2 ноября Ващиковский заявил, что власти Польши хотят запустить процедуру, которая бы сделала невозможным въезд в страну украинцам, которые исповедуют антипольские взгляды.
"Сейчас мы запускаем процедуры, которые сделают невозможным приезд к нам людей с антипольской позицией. Люди, которые демонстративно поддерживают идеалы СС Галичина и носят ее мундиры, в Польшу не въедут", - сказал он.
Говоря об отношениях между странами, Ващиковский заявил, что Украина является важной по геополитическими соображениям, но украинцы считают незначительными спорные вопросы, в частности исторические, и обе страны "имеют разные концепции примирения".
Глава польской дипломатии отметил, что будет думать, стоит ли рекомендовать президенту Польши осуществлять визит в Украину.
По словам министра, процедура будет касаться в том числе людей, которые используют административные инструменты, чтобы не позволять продолжить эксгумацию поляков, передает Onet Wiadomości.
В ответ глава Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович на своей странице в Facebook заявил, что, судя по словам Ващиковского, в Польше хотят "наказывать ответственных лиц Украины за требование к польской стороне соблюдать украинское законодательство".
"На последней встрече на высоком уровне с польской стороной, кроме меня были: министр культуры, его первая заместитель, руководитель департамента МИД, и т.д. Им всем закроют въезд в Польшу?", - поинтересовался Вятрович.
4 ноября во время своего визита во Львов Ващиковский отказался уточнить, кого именно он имел в виду, говоря о запрете на въезд.
- Читайте также: Глава МИД Польши: Украина с Бандерой в Европу не войдет
"Я прошу минутку подождать. Вскоре мы будем об этих решениях информировать", - ответил он.
Вопрос составления "черных списков" украинцев, которые, по словам Ващиковского, препятствуют на административном уровне проведению польской стороной эксгумаций в Украине, или "носят мундиры СС Галичина", глава МИД Польши снова затронул и 6 ноября в эфире радио Trojka.
"Я могу сказать, что в случае одного человека эта процедура уже введена в действие. Если она будет завершена, то в течение нескольких следующих дней я сообщу, о ком идет речь", - сказал он.