Глава украинского офиса ООН — о вызовах и успехах Украины на пути к равным возможностям для людей с инвалидностью
3 декабря в мире отмечается Международный день людей с инвалидностью. Журналистка Радио НВ Леся Антипенко взяла интервью у главы Офиса координатора ООН в Украине Закари Тейлора о прогрессе страны на пути к инклюзии.
Мы выбрали его главные тезисы:
1,7 миллиона человек в Украине считаются имеющими определенную инвалидность. Из этого количества немножко меньше 50% — где-то 37%-38% — являются активно вовлеченными, работающими. То есть ситуация могла бы быть гораздо хуже. Я хотел бы подчеркнуть, что вопрос занятости является одним из ключевых, который позволяет людям стать свободными.
Хочу также подчеркнуть, что многие из этих людей, которые якобы, считается, имеют инвалидность, достаточно талантливы и могут выполнять особую работу, иметь особую профессию.
Я хотел бы обратить внимание на то, что мы не можем говорить исключительно об особых потребностях — это должно происходить в контексте с особыми возможностями. И все сейчас начинают понимать такую цепочку, такое сочетание потребностей и возможностей, все лучше и лучше. Скажем, в мире признается, что люди с аутизмом имеют очень хорошие, высокие математические способности.
И когда мы говорим о работодателях, которые разбираются в этом — они готовы принимать людей с особыми потребностями, понимая, что те имеют особые способности, вместо того, чтобы просто находить где-то рабочую силу и импортировать ее.
Мы не говорим о какой-то благотворительности, мы говорим о том, что люди, которые имеют особые потребности, имеют особые возможности, способные занять свою нишу на рынке труда.
Обеспечить инклюзивность мы можем с помощью развитой инфраструктуры. Если люди находятся дома, за закрытыми дверями, не способны выйти из своего дома, то действительно, их возможности найти достойную работу также ограничены, и это является критическим вопросом. На этом даже акцентировал господин президент — о критическом состоянии дорог, которое нужно улучшать, — но определенный прогресс в этом направлении делается.
Если бы я появился на пороге вашего офиса, и у меня была бы только одна нога, но я был бы хорошим математиком, то первая вещь, которую вы увидели бы — что посетитель передвигается на одной ноге. То есть речь идет об инвалидности — это первое, что бросается в глаза. Не сразу можно увидеть талант человека, его возможность быть хорошим математиком. Это же касается и общества: если можно преодолеть враждебное отношение к людям с инвалидностью, дать возможность родителям обычных детей понять, что другие дети имеют таланты, замечательные возможности, это было бы замечательно.
Если такую кампанию провести на национальном уровне, изменить отношение и осознание общества, это было бы замечательно. Также можно дополнить это инвестициями — речь идет не о больших деньгах. Скажем, сделать обычные школы, профессиональные училища, университеты доступными.

Статистика обычно такова, что трудоустроенных людей с инвалидностью гораздо меньше общего количества людей, ищущих работу. Но по сравнению с вашими соседями, где только 9% таких людей, мы считаем, что ситуация в Украине неплохая.
Я не сторонник того, чтобы рассматривать вопрос субсидий для работодателей, [которые устраивают людей с инвалидностью на работу], но я считаю, что нужно открывать глаза работодателей на те выгоды, которые они могут получить посредством неиспользованной части человеческого потенциала, существующего на рынке; посредством инвестиции в тот пласт людей, которые имеют таланты, способности, пока не использованные. Я предложил бы начинать с крупных работодателей.

Чем больше мы будем видеть известных людей вместе с людьми, скажем, на инвалидной коляске — политиков, которые общаются с такими людьми, спортсменов и других знаменитостей — тем видимость этого вопроса будет увеличиваться и также может помочь нам в лучшем понимании ситуации.
Если говорить об определенных успехах Украины, я думаю, в первую очередь, мы можем говорить о высоком уровне занятости людей с инвалидностью, этим можно гордиться. Многое еще можно сделать, но сегодня мы можем говорить, что достаточно неплохо развита инфраструктура в городах. И в-третьих, сам факт, что мы говорим об этом, «потому что во многих других странах эта тема вообще отсутствует в повестке дня.