Все версии конфликта вокруг нефти и Коломойского
Борис Филатов, нардеп, глава парламентской комиссии по реприватизации, в недавнем прошлом – замглавы и правая рука Игоря Коломойского
Что произошло на Укрнафте и Укртранснафте
Если мы говорим об Укртранснафте, которая на 100% принадлежит НАК Нафтогаз, то там был менеджмент лояльный к господину Коломойскому. Игорь Еремеев [нардеп, собственник группы компаний Континиум, в которую входит Херсонский нефтеперерабатывающий завод] попытался перехватить операционный контроль над Укртранснафтой, заручившись поддержкой различных коррупционеров в высших органах власти. У него это не получилось. Президент Петр Порошенко развел все стороны по углам, в компании будет проведен международный аудит, и на этом в принципе все и закончилось.
В отличие от Укртранснафты, на Укрнафте ничего не начиналось. Чтобы изменить менеджмент на Укрнафте, нужно, чтобы, как минимум, президент подписал закон о снижении кворума, который был недавно проголосован. Потом должно собраться собрание акционеров и только потом будет сменен менеджмент, если он вообще будет изменен. Потому что в Укрнафте у государства и у Привата ситуация паритетная – 51% на 49%. Естественно, нужно обязательно учитывать интересы крупнейшего инвестора.
Вчерашние мероприятия по укреплению офиса Укрнафты с использованием охраны самого предприятия вообще не имели бы никакого резонанса, если бы Сергей Лещенко, лжец и негодяй, не начал размудохивать это по всем СМИ. Почему-то все журналисты пишут мнение Лещенко, хотя в парламенте огромное количество депутатов, которые разбираются в ситуации, являются критиками группы Приват, но их просто не замечают. Там были и Виктория Войцицкая, и Павел Ризаненко, и Игорь Луценко, но никого их мнение не интересует. Все пишут то, что рассказывает этот выродок.
Почему Коломойский приезжал вчера в офис Укрнафты
Коломойский, которому ранее пришлось ехать и ругаться в Укртранснафту, где непонятные люди со стороны Еремеева забежали и сломали двери, скорее всего, приехал в Укрнафту и начал говорить: «Вы видели, что вчера происходило на Укртранснафте? А вы тут сидите, ничего не делаете, а если такое завтра будет у вас». Вот такой был разговор. Идиоты с дуру начали, видимо, усиливаться [укрепляться]. У всех нефтяных компаний есть своя вооруженная охрана, которая охраняет нефтехранилища, трубопроводы. Если бы Лещенко по этому поводу не раздул скандал, придурки эти [охрана] поставили бы решетки и ушли. А так в результате все смешалось.

Это все определенного рода заказ. Я не буду утверждать, что это заказ на деньги [олигарха Сергея] Левочкина или кого-то еще. Но это просто приобретает характер грязной информационной травли, которая имеет либо личные, либо корпоративные причины. А потом либеральная общественность начинает саморефлексировать, вырывать на себе волосы и кричать: «Не за то стоял Майдан».
Мустафа Найем, народный депутат от фракции БПП, который вчера присутствовал возле офиса Укрнафты и вел переговоры с Игорем Коломойским
Зачем Коломойский приезжал в Укрнафту
Причастен ли к вчерашним событиям господин Коломойский, мы можем только догадываться. Факты таковы, что Коломойский входит в наблюдательный совет Укрнафты, и события, которые вчера произошли в Укрнафте, напрямую связаны с законом, который парламент принял на прошлой неделе. Этот закон изменяет кворум на заседаниях акционерных обществ. Этот закон позволит через месяц-два изменить руководство компании, которое сейчас лояльно к Игорю Коломойскому.
Коломойский сам вчера приехал под здание Укрнафты и признал, что эти действия [усиление охраны] были сделаны по указанию руководства Укрнафты, которое якобы боится рейдерского захвата компании со стороны Игоря Еремеева. Но о рейдерском захвате нам говорил только Коломойский, само руководство Укрнафты нам эту информацию не подтвердило.
Кто охранял здание
Командир батальона Днепр-1 заявил, что бойцов батальона в Укрнафте нет. Но у нас есть видео, на котором один из вооруженных людей, которые стояли вокруг здания, на камеру несколько раз представился представителем батальона Днепр-1. Официальная позиция МВД заключается в том, что там нет батальона Днепр-1. Нужно разобраться, действительно ли этот человек – представитель батальона, и наказать виновных.
Мы видели людей, которые заходили в помещение. У всех людей там было оружие огнестрельное и даже боевое. Я не думаю, что автомат Калашникова – это оружие, которое могут использовать представители охранных структур. Кроме того, под зданием стояли бронированные машины. Не думаю, что какие-либо охранные структуры имеют такие бронемашины.
Кроме Днепр-1, там мог находиться батальон территориальной обороны Днепропетровской области, который находится в подчинении Минобороны и губернатора Днепропетровской области, но официальной информации по этому поводу также нет.
Единственная официальная информация, что там находилась охранная фирма Secure IT. Якобы контракт с этой фирмой был заключен несколько месяцев назад. Насколько мне известно, эта компания получила лицензию совсем недавно, и что делают эти люди в помещении государственной структуры – непонятно. По идее такую компанию как Укрнафта следовало бы охранять государственной структуре. Это было бы лучшей защитой, чем то, что сейчас происходит там. Непонятно также, зачем там возводить баррикады. По нашей информации, баррикады есть не только снаружи, но и внутри компании на разных этажах.
Уже сегодня мы обратимся с запросом в Укрнафту, в Генпрокуратуру, МВД и СБУ. Нужно понять, кто эти люди, получить контракт, подтверждающий полномочия этой охранной фирмы. Понять, насколько вообще отвечает законам то, что эти люди ездят на бронемашинах с оружием. Мне кажется, ГПУ просто должна открыть уголовное производство из-за последних событий. Неизвестные вооруженные люди на машинах без опознавательных знаков на глазах журналистов захватили здание. Было также препятствование действиям народного депутата [Мустафу Найема охрана Укрнафты не пустила в помещение, против него была применена сила]. Потому что по закону депутат имеет право заходить на любое предприятие независимо от формы собственности. Мне не разрешили туда войти и применили силу.
Виктория Войцицкая, надеп фракции Самопоміч, один из инициаторов принятого Радой закона о возвращении Укрнафты под контроль государства. В ночь скандального приезда Коломойского в Укртранснафту находилась в здании вместе с несколькими нардепами
Что происходило в Укртранснафте
Должна быть дана жесткая и четкая оценка тем событиям, которые произошли в стопроцентно государственной компании Укртранснафта. Пока мы не будем понимать, что там происходило, что было причиной, а что следствием – мы не сможем гарантировать, что такие ситуации не повторятся. И мы должны разобраться с этим как можно быстрее, не подковерно и без заявлений а-ля "конфликт исчерпан". Конфликт не исчерпан. Нужно обеспечить полную публичность расследования всего, что происходило в эти дни.
Я была свидетелем [событий в Укртранснафте], видела разбитые двери, поломанные ручки, слышала заявления бывшего руководителя [Лазорко] о том, как к нему ворвались. Если там имели место какие-то силовые действия, я, как и любой украинец, хочу получить ответ: в чем заключалась необходимость применять силу?
Укртранснафта – это госкомпания. Единственным ее собственником является Нафтогаз, и он вправе в любое время менять ее руководство на законных основаниях. Вопрос в том, что у нас система до сих пор работает по старым правилам, в рамках которых смена руководителя завуалирована и не прозрачна.
Необходима прозрачность процесса отбора и назначения руководителей в госкомпаниях. Пока что методы используются старые: за завесой ночи или под прикрытием непонятных людей происходит смена руководства.
Почему смена руководства в Укртранснафты не сопровождалась привлечением журналистов, которые могли бы войти в здание с представителями Нафтогаза и с новоназначенным генеральным директором и все заснять? Почему нет адекватной оценки со стороны силового блока тому, что в помещениях государственной компании Укртранснафта делал глава Днепропетровской ОГА? Со слов Коломойского я понимаю, что он был там для обеспечения порядка и защиты предыдущего руководителя компании. Но это не объясняет необходимость его присутствия там - не было никаких юридических оснований ему там присутствовать.
Что будет с Укртранснафтой и Укрнафтой
Была озвучена договоренность, что будет привлечена компания "большой четверки", которая проведет аудит. Замечательная идея. Но за чей счет? "Большая четверка" – это немаленькие деньги. Второй вопрос – почему у нас "большая четверка" заменяет госорганы? Это свидетельство того, что одна и вторая сторона просто друг другу не доверяют.
Когда писалось коалиционное соглашение, мы – представители коалиции и Кабинета министров – договорились о принятии закона, который позволит вернуть контроль государству над компанией Укрнафта. Недавно господин Коломойский на мой прямой вопрос о том, когда Укрнафта выплатит государству дивиденды, которые он через поставленного им руководителя блокирует, ответил: никогда. Теперь, после принятия закона (№2273), через несколько месяцев появится возможность сменить руководство и выплатить эти дивиденды в бюджет. Но как финансист я задаю себе вопрос: а есть ли эти деньги? Я хотела бы как минимум убедиться в том, что эти 1,7 млрд грн физически есть на счету компании.
Что делать с госкомпаниями
Проблема в том, что у нас нет системного подхода к госкомпаниям. Нужно, во-первых, провести инвентаризацию всех руководителей таких компаний на предмет эффективности. Во-вторых, провести открытый конкурс на замещение руководителей. Параллельно для уменьшения рисков перевести все средства таких компаний из частных банков в государственные, чтобы государство само же управляло своими собственными деньгами.