14 августа 2018, вторник

5 факторов, которые тормозят развитие рынка электромобилей в Украине. Блог Дмитрия Вильчинского

0 комментировать
Что мешает Украине стать страной электромобилей?

Что мешает Украине стать страной электромобилей?

В Украине активно растет количество «зеленых» автомобилей. Первопроходцы устанавливают различные зарядные станции для электрокаров, бизнес задумывается над коммерческими предложениями для владельцев таких авто. Однако эти явления носят разрозненный характер, а государство только начало делать первые шаги в этом направлении. Что же мешает рынку электромобилей в Украине развиваться быстрее?

 

Недостаточно зарядных станций

Одно из главных отличий электрокара от авто с двигателем внутреннего сгорания для пользователя – это меньший запас хода на одной зарядке. Поэтому наличие инфраструктуры является критической для дальнейшего развития рынка. Несмотря на массовое появление зарядных станций, их количества все еще недостаточно для комфортного путешествия по стране. Если в больших городах, а именно в Киеве, Одессе и Львове с этим лучше, то в регионах ситуация исторически сложнее. Подпитать свое бестопливное авто можно в основном только на трассах. По словам Schneider Electric, для нормальной эксплуатации на каждые три-четыре электромобиля нужна одна зарядная станция, а количество электромобилей в Украине продолжает расти. В январе-июне продажи электромобилей повысились в 1,5 раза – до 1,9 тыс. единиц по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Зарядки просто не успевают за теми, кого они должны заряжать.

В украинском правительстве обсуждают идею приспособления всех паркингов в Украине для электромобилей до 2030 года. В следующем году планируют оснастить зарядными станциями для электрокаров 5% всех стоянок и мест для парковки. И планируется это сделать прежде всего за счет бизнеса. Однако еще 4 года назад местные власти Киева приняла концепцию увеличения зарядного устройства для электрокаров, но в ней не прописали четких обязательств для бизнеса. Поэтому само наличие таких инициатив – это позитивный знак, однако важнее кто это должен делать и в какие временные промежутки.

Скоростных зарядных станций еще меньше

Даже если просто увеличить количество зарядок для электромобилей, это не будет означать снятие всех препятствий развития инфраструктуры. Необходимая для авто электроэнергия значительно дешевле топлива для двигателей внутреннего сгорания, однако рассчитываться владельцам электрокаров приходится временем. Полная зарядка популярного «зеленого» авто в Украине Nissan Leaf может достигать 6-8 часов. Если ставить электрокар на питание на ночь, то это вполне удобно для ежедневного использования. Однако как быть, если есть необходимость или желание посетить другие города внутри страны?

В этих случаях целесообразнее использовать скоростные зарядные станции, которые снижают время подпитки в 2-3 раза. Например, тот же Nissan Leaf заряжается на 80% за 40 минут. Этого достаточно, чтобы пообедать параллельно с вашим авто. Проблема лишь в том, что таких станций в Украине критически мало, а потому проще не использовать свой электромобиль для долгих поездок, чем неоправданно тратить время в дороге.

Государственная поддержка: первые шаги только первые

С изменениями в законодательстве Украина действительно встала на путь создания благоприятных условий для распространения электрокаров. С первого января 2018 была отменена уплата акциза и налога на добавленную стоимость (НДС) при ввозе новых и подержанных электромобилей. Это ожидаемые шаги от государства, однако они – лишь начало, которое должно превратиться в стратегию по развитию инфраструктуры для электротранспорта. Украина может воспользоваться опытом других стран в этом вопросе и, проанализировав их действия, вывести верную формулу для себя.

В 2017 мир наблюдал за нетривиальными и смелыми решениями на уровне государств и локальных органов управления, связанными с  неустанно надвигающимся экологическим кризисом. Правительства Соединенного Королевства, Франции, Норвегии и Нидерландов анонсировали планы по полному запрету бензиновых и дизельных авто до 2040 года. Китайские власти активно проводят исследования по разработке графика приостановления производства и продажи традиционных авто. Наши западные соседи, Польша, планирует ряд проактивных действий для поддержки электромобилей. Например национальный Транспортный фонд намерен финансово поддерживать производителей электрических авто и строить инфраструктуру зарядных сетей. Несмотря на то, что количество электрокаров способствует появлению новых зарядных станций и развитию связанного с этим бизнеса, активная поддержка государства является едва ли не основным из неотъемлемых составляющих успешного внедрения электрических авто.

Программное обеспечение не на службе у пользователей

Пример других стран согласно отчету «Глобальные перспективы электрических транспортных средств 2017 года» показывает, что инфраструктурные проблемы близки даже странам с наибольшим процентом проникновения электрических авто на рынке. Более того, поведение владельцев электромобилей существенно отличается от водителей традиционных средств передвижения: чаще всего они заряжают свои автомобили дома или на работе. При этом практически не пользуются независимыми зарядными станциями, и наиболее распространенной причиной является сложности с их физической доступностью. Значит ли это, что их просто мало?

В США, согласно исследованию Green Car Reports пользователи считают, что имеющееся программное обеспечение зарядных систем далеко от идеала: чаще всего нарекания касаются системы онлайн-поиска таких станций, поскольку они не всегда содержат актуальную информацию. И хотя в США существует более 17 000 зарядных станций, имеют примерно 47 000 зарядных шнуров, водитель, следуя пункту зарядки, не имеет точных данных о стоимости заряда, будет ли в наличии свободное зарядное устройство, его режим работы и тому подобное. Итак, программное обеспечение – еще одна важная составляющая успешной трансформации автомобильной экосистемы.

В Украине ситуация похожая. Распространению станций зарядки электрокаров мешает отсутствие удобной, интуитивно понятной системы управления и учета устройств. Неудивительно, что это провоцирует определенные сложности с подключением устройства на зарядку и значительное количество лишних манипуляций, например, телефонный звонок в колл-центр, чтобы начать зарядку. Нужна удобная система, не просто отвечать на запросы пользователя, но и сможет коммуницировать с ним – например, сообщить, когда пора заканчивать пить кофе, потому что зарядный процесс завершается.

Как считать электроэнергию и деньги

Отсутствие унифицированной системы для пользования зарядными станциями приносит неудобства не только водителям «зеленых» авто. С другой стороны этого рынка существуют владельцы зарядных станций, констатируют сложности с учетом потребленного количества электроэнергии, выставлением счетов и получением оплаты от потребителей. И это, конечно, сдерживает развитие рынка, даже несмотря на то, что недостатка потенциальных инвесторов, желающих установить станции перед кафе, офисом или торговым центром, нет.

Для решения этой проблемы Украина вполне может воспользоваться своими достижениями в сфере IT. Например, уже сегодня представители импортера электрокаров и одной из IT-компаний Украины работают над созданием понятной, качественной и конфигурируемой биллинговой системы, которая в перспективе решит все насущные проблемы распространения зарядных станций. Задача такой системы – упростить доступ к зарядке потребителям и сделать процесс контролируемым для владельцев устройств. Ключевая идея этого проекта – помочь и бизнесу, и пользователям электромобилей.

Сейчас в Украине около 400 зарядных станций, на которые можно установить это программное обеспечение и 3500 водителей, которые являются потенциальными пользователями этой системы. Такой проект – это возможность создать программное обеспечение для зарядных станций, нацеленная на развитие рынка прибыльных инфраструктурных решений. Бесплатные зарядные станции просто не могут быть массовым явлением для стремительного перехода страны на инновационный транспорт. За электроэнергию надо платить – или напрямую, или за счет покупок в ресторанах или торговых центрах, касающихся бесплатных станций зарядки. Динамический старт инфраструктуры для электромобилей возможен только при условии, что это будет выгодно как бизнесу, так и потребителям – владельцам электрокаров. Программное решение позволит это сделать удобным способом.

 

Автор - Дмитрий Вильчинский, Luxoft, Energy & Utilities Director

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Блоги ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: