Блестящие умы. Гуру креативности из Стэнфорда Тина Силиг рассказывает, как творчески решать проблемы и быть удачливым на все 100%

22 ноября 2019, 14:17

НВ публикует эксклюзивное интервью ведущего специалиста по креативности в США Тины Силиг в рамках проекта Блестящие умы Стэнфорда и Кремниевой долины.

Разговор с ней провела Наталья Микольская, исследователь программы Ukrainian Emerging Leaders Стэнфордского университета, экс-торговый представитель — заместитель министра экономразвития и инициатор общего проекта НВ, Центра демократии, развития и верховенства права Стэнфордского университета и программы Ukrainian Emerging Leaders.

Видео дня

Доктор Тина Силиг раскрывает в интервью секреты креативного решения проблем; рассказывает о влиянии окружения на образ человеческого мышления; а также признается, что иногда легче уйти из компании, не способной к изменениям, чем «стучаться в закрытую дверь».

Тина Силиг — доктор наук, профессор факультета управления и инженерии Стэнфордского университета. Также она является директором Программы по технологическому предпринимательству — центра развития предпринимательства в Школе Инжиниринга, преподает курсы по креативности, инновациям и предпринимательству в своей Школе и в Стэнфордском Институте дизайна им. Хассо Платтнера (D.school).

Она является обладателем большого количества американских и международных премий и наград за научные и практические разработки.

Силиг получила степень в нейробиологии в медицинской школе Стэнфордского университета, где изучала нейропластичность. Также она является популярным автором бестселлеров и учебных игр, которых в ее творчестве 17.

Наталья Микольская: Добро пожаловать в проект Блестящие умы Стэнфорда и Кремниевой долины! Сегодня я рада представить очень особого гостя, доктора Тину Силиг. Мы будем говорить о креативности, инновациях, образовании и изменении образа мышления. Приветствую!

Тина Силиг: — Большое спасибо! Мне очень приятно!

— Как вам эта жара?

— И правда очень жарко! Но, знаете, в это время года здесь всегда так, поэтому мы привыкли.

— Хорошо, давайте поговорим о вашей сфере деятельности: вы преподаете креативность, инновации и предпринимательство в Стэнфорде. Как эти три вещи связаны между собой?

— Они глубоко связаны, поскольку, чтобы быть предпринимателем и воплощать свои идеи в жизнь, вы сначала должны знать, как генерировать эти идеи. Вам нужно знать, как быть креативным, как видеть и использовать возможности вокруг вас; как потом найти способ придумывать действительно уникальные и инновационные идеи. И конечно же, вы должны знать, как их масштабировать и представить миру.

— А что означает креативность? Можете ли вы дать ее определение?

 — Я думала на эту тему в течение длительного времени. Я преподаю курсы по креативности и инновациям в течение многих лет, и только недавно поняла, что мы на самом деле не имеем четкого, понятного и простого определения креативности. Если вы опросите большое количество людей относительно него, то получите много разных ответов.

Поэтому я создала определение, которое по душе мне и моим студентам. Оно звучит так: «Креативность — это применение вашего воображения для решения проблемы». То есть идея заключается в том, что креативность на самом деле имеет иметь цель.

И вот эти решения не обязательно должны быть уникальными для вас — они могут быть придуманы кем-то, — но речь идет о том, что вы применяете свою способность представлять вещи, которые пока не существуют, чтобы удовлетворить определенную потребность, проблему или что-то, чем вы сейчас занимаетесь.

— Значит креативность — это не только о том, чтобы быть художником или творческим человеком. Она даже больше касается понимания проблемы и попыток найти решение, которое будет работать именно для нее?

 — Точно! Вот вы говорите, что это может не настолько касаться того, чтобы быть художником. Но художники тоже очень креативные люди, и они также пытаются решить проблему, они пытаются донести определенные эмоции или поделиться своим опытом с окружающими. Поэтому они также пытаются решить проблему. Таким образом, креативность касается и основателей компании; и тех, кто занимается наукой или искусством.

— Значит, ваша идея по сути заключается в том, что креативность можно применять во всех отраслях и сферах?

CDDRL
Фото: CDDRL

 — Именно так. Мы все креативные. Мы рождены креативными, поскольку не смогли бы прожить и дня, не создавая способы решения собственных проблем. Например, нам пришлось выяснять, что надеть в эту жаркую сегодняшнюю погоду, мы должны были выяснить…

Знаете, если бы вам сейчас нужно было собираться обратно в Украину, или если бы я готовилась к полету в Украину, мне бы пришлось посмотреть, какая там погода, какие социальные нормы, каким будет окружение. И я должна была бы решить эту проблему за время, пока собираю свои вещи в чемодан.

— Как я только раньше не думала об этом с такой стороны? Значит мы рождаемся уже креативными?

— Конечно!

— Тогда почему определенные люди более успешны в воплощении своих идей с помощью креативности, а другие — нет?

 — Подумайте вот о чем: люди отличаются друг от друга по очень многим признакам. Кто-то имеет математический склад ума, кто-то лучше в спорте, немногим лучше удается музыка. Но это не значит, что мы не можем учиться и становиться лучше во всех этих трех сферах.

То же самое касается и креативности: мы все имеем врожденные креативные таланты — как я уже говорила, мы не смогли бы прожить без них и сутки. Но некоторые люди, конечно, имеют большие врожденные таланты. Однако мы все можем учиться и становиться лучше. И одна из вещей, которой мы обучаем — как взять свою естественную креативность и усилить ее, чтобы придумывать большие и смелые идеи.

Мы рождены креативными

— Но как вы обучаете креативности, какой используете метод?

 — Существует много различных инструментов, с помощью которых можно обучать креативности. Один из важнейших навыков, над которым я работаю в моих курсах — умение задавать вопросы к собственным вопросов. Это называется фреймшторминг [с англ. framestorming можно перевести как «рамочный шторм», по аналогии с мозговым штормом, — Ред.].

Моя любимая цитата Альберта Эйнштейна гласит: если у вас есть непростая проблема, на решение которой вы имеете час, и от этого зависит ваша жизнь, то вы должны потратить первые 55 минут на постановку проблемы. Поскольку, как только вы правильно очертите проблему, ответ станет очевидным.

Поэтому я заставляю своих студентов находиться много времени в «проблемном пространстве», думая о проблеме, которую они действительно хотят решить, прежде чем студенты даже перейдут к обдумыванию решений. Процесс фреймшторминга является первым и одним из самых важных шагов в процессе решения проблем.

— Так что задавайте вопросы к вопросам — это ваш первый совет людям, которые хотят быть креативными?

 — Именно так! Приведу небольшой пример, очень-очень простой. Представим, что у вас день рождения. Мы можем провести мозговой шторм для того, чтобы придумать для вас лучшую праздничную вечеринку — звучит красиво?

— Да, отличная идея!

— Окей, замечательно. Но если мы «перерамкуем» вопросы, изменим одно слово и скажем «А теперь давайте спланируем вечеринку на день рождения, — а именно, как мы будем праздновать?», Или «где мы будем отмечать ваш День рождения?», Будет ли это сюрприз, или каким будет подарок? Каждый из этих вопросов ведет к очень разному набору решений.

Поэтому на самом деле то, что мы должны делать в этом случае — это думать над тем, что мы можем сделать для выяснения, какую в действительности проблему мы хотим решить. Мы хотим вечеринку? Хотим подарок? Мы хотим сделать сюрприз (возможно, когда вас нет дома, это же интересная традиция)?

— Это удивительно! По моему мнению, «перерамковывание» вопроса будет работать в любой сфере: бизнесе, личной жизни, ежедневных делах.

 — Что ж, оно будет. Одна из самых важных вещей заключается в том, что люди, которые перерамковывают проблемы по-новому, станут теми, кто оставит старые компании «за бортом». Представим вот что. Одно из моих самых любимых упражнений — предложить студентам подумать, что они любят и что они ненавидят в собственных чемоданах.

И после этого они разрабатывают дизайн нового чемодана, который бы решил их проблемы. А потом я спрашиваю: «Почему, в первую очередь, мы используем чемоданы?». Выяснить ответ на это занимает кучу времени. Но в конце концов студенты приходят к пониманию, что чемодан используется, чтобы убедиться в доставке нужных нам вещей в пункт назначения.

Никто в действительности не хочет паковать чемодан, никто не требует его нести; причина, по которой мы это делаем — хотим доставить нужные вещи до конечного пункта. Что ж, тот, кто решит эту проблему, оставит компании — производители чемоданов вне бизнеса.

— Потрясающе! До того, как я сюда приехала, в течение последних четырех лет я так много путешествовала, что действительно мечтала иметь уже упакованные чемоданы каждый раз, когда я куда-то лечу. Или даже получать уже доставленный в мой гостиничный номер чемодан.

 — Именно так. Фактически, это может быть одно решение, но его можно развить: да, ваш чемодан может путешествовать отдельно от вас, но что если это будет три единицы заготовленных нарядов? Вдруг вам больше ничего не нужно, и вы просто приходите в гостиницу и говорите: «Знаете что? Подберите что-то по погоде, подберите соответственно случаю», «Я хочу вечернее платье» или «Мне нужен хороший костюм». Что бы это ни было — вы получаете вещи в соответствии с вашим запросом. Может быть и другое решение этой проблемы. И угадайте что? Чемоданы в этом случае нам больше будут не нужны.

— Да, но сначала вы должны правильно поставить вопрос, чтобы на него ответить.

 — Точно, именно так.

— Я вижу, что, обучая креативности, вы меняете образ мышления своих студентов — какие существуют барьеры на пути к этому, к большей креативности?

 — На способ вашего мышления влияют много разных вещей. Среди них, несомненно, ваши среда и культура, в которую вы ее встраиваете. Также влияют правила, вознаграждения, стимулы; то, какие вещи одобряются в вашей компании; ролевые модели и чем эти люди занимаются. Поэтому мы испытываем большое влияние не только нашего собственного мышления, но и мышления людей рядом с нами.

Pete Zivkov, Menlo School via Flickr
Фото: Pete Zivkov, Menlo School via Flickr

Так что те, кто хочет убедиться в том, что они имеют вдохновляющий, предпринимательский и инновационный способ мышления, действительно должны подумать о средах, которые они создают. Потому что это влияет на поведение людей и, конечно, на их образ мышления.

— Я думаю, культура и среда влияют на твой образ мышления. Это проблема для Украины, поскольку, начиная с постсоветских времен, мы имеем много такой же постсоветской ментальности.

Потому что в Советском Союзе все знали, что «ты должен быть, как все остальные, ты не должен быть креативным». И сейчас мы проходим через этот процесс трансформации.

 — Я имела очень интересный опыт, связанный с этим. Много лет назад (скажем, около 10 лет назад) была в Праге, где давала мастер-класс по креативному решению проблем. На нем присутствовали молодые люди, которые росли уже после изменений в обществе и смены власти, а также люди, заставшие обе эпохи, которые росли в коммунистическом окружении.

И это было просто удивительно — молодые люди были очень открытыми, чтобы видеть возможности в проблемах вокруг, тогда как старшие в основном говорили, что «это действительно проблемы», «так работает мир», «никто не способен решать проблемы». Я даже не могла привлечь их к обдумыванию возможных решений.

Просто действительно важно понимать, что культурное окружение имеет сверхбольшое влияние на образ человеческого мышления, их самоощущение и то, как они действуют.

— Да, но как изменить образ мышления тех людей, которые не готовы к немедленным изменениям? Вы на это способны?

 — Многое зависит от того, насколько они вообще открыты к этому. Но я имею интересный опыт работы с такими людьми. Когда я попадаю в окружение, где люди говорят «О, нет-нет, мы не креативны. Это не то, мы здесь занимаемся, у нас нет этих навыков», я за очень-очень короткий промежуток времени создаю в моей группе культуру, в которой людям будет комфортно быть креативными.

С помощью небольшого набора внешних вмешательств с моей стороны они понимают, что правила в этой среде очень-очень другие. И это очень быстро разблокирует их креативность.

Культурное окружение имеет сверхбольшое влияние на образ человеческого мышления, их самоощущение и то, как они действуют

— Так если в своей компании или, например, в своей стране вы имеете энергичного и готового к воплощению этих изменений лидера, то можете подтолкнуть к этому людей?

 — Конечно, конечно. Люди очень сильно чувствительны к правилам, наградам и стимулам. Если мы скажем: «Мы вручим награду, большой приз человеку с лучшей идеей. Нам даже не важно, будет ли она работать», — то угадайте что? Люди будут приходить к вам с большими идеями. Если вы это пообещаете, но потом накажете людей, они увидят, что происходит, и не будут делать этого. Поэтому вы не можете говорить что-то просто так, а должны действительно придерживаться слов и демонстрировать, что сказанное вами действительно работает.

— В Советском Союзе и это было проблемой, людей наказывали за новые идеи и то, что они другие. Поэтому сейчас нам просто нужно преодолеть это…

 — Точно…

— И нам нужно поощрять людей к воплощению их идей в жизнь.

 — Верно. Вы выяснить, почему вы этого хотите, где вы хотите, создать пространства, которые будут ценными для их формирования.

— Давайте поговорим о влиянии креативности на развитие крупных организаций. С точки зрения влияния, если один человек станет креативным, повлияет ли это сразу и на всю организацию?

Или же нужно минимум три-четыре-пять человек, которые вносили бы больше креативных идей?

— Я отвечу так: я провела много времени, думая об этом и глядя на то, как создаются, внедряются инновации и повышается креативность людей и коллективов, которые работают в организациях. Необходимо рассматривать разные уровни. На уровне индивида — вы имеете дело со своим отношением; то, что вам известно — вашими знаниями; и вы должны работать с собственным воображением, а также тем, каким способом вы размышляете над идеями. Но на это влияет окружение, в котором вы находитесь, среда, культура, имеющиеся ресурсы. Все эти элементы переплетены. Но вы можете начать с чего-нибудь.

Итак, если вы лидер в своей компании, то можете изменять ее культуру. Если я меняю культуру, тогда это влияет на отношение людей к тому, кем они являются. Это меняет их поведение, и этот процесс уже меняет конечный результат. Поэтому вы как личность также имеете рычаги: я могу изменить свое поведение, которое в конце концов изменит культуру компании, если достаточно людей решит: «Ого, это действительно интересно, я сделаю то же самое!».

— А что делать, если руководитель вашей организации не готов к изменениям? Можно ли в корне изменить ситуацию другим образом?

 — Такое часто случается в организациях. В этом случае в них собирается небольшая группа людей, которые становятся агентами изменений. И перед ними возникает задача продемонстрировать, что-то, чем они занимаются, является успешным. Скажем, если у вас есть skunkwork-проект [то, что разрабатывается небольшой группой людей с целью радикальных изменений, — Ред.], небольшая группа людей, которая говорит: «Знаете, у меня есть идея, которая, по моему мнению, сработает. Давайте поработаем над этим тайком, пока у нас не будет чего-то, что мы сможем продемонстрировать».

И потом они показывают свои наработки и говорят: «Посмотрите, мы действительно решили эту проблему». Если это действительно так, люди примут это. И именно это означает, что вы можете коренным образом изменить ситуацию. Это, безусловно, более сложная вещь, но в определенных организациях это совершенно точно может сработать.

— Удивительно! По моему мнению, существует очень много углов, под которыми можно подойти к этой проблеме. И вы действительно можете изменить организацию — просто вам нужны хотя бы один или два человека, которые действительно в этом заинтересованы.

 — Да. Однако случается, что человек является частью организации, которая никогда не будет меняться, и это может быть очень-очень разочаровывающим. И для тех, кто действительно хочет быть агентом изменений и автором креативных решений, возможно, стоит покинуть эту организацию. Вы должны помнить: не каждая организация готова [к изменениям], а также если вы смотрите на свою маленькую роль в компании с оптимизмом, что вы сможете что-то изменить, иногда это действительно как катить камень в гору. Тогда, возможно, стоит попробовать воплотить эти изменения в другом месте.

— Да, может быть неудачное время или неудачное место.

 — Именно так.

— Поэтому не тратьте свою энергию и собственное время в организации, к этому не готовой — просто будьте креативными в другом месте.

Кстати, мне действительно понравилась ваша книга о правилах воплощения идей в жизнь, где вы говорите, что это не какой-то магический процесс или загадка. Поскольку обычно мы смотрим на людей, которые успешны в своей работе и воплощении собственных идей в жизнь, как на супергероев. Но это на самом деле не так.

Есть ли какой-то алгоритм, «дорожная карта» по переносу идей в реальность? Можете ими поделиться?

 — Вы говорите о моей книге Правила креативности [Creativity Rules]?

— Да.

 — Описанная в книге рамка, которую я называю циклом изобретения, начинается с этапа воображения. Воображение — это визуализация вещей, которые пока не существуют. Следующим этапом идет креативность, которая характеризуется использованием воображения для решения проблемы. Затем мы переходим к этапу инноваций, когда креативность применяется для придумывания уникальной идеи, чего-то нового для мира.

И дальше идет предпринимательство, означает применение инноваций для масштабирования идей. Все это становится циклом, поскольку конец ведет к самому началу. Чтобы быть предприимчивым, вы должны зажечь творческое воображение других людей, и это приводит к все большему количеству идей, большему воображению, креативности и предпринимательству.

Это очень похоже на то, как ребенок учится говорить. От рождения малыши мамляют, шумят, потом составляют эти звуки в слова, дальше превращают слова в предложения, а из предложений составляют истории. И эта иерархия, путь от звуков, слов и предложений к истории, подобен процессу перехода от воображения к креативности, инновациям, предпринимательству.

CDDRL
Фото: CDDRL

Каждая составляющая этой иерархии построена на предыдущих навыках, и чем дальше вы продвигаетесь, тем становится все сложнее. Мы можем научиться иметь богатое воображение, быть инновационными и предпринимательскими, изучая типы навыков, которые мы проходим во время наших курсов.

— Если посмотреть на эти четыре этапа, какой из них самый сложный? Или на каком из них люди обычно терпят неудачу? Или это зависит от личности или компании?

 — Обычно люди терпят неудачу при переходе от креативности к инновациям. Они создают креативные идеи, которые являются новыми для них, но могут быть не новыми для мира. Инновационные идеи действительно прорывные. Быть способным отбросить просто креативные идеи ради того, чтобы придумать что-то действительно инновационное — это огромная работа. Вот тут на сцене появляется «перерамковывание», чтобы свежим взглядом, с новой перспективы посмотреть на проблемы.

— Великолепно! Можно ли применять этот подход в любой сфере или области, или же это работает только в бизнесе?

 — Он подходит ко всему. Наверное, этот подход можно применить в уходе за детьми, приготовлении ужина; выяснении, как добраться до Луны.

— Да, если подумать, безусловно — даже если вы готовите обед, у вас все равно есть идея, с которой вам потом остается только пройти весь этот процесс… То есть вы никогда не останавливаетесь [в цикле]. Я никогда об этом не думала.

А как вы учите людей проходить этот процесс? Вы даете им изучить все этапы, проходите с ними определенные примеры или просто даете им какие-то упражнения к исполнению?

— Я провожу их через этот цикл изобретения, начиная с самого начала и медленно продвигаясь через весь процесс. Итак, только раз ознакомившись с этой рамкой для цикла изобретения, вы можете посмотреть на то, что происходит на каждом этапе, чтобы развить воображение, стать креативным, инновационным и предпринимательским. Поэтому творческое воображение требует двух вещей: приобщение к миру и внутренняя визуализация того, что можно в нем изменить.

Вот что мы делаем вместе со студентами: аккуратно проводим эти поиски, во время которых они вовлекаются и обращают внимание на вещи свежим взглядом, смотрят на все по-новому и ищут возможности вокруг. После выполнения перечисленного мы переходим к этапу креативности, который требует поиска мотивации и экспериментирования. Мотивация предполагает, что сейчас вы должны сказать: «Какую проблему я в действительности хочу решить?».

Один из важнейших навыков, над которым я работаю в моих курсах — умение задавать вопросы к собственным вопросам

И я помогаю им понять, как культивировать их мотивацию и проводить небольшие эксперименты, чтобы увидеть, в правильном ли направлении они двигаются. Эти маленькие эксперименты называются претотипами — этот термин придумал мой коллега Альберто Савойя, он предусматривает проведение совсем небольших экспериментов, чтобы увидеть, есть ли у ваших идей возможность заработать в будущем, и таким образом повысить вашу мотивацию.

Поэтому этот процесс креативности является циклом между мотивацией и экспериментированием, пока в конце концов вы не найдете то, что расцените как действительно важную необходимость, по которой будете иметь действительно хорошее решение. И потом вы переходите к этапу инноваций. Как я уже говорила, переход к ней является сложным, потому что быть инновационным требует от тебя смотреть на проблему уже с очень другой перспективы: перестроить ее таким образом, чтобы начать открывать решения, которых никогда не видел мир. И это «рамкованние» и «перерамковывание» проблемы действительно является критическим для создания действительно инновационных идей.

Поэтому вот что я делаю: мы со студентами долгое время сидим в этом «проблемном пространстве» (достаточно долго) и смотрим, можно ли посмотреть на проблему под другими углами, пока они не разблокируют верно вопрос, который нужно задать. И потом мы сосредотачиваемся на «мозговом штурме», и вот тот момент, которого вы именно ждете — как генерировать так много идей, вы отметаете ожидаемые идеи, переходные идеи, и сразу переходите к действительно иным и уникальным. И как только они сгенерируют что-то действительно инновационное, мы переходим к предпринимательскому этапу, который требует настойчивости и вдохновения других.

Я говорю им, что настойчивость состоит из всего, что мы изучаем во время других курсов: стратегия, маркетинг, финансы, организационное поведение; а вдохновение других — это талант рассказывать убедительную историю. Поэтому мы фокусируемся на рассказе историй и том, как доносить свои идеи вдохновляющим других присоединиться к вашей команде образом, инвестировать в вас, покупать ваш продукт. И это та точка, где конец ведет назад — к началу.

— Так что это история, которая никогда не заканчивается, поскольку вы всегда нуждаетесь этой внутренней мотивации. Как вы ее находите?

Как вы работаете в моменты отчаяния, когда чувствуете, что «я двигаюсь в неправильном направлении?» Как вы мотивируете себя двигаться дальше?

 — Я верю, что страсть приходит вслед за привлечением, а не наоборот. Ваша страсть происходит от вовлеченности в проект и поиска мест, где вы можете что-то изменить. Поэтому не надо сидеть без дела под деревьями, думая «в чем заключается моя страсть?» — мотивация приходит вместе с вовлечением и нахождением испытаний, которые нужно преодолеть.

— Ого, это сложная работа!

— Это сложная работа.

— И она одновременно внутренняя и внешняя, поскольку вы будете мотивировать как себя, так и других на своем пути, если вы являетесь лидером.

Я бы действительно хотела затронуть тему, над которой вы работали и даже выступали с ней на TED — удачи, или как делать так, чтобы вам везло. Что нам нужно знать о характере? Может ли нам везти больше в жизни? Как это сделать?

— Говорить о характере для меня было увлекательно. Это тема, по которой я всегда спорю со своим отцом, это был бесконечный спор в моей семье на протяжении десятилетий. Потому что мой отец всегда говорит, что ему очень везло в жизни, а я отвечаю: «Конечно, тебе везло, но ты сам создал эту удачу».

И он считает, что все эти вещи просто с ним случались, а я уверяю: «Посмотри на все сделанные тобой вещи, которые привели тебя к проявлениям удачи». Очень интересно рассуждать: что люди могут сделать, чтобы повысить уровень удачи в своей жизни? Я считаю важным различать фортуну, шанс и удачу.

Фортуна— это вещи, которые мы не можем самостоятельно контролировать. «Мне улыбнулась фортуна родиться в это время в этом месте», «Фортуна любит меня, потому что я имею такую замечательную семью» — это вещи, которые мы не контролируем. Шанс— это когда вы должны что-то сделать: бросить кубики, купить лотерейный билет, пригласить кого-то на свидание. Это то, что вы должны сделать. Здесь может быть высокая или низкая вероятность, что вы получите желаемое, но вы действительно должны рискнуть, чтобы увидеть, удастся ли вам это.

А удача является чем-то более контролируемым вами. Вам может повезти получить работу, но угадайте что? Вы должны подготовиться ко всем конкурсам на должность, подать аппликационную форму, хорошо пройти собеседование, оправдать все ожидания, а уже только потом «вам везет получить эту работу». Но сначала вы должны сделать все вышеперечисленные вещи, чтобы говорить о своей хорошей удаче.

— Поэтому здесь речь идет не о том, чтобы просто повезло, а об использовании своих шансов и тяжелом труде.

 — Да, это является сложной работой, но я горячо верю кстати, вы упомянули мое выступление на TED), что существуют много малых, крошечных вещей, которые вы можете ежедневно делать для привлечения удачи. Крошечные вещи, которые станут парусом, чтобы поймать ветер удачи. Я верю, что она постоянно ждет нас и нам предстоит ее найти.

Неважно, будет ли это кто-то на соседнем кресле в самолете или человек, будет спускаться по лестнице в вестибюль и скажет вам «Привет!», задаст вопрос, сделает что-то, что позволит вам приобщиться к миру таким образом, который откроет ранее закрытые перед вами двери.

Ian Wagreich / Aspen Institute via Flickr
Фото: Ian Wagreich / Aspen Institute via Flickr

— Поэтому здесь снова речь идет об использовании шансов, настойчивых попытках и взаимодействии с окружающими?

— Я думаю, важно понимать, что удача имеет гораздо больше плоскостей, чем сначала можно подумать. И с рисками такая же ситуация. люди думают «Я либо удачлив, либо нет — иного не дано», «Я готов рисковать или не готов — и все».

Но давайте посмотрим на риск: существуют социальные, финансовые, эмоциональные, нравственные, креативные риски. И вы должны понять, какой тип риска (даже крошечного) вы хотите допустить, чтобы начать «разблокировать» свою удачу.

— Это удивительная концепция «разблокирования удачи»: просто тяжело работайте. А как и еще несколько практических примеров относительно нее вы можете назвать?

— Вот во что я горячо верю — это сила благодарности и слов «спасибо!». Это может прозвучать как «О господи, это что-то вроде материнских советов», но писать и говорить людям «Спасибо» за вещи, которые они для вас сделали, является одной из самых мощных вещей, которую вы можете сделать для «разблокирования» удачи. Потому что так мало людей демонстрируют свою благодарность, — а те, которые это делают, получают очень щедрое вознаграждение.

Каждый раз, когда кто-то делает что-то полезное для вас, он это делает за счет чего-то, что мог бы сделать для себя или кого-то другого. И если вы не находите времени на то, чтобы выразить ему благодарность за его помощь, это огромная упущенная возможность. И конечно же, это является просто правильной вещью — говорить «спасибо».

Понимание, как сказать «спасибо» таким образом, чтобы люди действительно поняли ваш уровень благодарности — это действительно мощный инструмент по разблокированию удачи.

— Значит, на самом деле, здесь речь идет не просто об отправке письма со стандартной благодарностью, которую вы скопировали откуда-то — например, «спасибо за помощь!». Это требует немного больше инвестиций вашего времени и энергии, благодарность должна быть лично адресованной.

 — Что ж, она, безусловно, должна быть лично адресованной, но, откровенно говоря, даже если вы отправите скопированную благодарность — знаете, это не так важно. Настолько мало людей делают это, что сам факт того, что кто-то отметил приложенные вами к чему-то усилия, очень много значит.

Большое спасибо за то, что прочитали мою книгу! Спасибо, что пригласили меня поговорить и принять участие [в этом проекте]. Это большая честь, и я очень это ценю! Что вы чувствуете, услышав эти слова?

Я горячо верю в силу благодарности и слов «спасибо вам!»

— Мне приятно, они заставляют меня чувствовать гордость за то, что я делаю, и добавляют мне энергии.

 — Верно. И это также дает вам понимание того, что я знаю, как много сил вы к этому приложили, и это действительно много значит для меня, когда вы приобщаете меня к этому процессу.

— Хочу выразить вам благодарность в ответ за то, что присоединились к этому проекту. Но перед тем, как я перейду к большим словам благодарности, хотела бы поговорить об одной из ваших книг, ставшей бестселлером и недавно переизданной — О чем я бы хотела знать в свои 20.

Итак, какой совет вы можете дать тем, кому сейчас 20 лет?

 — Что же, эта книга о том, как собственноручно построить жизнь, которой ты мечтаешь жить. Она о том, как понять, куда ты хочешь идти и как ты туда доберешься. И большой составляющей этого является подвергание испытаниям предположений, нарушение правил, создание своей собственной удачи; давать себе разрешение двигаться по тому пути, по которому хочешь, чтобы попасть туда, куда хочешь.

В этой книге я рассказываю очень много историй о вещах, которые совершили мои студенты, совершили много очень успешных людей, и немного сумасшедшие истории из собственной жизни. Поскольку сначала эта книга была написана для моего сына, когда ему исполнилось 20 лет, и я начала паниковать, когда поняла, что он пойдет в колледж начала работу над ней, когда он был моложе).

И я сказала: «О боже, он научился всем этим удивительным вещам в школе, но есть и еще все эти важные жизненные уроки, которые я бы хотела, чтобы он знал». Поэтому книга содержит мои собственные истории вместе с теми, которые присылали мои студенты.

— Да, когда я читала эту книгу, то чувствовала, что вы можете ее использовать не только в свои 20 лет, а в любой период вашей жизни, если планируете что-то изменить, просто переформатировать вашу жизнь определенным образом.

 — Не могу с вами не согласиться. Да, книга называется О чем я бы хотела знать в свои 20, но надеюсь, она актуальна для людей всех возрастных групп на любых жизненных этапах.

— Да! Надеюсь, однажды мы получим ее перевод на украинский. И я буду работать над этим.

 — Я уверена, что она существует на русском, и может быть в украинском переводе. Нужно проверить.

— Мы будем работать над этим, потому что у вас очень много удивительных книг даже созданных игр), так что Украину можно со многим познакомить.

А сейчас мы переходим к традиционной части интервью, а именно к коротким вопросам и коротким отвеам. Первый из них: Чем для вас является Украина, в одном предложении?

 — Я считаю Украину местом с огромным потенциалом. Это часть мира с неиспользованными ресурсами, которые только и ждут, пока о них узнают.

— Что вы сейчас читаете?

— Я читаю книгу Дженнифер Эберхардт под названием Пристрастный [Biased by Jennifer Eberhardt]. Она полностью посвящена расовому профилированию [построение суждений, исходя из этнической и расовой принадлежности человека, — Ред.]. И это очень интересно — только посмотрите, как мы имеем все эти предубеждения на очень-очень бессознательном уровне, и эта книга предлагает подумать, как это изменить.

— Для вас креативность — это…

— Это применение воображения для решения проблемы.

— Назовите три причины, которые каждое утро вдохновляют вас просыпаться?

 — Я чувствую себя очень удачливой, что мне выпало быть в месте, где-то, что мы делаем, имеет очень содержательное влияние на наших студентов здесь, в Стэнфорде, а также на людей по всему миру.

Во-вторых, я очень возвышенная из-за нескольких новых курсов, которые я преподаю, один из которых называется Отпирая Инновации в Тюрьме. Это курс, разработан в партнерстве между Стэнфордом и тюрьмой Сан-Квентин, и это очень мощный опыт для всех, кто вовлечен в него.

И третья вещь: я преподаю новый курс, который я начала только в прошлом году, под названием Изобретая будущее. Еженедельно мы смотрим на различные ведущие рубежные технологии и их утопические и дистопичные последствия. Это очень увлекательно.

— Большое спасибо за то, что присоединились к нашему проекту!

Думаю, украинской аудитории будет очень полезно услышать ваши идеи относительно креативности. И я действительно надеюсь однажды увидеть вас в Украине!

 — Что ж, это было бы замечательно! Надеюсь, меня пригласят!

Чтобы быть в курсе всех последних новостей проекта Блестящие умы, присоединяйтесь к нашей группе в Facebook.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Сегодня в Украине с Андреем Смирновым

Дайджест новостей от ответственного редактора журнала НВ

Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо НВ
X