16 августа 2018, четверг

Ученые выяснили, почему вампиры не чувствуют горькое, а кошки - сладкое

Параллельные исследования разных видов доказывают, что устоявшийся рацион изменяет структуру ДНК

Генетический анализ раскрывает причины эволюции вкусовых ощущений у разных видов.

Исследователи из Уханьского университета в Китае обнаружили у трех видов вампировых летучих мышей гены вкусовых рецепторов горького. Это озадачило ученых, потому что представители этих видов не чувствуют горечь. Их рацион состоит исключительно из крови, в которой редко попадаются яды или токсины, а именно для их обнаружения служат рецепторы горечи. У вампиров они атрофировались. Углубившись в мельчайшие детали этого явления, исследователи провели более обширный генетический анализ, собрав образцы ДНК еще у 11 видов летучих мышей, не питающихся кровью. Ученые пришли к выводу, что у вампировых больше поврежденных или мутировавших генов вкусовых рецепторов, чем у летучих мышей, не пьющих кровь. 47% отвечающих за определение горечи генов у вампировых оказались нефункциональными, у их не питающихся кровью сородичей - в десять раз меньше. Изначальная гипотеза подтвердилась - состоящий исключительно из крови рацион вампировых летучих мышей в процессе эволюции на генетическом уровне деформировал их способность воспринимать горькое.

Между тем, кошки в процессе эволюции утратили способность чувствовать вкус сладкого. Американские ученые из Монелловского центра обнаружили у кошек генетический дефект, заблокировавший работу конкретных вкусовых рецепторов.

Панды, напротив, в процессе эволюции развили способность распознавать сладкое и отдавать ему предпочтение, так как их рацион состоит исключительно из бамбука и его побегов.

У человека структура ДНК определяет вкусовые пристрастия в результате еще более усложненных процессов. Недавно итальянские ученые выявили 17 независимых генов, не связанных со вкусовыми и обонятельными рецепторами, которые влияют на восприятие конкретных продуктов: хлеба, масла, сыра, бекона, грибов, артишоков, цитрусовых, цикория, мороженого, йогурта, шоколада и белого вина.