Армейская муштра и старые методики. Почему украинцы отдают предпочтение домашнему обучению детей

2 июня 2017, 10:01
Низкокачественное образование, устаревшие методики и армейская муштра классической школы заставляют украинцев забирать детей из переполненных классов ради домашнего обучения, пишет журнал Новое время

Только в Киеве число школьных “беженцев” достигло 3,5 тыс. человек и продолжает расти.

Аргументы за

Семиклассница Дарина Кафтан появляется в школе всего раз месяц — только для того, чтобы сдать и защитить контрольные работы. А учится Кафтан дома, самостоятельно изучая все положенные дисциплины.

Видео дня

Родители девочки приняли решение перевести ее на домашнее обучение, а точнее — на заочную форму, когда осознали, что в школе их дочь просто зря тратит время. “Вроде ходят дети в школу, вроде что‑то делают, а по факту просто отсиживают. Потом приходят домой и начинают, собственно говоря, учиться [вместе с родителями]“,— называет один из аргументов в пользу обучения на дому Марина Кафтан, мама Дарины. При этом времени на развлечения не остается вообще.

Перегруженность учебных программ и низкий уровень качества образования, суровая, почти армейская дисциплина, а главное — отставание школы от современной жизни лишают детей желания учиться и делают домашнее образование в Украине с каждым годом все популярнее. И хотя возможностей для этого немного — несколько заочных школ, несколько экстернатов и частных заведений с дистанционной формой обучения — многих родителей уже не пугает перспектива брать на себя ответственность за образование своих детей.

В результате только в столице количество детей, учащихся удаленно, за последние три года, по данным Департамента образования и науки, молодежи и спорта Киевской городской государственной администрации, выросло вдвое и превысило 3,5 тыс. человек. И хотя в масштабах Киева с его 277 тыс. школьников это немного, эксперты называют тенденцию заметной, тем более что столица, как правило, диктует тренды всей стране.

Преодоление опасений

В то же время, Кафтан не скрывает, что, даже глядя на то, как в школе мучается ее дочь, долго не могла набраться храбрости перевести ее на домашнее обучение. “Мне казалось, это все очень дорого, нужно будет нанимать кучу репетиторов, все это непонятно”,— вспоминает она.

Фото: Александр Медведев
Фото: Александр Медведев Фото:

На самом деле из 15 предметов, которые изучают в седьмом классе, репетитор понадобился только по математике, все остальные дисциплины Дарина легко осваивает самостоятельно. Например, историю, помимо учебников, она учит по документальным фильмам BBC, географию — по передачам Discovery. Кроме того, в заочной школе, куда Кафтан записала дочь, всегда можно обратиться за консультацией к учителям.

“У меня снова появился интерес [к учебе]",— говорит Дарина, чья академическая успеваемость с переходом на домашнее обучение пошла в гору.

Да и сама она изменилась, стала более самостоятельной, подчеркивает Кафтан.

Многие родители признаются, что не стали бы взваливать на себя такую непростую ношу, как обучение детей на дому, если бы к этому их не толкала школа. Присыпанные нафталином учебники, изобилующие ошибками и логическими нестыковками, не отражают реальную картину мира, говорят они. И если младшую школу еще можно пережить, особенно если повезло с хорошей учительницей, то в средней и старшей система берется за ребенка всерьез.

"Железная дисциплина и эмоциональный террор"

“Уже в пятом классе детей начинают прессовать, как в тюрьме,— говорит Кафтан.— Прямо 1 сентября им объявили, что хорошая жизнь закончилась, больше никто не получит поблажек”. Мать Дарины в красках описывает школьную среду, где, по ее словам, царят “железная дисциплина и эмоциональный террор”.

Фото: Александр Медведев
Фото: Александр Медведев Фото:

Не меньше претензий у Кафтан и к методам обучения. Она недоумевает, зачем в XXI веке на уроке информатики переписывать алгоритмы на листочке и почему на уроке физкультуры нельзя ни прыгать, ни бегать, а тех, кто этот запрет нарушает, наказывают — усаживают на лавку.

Впрочем, по мнению многих родителей, самое страшное даже не то, что современная школа не учит детей самоопределению, возможности делать выбор, а то, что убивает интерес к познанию мира. “Практически все дети, которые идут в первый класс с желанием учиться, во втором уже не хотят ходить в школу,— констатирует Марина Засоба, основательница альтернативной школы Kids Hub.— Они это делают в силу характера, воспитания, требовательности родителей, но они не хотят учиться”.

Хотя природный интерес к познанию мира у детей пробуждается быстро, стоит только дать ребенку свободу — в этом убеждена киевлянка Наталья Тарченко, основательница международного образовательного агентства DEC Education.

А Засоба рассказывает историю из собственной жизни. Начиная со второго класса ее дочь Джая учится в школе дистанционно. Этот шаг был вынужденным: Джая выросла в Севастополе и поэтому вообще не знала украинского языка, а когда родители обосновались в Броварах и отправили ее в первый класс тамошней школы, она стала отставать в учебе.

Тогда ее мать нашла частную гимназию Очаг в Харькове, куда определила дочь на дистанционную форму обучения. А параллельно начала с ней посещать альтернативную школу, своеобразный образовательный клуб семейного типа.

Спустя некоторое время Засоба заметила, что у дочери появился интерес к чтению, письму, счету — всему тому, что в школе ей не давалось. И ей стало интересно учиться в принципе.

“Это было для нас поворотным моментом, после которого мы решили, что больше не вернемся в государственную школу”,— говорит Засоба.

Фото Наталья Кравчук
Фото Наталья Кравчук Фото:

Истоки системы

Популярность хоумскулинга — неутешительный диагноз безнадежно устаревшей системе образования, констатируют эксперты сферы. А его корни предлагают искать в далеком прошлом отечественной школы.

Алексей Греков, директор частной школы Афины говорит, что действующая система была перенята еще царской Россией у Германии, а затем унаследована СССР. “Стране были нужны чиновники, которые должны были аккуратненьким бисерным почерком переписывать кондуиты, вносить записи в амбарные книги и писать прошения”,— объясняет эксперт.

Сохранившись в законсервированном виде, в нынешних условиях эта система, как утверждает Греков, крайне неблагоприятна для детей. “Когда мы смотрим на то, что делает Илон Маск или Марк Цукерберг, то понимаем, что в цене совсем другие качества, чем те, которые вырабатывает школа”,— поясняет он.

Полный текст материала читайте в новом номере журнала Новое время - №20 от 2 июня 2017 года

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Сегодня в Украине с Андреем Смирновым

Дайджест новостей от ответственного редактора журнала НВ

Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо НВ
X