Большой провал. ЕС окончательно закрыл проект по модернизации границ с Украиной: все подробности

4 комментировать
Модернизация украинских КПП на границе с ЕС откладывается на неопределенный срок
Фото: dpsu.gov.ua

Модернизация украинских КПП на границе с ЕС откладывается на неопределенный срок

22 февраля Евросоюз официально подтвердил, что прекращает финансирование проекта по модернизации и развитию ряда контрольно-пропускных пунктов (КПП) на западной границе Украины общей стоимостью более 29 млн евро, Украина должна теперь вернуть часть этих средств.

НВ рассказывает все подробности о срыве проекта.

От первых сообщений до официального подтверждения

20 февраля о закрытии проекта по модернизации украинских КПП на западной границе сообщило агентство Reuters со ссылкой на данные внутренней переписки украинского правительства и переписки между Киевом и Еврокомиссией, предоставленные "информированным источником".

В ЕС рассчитывали, что модернизация КПП позволит сократить сроки пересечения границ и усовершенствовать таможенные процедуры. Однако от этих планов пришлось отказаться после ряда задержек и перерасхода средств. Реализация проекта началось еще в 2014 году, но по состоянию на конец 2017 года модернизация ни одного из шести КПП не была закончена, хотя Евросоюз предоставлял финансирование на эти цели в размере 29,2 млн евро.

В заявлении Reuters представитель ЕС сказал: "После нашей оценки мы пришли к выводу, что проекты не могут быть доработаны вовремя. В настоящее время шесть проектов закрываются, а неизрасходованные деньги возмещаются".

После публикации статьи Reuters, вечером 20 февраля, спикер Госфискальной службы, отвечающей за реализацию проекта модернизации КПП, Наталья Непряхина заявила на своей странице в Facebook, что "официального заявления о прекращении финансирования нет" и "говорить о прекращении проектов и необходимости возврата средств преждевременно и некорректно".

Судя по публикации Непряхиной, из заложенных в бюджет проекта миллионов евро, ГФС потратила на модернизацию входящих в него объектов лишь сотни, а то и десятки тысяч евро, а остальные деньги остались нетронутыми.

"Указанные расходы были предусмотрены для ГФС только во 2 половине 2016 года. А срок реализации проектов – от 4 до 12 месяцев. ГФС готова завершить все проекты в 2018 году", – говорится также в ее сообщении.

21 февраля глава представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли признал, что в реализации проекта ЕС, предусматривающего модернизацию шести пограничных контрольно-пропускных пунктов с Украиной, есть трудности.

Он не стал уточнять, в чем именно они заключаются, но отметил, что ЕС не принимал решение о сворачивании проекта и он не может сказать, что решение о прекращении этого проекта уже принято.

Однако в тот же день министр финансов Украины Александр Данилюк подтвердил, что ЕС решил закрыть проект.

"Соответствующее решение стало публичным вчера. Это достаточно негативный сигнал, потому что мы говорим о сотрудничестве с нашими партнерами, но по собственной несостоятельности просто сами себя дискредитируем", – заявил он на брифинге.

22 февраля стало известно, что Еврокомиссия опубликовала официальное разъяснение, в котором говорится о прекращении проекта. А источник Европейской правды в Брюсселе заявил, что, вопреки заявлениям представителей украинской ГФС, решение Евросоюза является окончательным.

Сколько денег придется вернуть

Пресс-секретарь ЕС Майя Косьянчич объяснила, что прекращается осуществление проектов, на выполнение которых ЕС должен был перечислить €29,2 млн.

"Речь идет о шести проектах с европейским финансированием на общую сумму €29,2 млн, основным бенефициаром которых была Государственная фискальная службы Украины. Учитывая задержки с их реализацией, учитывая наши оценки и сообщения государств-членов ЕС, мы пришли к выводу, что проекты не могли быть завершены в срок", – отметила она.

По словам Косьянчич, эти шесть проектов уже находятся в процессе закрытия, выделенные на них и не израсходованные деньги должны быть возвращены на счета Еврокомиссии.

По данным источника Европейской правды, Украина получила от ЕС треть грантовых средств, выделенных на проект – около €10 млн. Издание отмечает, что, по предварительным данным, Киев потратил около €2 млн. В то же время, согласно сообщению Непряхиной, ГФС потратила еще меньше – около 390 тысяч евро.

В целом Украина не смогла использовать не менее 27 млн евро, предоставленных ей Евросоюзом на модернизацию пунктов пропуска. 

Что известно о ходе модернизации КПП

30 мая 2016 года местное издание Волинські новини писало о том, как проходила модернизация одного из входящих в программу пунктов пропуска Устилуг.

Издание, в частности, сообщило, что первоначально планировалось завершить работы на Устилуге в декабре 2015 года, но затем их продлили на 2016 год. 

Однако 30 мая 2016 года выполнены были только "земляные работы", которые выглядят на фото как поросший растительностью котлован.


Причем начальник таможенного поста Устилуг–Зосин Александр Оникийчук заявил журналистам, что уже освоено 3 млн евро.

А 1 сентября 2017 года издание Наші гроші сообщило, что технический надзор за строительством КПП Устилуг осуществлял предприниматель Дмитрий Сладков, которого 10 августа 2017 года суд признал виновным в организации фиктивного предпринимательства. Согласно материалам следствия, в январе 2015 – мае 2016 года Сладков и его сообщники через ряд компаний незаконно конвертировали в наличные около 35 млн грн.

Сладков заключил с прокуратурой соглашению о признании вины, по условиям которого он должен был заплатить 17 тысяч гривен штрафа.

Кроме того, 26 октября 2016 года глава Черновицкого облсовета Иван Мунтян заявил, что генеральный подрядчик выполнения работ на пунктах пропуска Красноильск и Дяковцы, также входящих в программу ЕС, завысил стоимость выполненных работ в три раза.

Как хотят все исправить

Комментируя срыв проекта по модернизации пунктов пропуска, премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Украина намерена договариваться с европейскими партнерами о новых программах финансирования инфраструктурных проектов.

"К сожалению, стороной программы было ГФС. ГФС не смогла организовать работу на выполнение. ... Новый руководитель ГФС Мирослав Продан старался спасти эту ситуацию, но, учитывая процедуры, это стало невозможно", – заявил также Гройсман журналистам 22 февраля во время рабочей поездки в Сумскую область.

А министр финансов Александр Данилюк 21 февраля заявлял, что строительство пунктов пропуска на границе должны осуществлять местные власти.

По его словам, ГФС не должна строить таможни, поскольку это не является характерной функцией ведомства.

"Кто это (строить пункты пропуска на границе – ред.) может сделать лучше, чем местная власть?" – сказал министр.

НВ


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

События ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: