Вопросы о войне. Минские соглашения — это плохо? Давать ли воду в Крым? Что будет с Донбассом? Отвечает Денис Казанский
Известный журналист Денис Казанский, который освещает тему российской агрессии в Украине, по просьбе Радио НВ рассказал о том, что происходит на оккупированных территориях Донбасса и Крыма.
Мы выбрали его ответы на четыре главных вопроса журналиста радиостанции Юрия Мацарского о ситуации вокруг этих регионов.
• Пять лет назад, 12 февраля 2015 года, были подписаны Минские соглашения. Насколько тогда было оправдано принятие этого документа?
Как мы можем видеть (и как доказали следующие пять лет после подписания Минских соглашений), они оказались мертворожденными. То есть они невыполнимы на данном этапе, потому что изначально оказались слишком размытыми, нечеткими, и каждая из сторон понимает их по-своему. Поэтому каждая сторона находит свои причины для того, чтобы их не выполнять. Кроме того, эти соглашения в действительности никогда ни одну из сторон не устраивали.
Россия, в принципе, получила на тот момент, что хотела — «дорожную карту» по введению в Украину «троянского коня» в виде этих так называемых «республик». А Украина фактически подписывала эти соглашения «с пистолетом у виска». То есть это был по сути шантаж: наша армия тогда находилась в Дебальцево, подвергалась атакам, была в полукотле. Я, с одной стороны, понимаю все несовершенство и бесперспективность Минских соглашений; но с другой — я не могу Порошенко за них осудить, потому что, видимо, он действовал тогда единственным возможным способом, чтобы остановить кровопролитие.
Надо сказать, что Минские соглашения был нарушены в день их подписания: город Дебальцево был захвачен Россией и ее боевиками уже после этого. То есть с тех пор Дебальцево превратилось в одну из основополагающих проблем, из-за которых эти соглашения можно считать невыполнимыми. Потому что, когда подписывались Минские соглашения, украинская армия находилась в Дебальцево, и эта территория считалась территорией Украины. После подписания документа Дебальцево было захвачено.
В Минских соглашениях нет четкого алгоритма. Поэтому каждый как хочет, так их и трактует. Давайте возьмем основополагающую историю, о которой тоже все говорили (и Кучма на переговорах в Минске поднимал этот вопрос): в Минских соглашениях нет «ДНР» и «ЛНР». Нет ни одного их упоминания, нет таких аббревиатур вообще. Подписывали Минские соглашения граждане Украины Александр Захарченко (ныне покойный) и Игорь Плотницкий (ныне без вести пропавший).
В итоге у нас есть какая-то бумажка, подписанная некими людьми, которых уже нет. И в этой бумажке они подписаны как «представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей». К чему мы приходим? К тому, что выполнение Минских соглашений должно начаться с упразднения «ДНР» и «ЛНР».
Если мы говорим о том, кто не выполняет договоренности, то, конечно же, это в первую очередь Россия и ее «сателлиты», потому что они придумали некие формирования, которых не существует в этих договоренностях, и те от нас что-то требуют.

• Сколько еще будет длиться процесс установления мира на Донбассе?
