Будущее интернета – под колпаком? Блог Елены Минич

0 комментировать
Современные технологии предоставили возможность предугадывать поведение интернет-пользователей

Современные технологии предоставили возможность предугадывать поведение интернет-пользователей

Останется ли Интернет открытым и свободным или мы все окажемся под колпаком компаний типа "Cambridge Analytics"?

"Большой Брат" уже не только следит за вами, но и принимает решения за вас, и манипулирует вашими эмоциями, сознанием, поведением, и в итоге поступками... (Not only “Big brother is watching you“ – but Big brother is making decisions on your behalf and manipulating your emotions, mind, behavior...)

Attention Economy или Экономика Внимания

Термин первый раз появился ещё в 1970-х, но только с начала 2000-х и входе в новую эру развития человечества – информационного общества – это понятие становится год от года все актуальнее, а размеры экономики внимания оцениваются миллиардами долларов.

Что это такое?

Это экономический результат распределения вашего внимания в различных информационных носителях на разные виды рекламы и информации, онлайн покупки, клики, просмотры и т. д.

Ваше внимание – оно, конечно, и сакрально, и за него борются через экраны компьютеров, смартфонов, планшетов, ТВ и других информационных носителей.

И если раньше эта война не была персонализированная – запустили себе рекламу на ТВ и радио и "шарашат" на так называемую "целевую аудиторию", то сейчас с использованием различных технологий по сбору данных о вас в Интернете и социальных сетях ваше внимание привлекается ох как тонко, профессионально и эмоционально!

Какой размер пирога, о котором идёт речь? И какова возможная конечная цена вопроса?

Начнём с большого – цена вопроса в некоторых странах уже ужаснула своим масштабом – Брекзит в Англии и победа Трампа на президентских выборах в США. Экономический результат от такого применения attention economy даже сложно оценить...

Если говорить о сфере рекламы в информационных носителях, то за 2017 год ожидается $511 млрд дохода в мире, из них $204 млрд – это цифровые носители, ТВ уже позади с $184 млрд, и прогнозируемый ежегодный рост – 10,6 %.

Особенно влияние экономики внимания стало проявляться с использованием смартфонов и бурным развитием социальных сетей и использованием технологий по сбору и обработке Big Data о поведении пользователей в сети.

Все что вы делаете со своим смартфоном – даже когда он просто лежит у вас в кармане когда вы идете – датчик движения считывает ваш темп, скорость, расстояние. И создаёт модель вашего динамического поведения. Это все оставляет "цифровой след", который нужно просто "прочитать" и применить для оценки вашего поведения – вы уравновешен или психопат? Вы спортсмен или больны?

Что уже говорить про наше поведение в соцсетях! Вот это целый Клондайк для аналитики и применения в экономике внимания!

Вариантов, каким образом захватить ваше сознание и разум и удерживать ваше внимание на нужной информации, или в соцсети, или в онлайн игре, или в других приложениях и Apps придумали и внедрили достаточно. От уровня интуитивного дизайна, фильтров, до комплексных аналитических систем со встроенным искусственных интеллектом для принятия решений...

Не всегда, а вернее изначально всегда разработки делаются с самыми лучшими побуждениями для клиентов. Для упрощения сервисов, доступности, удобства, простоты и, как правило, никто не закладывает туда преднамеренные "наркотические" эффекты. Но в итоге это затягивает, как азартные игры и наркотики...

Про эффект дизайна на поведенческую модель недавно сами разработчики Facebook, Google, Apple написали петицию. И рассказали в СМИ, как их продукты влияют на пользователей и направлены увеличивать attention economy. Вот интересная статья об этом, The Guardian “Our minds can be hijacked': the tech insiders who fear a smartphone dystopiaс" c которой стоит ознакомится.

Но давайте перейдём к самому главному – к поведенческой модели, и науке психометрии.

Big Data @ Cambridge Analitica

Наверное, многие слышали о компании Cambridge Analitica, которая прогремела на весь мир после победы Трампа на президентских выборах. Они, как утверждает учёный Козинский, украли его модель по психометрии (разделе психологии, основанном на анализе данных), применили ее в предвыборной борьбе сначала в Брекзите, а потом и для Трампа. В чем суть?

Швейцарское издание Das Magazine опубликовало расследование, которое разорвалось как бомба (здесь переводная версия). Воспользуемся статьей:

"В 2012 году Козинский доказал, что анализа 68 лайков в Facebook достаточно, чтобы определить цвет кожи испытуемого (с 95% вероятностью), его гомосексуальность (88% вероятности) и приверженность Демократической или Республиканской партии США (85% вероятности). Но процесс идет дальше: интеллектуальное развитие, религиозные предпочтения, пристрастие к алкоголю, курению или наркотикам. Данные даже позволяли узнать, развелись ли родители испытуемого до его совершеннолетия или нет. Модель оказалась настолько хороша, что стало возможным предугадывать ответы испытуемого на определенные вопросы. Опьяненный успехом, Козинский продолжал: скоро модель смогла лучше узнавать личность после десяти изученных лайков, нежели его коллеги по работе".

А дальше все просто – это все применили для предвыборной кампании сначала для референдума Брекзит, а потом и для Трампа, и повлияли на решения и действия избирателей... Кто-то разозлился и передумал, кто-то не пришел, кто-то поверил в фейковые новости, поскольку был предрасположен верить или дискриминации, или расизму, или еще чему-то…

Александр Никс, СЕО Cambridge Analytica, 9 ноября 2017 года на конференции Web Summit в Лиссабоне сказал, что в тех кампаниях, где они вели полностью, от цифровой до СМИ, успех их кандидата всегда был 100%...

Никс открещивается от сотрудничества с российскими агентами, но вот факты – они непреклонны. В июле 2016, когда часть сотрудников Cambridge Analytica уже работали в предвыборном штабе Трампа, Никс передавал WikiLeaks email переписку Хилари Клинтон, которую, как он утверждал, получил от россиян...

Вот такая вот история. И нам ещё предстоит впереди увидеть руку Cambridge Analytica в предвыборных кампаниях не в одной стране.

А теперь ещё один серьёзный технологический аспект, напрямую влияющий на attention economy – доступ в интернет, сетевая нейтральность, открытость и свобода доступа к информации.

Сетевая нейтрайльность

Как все знают, родина интернета – США. Более 50% всех электронных и онлайн стандартов разработано и адаптировано именно на территории Штатов. И более 50% всех пользователей с растущей не по дням, а по часам аудиторией Facebook, Twitter, Instagram, Amazon и Google – находятся там же.

Не будем забывать и про миллионных пользователей в Китае, но это закрытая экосистема, которую можно окрестить "Chinese Wall system".

Итак, что у нас происходит в 2017 году в в святая святых развития Интернета? С приходом Трампа в Белый дом кресло Главы FCC (Federal Communication Committee – главный регуляторный орган в области телекоммуникации) занял Аджит Пай (Ajit Pai) – бывший юрисконсульт компании Verizon, известный своим лоббирование интересов телеком-операторов и медиа-холдингов.

И с мая 2017 развернулась кампания по отмене Obama-Net-Neutrality, закона, принятого в 2015 году.

Этот закон запрещает интернет-провайдерам (ISP) принимать решения на уровне оператора сети о дискриминации доступа к информации для пользователей. То есть в интернете любая информация доступна для пользователя на одинаковых правах.

Но теперешний Глава FCC USA решил поменять правила игры и отменить сетевую нейтральность, тем самым дать возможность ISP дискриминировать доступ к информации.

Мы уже стали свидетелями, что из такой дискриминации может произойти. Манипуляция новостями, фейковые новости, таргетированная подача информации, целенаправленные месседжи с разжиганием агрессии и других эмоций. Использование алгоритмов профайлинга пользователей, таргетирования рекламы и AI Facebook, Google и Twitter во время предвыборной президентской кампании в США дало именно те запланированные результаты.

Текущее расследования участия РФ в интернет-войне уже привело к недавнему заявлению сенатора Ала Франкена. Он заявил, что крупные технологические компании должны соблюдать те же правила сетевой нейтральности, что и основные телекоммуникационные компании.

FCC на момент закрытия приёма комментариев от общественности к их инициативе об отмене сетевой нейтральности 30 августа 2017 получила рекордное количество – 22 млн. На ноябрь в повестке дня FCC не вынесен вопрос о голосовании за отмену сетевой нейтральности, но это не значит, что вопрос потерял актуальность.

В свою очередь Facebook, Google, Twitter и Amazon оказались сейчас между двух огней. Не далее как в июле 2017 года они же организовывали акции протеста среди пользователей интернета против отмены сетевой нейтральности, а сейчас в процессе расследования Российского вмешательство в выборы президента сами уличены в использовании в своих платформах и AI алгоритмах по сути дискриминационных и селективных подходов в доступе к информации. Более того – в таргетировании и навязывании той информации, которую они считают нужной.

Все пользователи Facebook на себе ежедневно испытывают, как эта соцсеть управляет подачей информации в якобы ВАШЕЙ ленте. В зависимости от того, что вы лайкнули, как вы лайкнули, где задержали своё внимание более трех секунд. Какую ссылку открыли и что с ней делали, где и кому пишете комментарии, а где нет. Кто вам "друг", а кто – "враг".

Так вот – эта лента (стена) давно не ваша! Там нет ничего, чем вы бы могли управлять или регулировать. Все решения за вас уже давно принимает Facebook, который считает, что знает вас лучше, чем вы себя...

И поскольку Интернет не имеет границ (за исключением пока только Китайской стены), мы все окажемся заложниками принятых американских законов по сетевой нейтральности. Либо Интернет останется со свободным доступом к информации, либо мы проснемся в один из дней в другом мире, где ISP начнут принимать решения за вас. Колпак уже давно не то что протестирован, но и работает.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Блоги ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: