Борьба за души. Как в Московском патриархате сопротивляются переходу общин в ПЦУ

16 февраля, 10:26
3429
Цей матеріал також доступний українською
Борьба за души. Как в Московском патриархате сопротивляются переходу общин в ПЦУ - фото

Наталия Кравчук / НВ

Свято-Николаевская церковь в Ворсовке

Ворованная тетрадь с подписями, массовая драка перед храмом и поп, захвативший дом и церковную утварь. Так выглядел переход в Православную церковь Украины жителей села Ворсовка.

Жители Ворсовки перешли из Московского патриархата в ПЦУ первыми в Украине, пишет журнал Новое Время.

Отчаянное сопротивление

Ворсовка - типичное украинское село, которое зимой и разглядывать‑то особо не интересно: поля, посеревшие хаты, снег да голые деревья.

Пять сотен жителей, основное занятие которых - фермерство, из достопримечательностей - та самая Свято-Николаевская церковь.

Храм, деревянные стены которого окрашены белым и синим, находится под юрисдикцией Московского патриархата, хоть и принадлежит местной общине. Ничего удивительного: в районе множество таких же московских церквей. Но в данной истории фактор религиозной прописки сыграл решающую роль.

Вначале по селу пошла староста. Опрашивала местных: переходим в ПЦУ или остаемся в МП, - занося итог этого референдума в тетрадочку под подпись каждого респондента.

За этой работой начальницу и застал отец Василий.

Дальнейшие события описала 38‑летняя работница местного сельсовета Анжела Данильченко - едва ли не единственная из ворсовчан, кто согласился говорить с НВ о религиозном конфликте.

О религиозном конфликте в Ворсовке НВ рассказала сотрудница сельсовета Анжела Данильченко
О религиозном конфликте в Ворсовке НВ рассказала сотрудница сельсовета Анжела Данильченко / Фото: Наталия Кравчук / НВ

По ее словам, поп перехватил старосту на улице: “Он подошел к ней со словами: “Я тут еще не ставил подпись”, - схватил тетрадку и резво убежал”.

Разлинованный документ с подписями пропал, но 11 января прихожане все равно собрались возле церкви и почти единогласно решили: община переходит в ПЦУ.

Завтра привезу людей в балаклавах, и они разберутся с вами

Однако тут вновь появился отец Василий. По словам Данильченко, он начал агитировать за то, чтобы остаться под крылом Москвы. А когда возмущенные селяне отказались его слушать, обратился к взволнованной пастве с угрозами: “Завтра привезу людей в балаклавах, и они разберутся с вами”.

И действительно, 13 января в Ворсовку из Малина прибыла группа крепких мужчин, а с ними священник из городской церкви, тоже московской.

Местные окружили храм, и новоприбывший поп принялся вести службу прямо на улице, пытаясь пройти в церковь силой.

Но в этот день в село прибыли и другие мужчины - призванные общиной ветераны АТО. Они оттеснили религиозных агрессоров и отстояли периметр церкви.

Пока снаружи кипели страсти, оказавшийся внутри храма отец Василий, как рассказала Данильченко, забрал все деньги, ризы и прочие религиозные атрибуты, проскочил в стоящий рядом дом, выделенный ему для жительства общиной, и забаррикадировался в нем. А подошедшим селянам пояснил, что именно здесь он теперь и намерен править службу.

“Знаете, что он кричал оттуда? “Турецкому хану поклоняться не буду”, - рассказала Данильченко. - Так и сидит в доме, хоть выкуривай его оттуда”.

Глобальный процесс

Между тем сообщение о ворсовском религиозном конфликте попало в соцсети, затем вихрем пронеслось по СМИ. Так история маленького села в Житомирской области превратилась в часть глобального процесса перехода под крыло самостоятельной церкви общин, ранее относились к Московскому патриархату.

Менее чем за два месяца, прошедших с Объединительного собора и возникновения ПЦУ, к поместной церкви примкнули, по разным данным, от 202 до 270 общин из тех 12 тыс. приходов, которыми располагал МП.

Смена прописки независимо от региона проходит, как правило, по сценарию Ворсовки: община идет в поместную церковь, а священник - нет. За неполных два месяца в ряды ПЦУ влились лишь двенадцать священников МП

При этом смена прописки независимо от региона проходит, как правило, по сценарию Ворсовки: община идет в поместную церковь, а священник - нет. За те же неполных два месяца в ряды ПЦУ влились лишь двенадцать священников МП. 

До появления поместной церкви в стране примерно 8,7 млн человек относили себя к прихожанам украинских конфессий. К таким цифрам можно прийти, если перевести в абсолютные величины данные социологов о доле сторонников КП и УАПЦ среди общего числа православных в стране (около 20 млн человек). Представительство верующих, относящих себя к МП, рассчитанное по той же методике, составляло 3,8 млн человек. При этом приходов у патриархата было вдвое больше - 12 тыс. против 5,8 тыс.

Так что именно люди, а не храмы стали главным активом новой церкви. И этих людей у ПЦУ с каждым днем будет становиться все больше, уверены эксперты.

Читайте полный текст материала в свежем номере журнала Новое Время - №5 от 14 февраля 2018 года

Журнал НВ (№9)

Дело, которое топит президента

Накануне президентских выборов Петр Порошенко оказался в эпицентре мощнейшего скандала в оборонном секторе, который может стоить ему второго срока

Читать журнал онлайн