Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Идти в гору. Как Вадим Винниченко вышел из зоны тишины

5 декабря, 21:45
695
Спецпроект
Цей матеріал також доступний українською

Вадим Винниченко: Я осознал, что многие барьеры не снаружи, а в моей голове

Фото предоставлено Вадимом Винниченко

Создатель Deaf trekking club Вадим Винниченко объясняет, что мешает неслышащим реализовать себя и как это преодолеть.

В рамках проекта Коли тиша заговорила НВ вместе с общественной организацией Відчуй рассказывает истории неслышащих людей, которым удалось реализоваться и добиться успеха в разных сферах.

"Как вы о себе думаете - таким и станете". Десять лет назад, когда Вадиму Винниченко было 20, ему в руки попала книга Подсознание может все канадца Джона Кехо. "Она перевернула мое сознание", - говорит Вадим. Он до сих пор цитирует врезавшиеся в память фрагменты. Вадим родился в семье неслышащих. В четыре года частично потерял слух из-за осложнений от гайморита и перестал различать звуки с низкой амплитудой.

"Для того чтобы сдвинуться с места, необходимо изменить свой образ ­мыслей", - писал Кехо, а Вадим читал запоем. На тот момент он был тренером по плаванию для слабослышащих детей, подрабатывал курьером, планировал спортивную карьеру, и даже не думал о жизни вне мира неслышащих. Но вдруг возникла мысль: "А ведь мог бы".

"Добиться успеха - значит иметь желание и волю отбросить все оправдания, отговорки и другие "преимущества", которые нам дает неудача". Книга будила воображение.

Вадим начал читать специальную литературу, подтягивал грамматику, совершенствовал навык чтения по губам. "Мне захотелось быть ближе к миру слышащих. Там интереснее, там можно большего добиться", - объясняет он.

С тех пор, как у него оказалась та самая книга, прошло 8 лет. Вадим работает ресерчером радийного рынка в крупной коммуникационной группе, организовывает походы в горы.

Он и сам мог бы быть мотивационным спикером. "Я хочу донести мысль до всех неслышащих и особенно до школьников: учите грамматику и не ограничивайте себя миром тишины, не живите ею. Потому что все новые технологии, методы, техники, идеи, мысли существуют за ее пределами, а до нас доходят с большим опозданием".

Фото предоставлено Вадимом Винниченко

У неслышащих не так уж много вариантов, где они могут продолжить образование. Я мечтал о спортивной карьере, был кандидатом в мастера спорта по плаванию, играл в баскетбол и сейчас играю. Хотел учиться в институте физкультуры, но не прошел. Чтобы не терять время, поступил на заочное отделение в университет "Украина" на специальность "Физическая реабилитация".

Думал, буду спортивным менеджером. Поэтому на третьем курсе начал работать тренером по плаванию. Занимался со слабослышащими детьми. Мне хотелось, чтобы ребята показывали результаты, участвовали в соревнованиях. Для этого нужны ежедневные тренировки, но семьи финансово не вытягивали такой график. А учить плаванию группу "лягушат" мне было неинтересно. Как раз тогда знакомая посоветовала прочесть книгу Кехо.

Мне было 20 лет, когда я по-настоящему взялся за ум. Вдруг начал замечать вокруг себя молодых ребят и девушек на руководящих должностях и думал: "Чем я хуже? Я ведь могу быть на равных, быть лучше". Тогда мне очень помогли книги по психологии, личностному росту, бизнес-литература. Я осознал, что многие барьеры не снаружи, а в моей голове.

Есть много успешных неслышащих, но они успешны в своем мире. В основном это спортсмены, тренеры. И я знал, что тоже могу добиться хороших результатов в этой области. Но мне хотелось выйти из зоны тишины. Поэтому я поменял свои планы и принял предложение компании Smart Line, в которой подрабатывал курьером. Перешел к ним на постоянную работу. Это был мой первый опыт работы со слышащими людьми. Мне очень повезло с компанией, я попал в среду, где меня ценили, а значит, был шанс расти. Причем попал к ним совершенно случайно. Подруга отправила мое резюме, они откликнулись. В этой фирме я проработал пять лет, вырос до менеджера по логистике. Но в какой-то момент понял, что нужно двигаться дальше.

Если у меня получилось здесь, то почему не может получиться в другом месте, в другой сфере? Если ты, грубо говоря, научился ездить на велосипеде, почему бы не научиться водить машину? Позитивный опыт очень важен, он вселяет веру в себя. Еще мне запомнилась фраза, которую я прочел в одной из книг: "Работай кем угодно, лишь бы оказаться там, где тебе нужно". Это стало моим девизом. Если видишь, что компания хорошая, туда можно пойти и курьером. Сейчас я работаю аналитиком рынка радио в агентстве UMG.

Фото предоставлено Вадимом Винниченко

Слабослышащих или неслышащих на хороших должностях в крупных компаниях очень мало. Их объединяет одна очень важная штука - все они грамотные. Да, бывает, что кто-то не уверен в себе, кто-то привык жить в своей скорлупе, и она его полностью устраивает. Но мне кажется, что одним из главных барьеров для нас остается неграмотность.

Часто неслышащие плохо читают, пишут с ошибками, от этого им неловко и они еще больше замыкаются. Это просто объяснить. Люди с нарушением слуха говорят на жестовом языке, в нем нет букв, один жест - одно слово. Практики другого общения у многих нет. Представьте, если вас неожиданно отправить в Китай и сказать: "А теперь пишите иероглифы и говорите по-китайски". Сразу это никто не осилит. Нужны время, терпение и, конечно, мотивация.

Жестовый язык - мой родной с детства, мыслю я тоже в основном на жестовом. Но родители поддерживали меня в том, чтобы я общался со слышащими людьми. На летние каникулы они отправляли меня к бабушке, которая слышит. Это был единственный способ общаться на равных со слышащими. Но с проблемой безграмотности я тоже столкнулся.

В детстве не любил читать. Открывал первую страницу и сразу же мысленно улетал куда-то. К 15 годам отставал в орфографии, не всегда понимал, о чем пишут, иногда не мог сформулировать вопрос. В 16 лет я решил, что неплохо бы наконец-то прочитать хотя бы одну книгу полностью. И прочитал "Код да Винчи", одолел за неделю. Потом еще одну книгу и еще. 1 сентября пришел в школу, учительница без особой надежды спросила, прочитал ли я что-то. Я говорю: "Да, три книги". По литературе я был одним из лучших в классе. Но это случилось за год до окончания школы.   

В школе моя безграмотность мне не мешала, рядом были ребята такие же, как я. Мы спокойно общались на жестовом языке. Думаю, что в этом как раз и проблема. В спецшколах слабая конкуренция. В нашем классе учились 2-3 человека, которые были сильны в грамматике. Я же начал учиться только когда понял, зачем мне это нужно. Позже, когда уже окончил школу, у меня появился интернет. Там было много интересного, но все на русском языке, а русский я тогда не знал вообще. Пришлось учить самому. Сейчас общаюсь на трех языках - русском, украинском и жестовом, учу английский.

Слуховой аппарат я тоже начал носить поздно. В школе не носил, хотя заставляли. Он мне мешал, раздражал. Это сейчас у меня появился ответ, почему так. Меня окружали дети, которые слышали не лучше, чем я, поэтому и необходимости в слуховом аппарате не было. А когда начал общаться со слышащими, она появилась.

Фото предоставлено Вадимом Винниченко

Если ребенок учится среди своих, то и устройства, которые могли бы помочь лучше слышать, как бы не нужны. В "своей" школе ты не чувствуешь себя последним. Ты - лидер, нормальный чувак. Только потом, выйдя за ее пределы, ты видишь, что, если ничего не менять, тебе светит в лучшем случае работа курьером, дворником или уборщиком. А это не предел мечтаний. Мне, во всяком случае, этого было мало.

Я освоил другие способы коммуникаций, читаю по губам. Без проблем общаюсь с человеком наедине. Но мне до сих пор нелегко уследить за разговором, если много людей. Например, совещание. Хочется быть в курсе, что все обсуждают, но не всегда удается понять. Хорошо, что есть коллеги, которые готовы помочь, уделить время после и рассказать, что и как. Я ценю это. Но каждый раз спрашивать - не всегда удобно. Так можно быстро надоесть. Иногда мне тяжело перевести в речь фразу на жестовом языке. А еще есть новые слова, профессиональный жаргон. Я не всегда знаю их значение, нужно гуглить. Эмоционально общение со слышащими сложнее, но оно интереснее и богаче, поэтому стоит того.  

Когда-то у меня была идея сделать тренинг по мотивации. Я бы очень хотел поговорить со старшеклассниками и донести до них мысль, что они могут все. Они могут быть успешными не только в спорте. Да, нас ограничивает слух. Это объективная реальность. И чтобы двигаться дальше, нужно принять это как есть, постараться найти и освоить другие способы коммуникации, и не отступать. Вместо того чтобы кого-то в чем-то винить, лучше найти силы что-то изменить в себе. Воспитывать силу воли мне, например, помогает баскетбол и горы. Пару лет назад мы с другом организовали трекинговый клуб для слабослышащих, хотим популяризировать эту идею. Когда поднимаешься на вершину, то все твои проблемы остаются внизу. Мне нравится это ощущение.    

Відчуй - общественная организация, которая с 2011 года системно занимается помощью и социальной адаптацией людей с нарушениями слуха. За семь лет деятельности организация реализовала более 15 всеукраинских проектов, в том числе проект Коли тиша заговорила, посвященный неслышащим, слабослышащим людям и всем, кто теряет слух, а это по статистике каждый 10 украинец. Инициатива призвана привлечь внимание украинцев к проверке слуха и поднять вопрос социальной адаптации неслышащих людей.

Автор: Елена Струк

Главное

Украина/События

Сегодня, 15:32

article_img
В Украине открыто первое уголовное производство за нарушение государственной границы

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Самые интересные статьи и подборка важных новостей по вечерам

Подписаться