19 августа 2018, воскресенье

Ученые выяснили, что пребывание в космосе вредно для зрения

Ухудшение зрения в космосе может стать проблемой для астронавтов при полете к Марсу в 2030-х.
Allan Foster via Flickr

Астронавты МКС возвращаются на Землю не только подросшими на несколько сантиметров. Во время пребывания в космосе у них также падает зрение

Пребывание в космосе вызывает развитие близорукости у астронавтов. До 80% из них после возвращения на Землю после длительных миссий на борту Международной космической станции видят хуже, чем до отправки в космос.

Впервые данная проблема была отмечена у астронавта Джон Филлипса, гостившего на МКС в 2005-м. За полгода в космосе острота его зрения сократилась с 1,0 до 0,2. Сперва в NASA считали, что это единичный случай, однако в дальнейшем выяснилось, что пребывание в космосе вызывает близорукость у большинства астронавтов.

Ученые назвали это синдромом VIIP и предположили, что данное состояние развивается из-за повышения внутричерепного давления. В условиях отсутствия гравитации в космосе в голове скапливается жидкость, давящая на стенки глаза и сетчатку, что приводит к ухудшению зрения.

Исследователи работают над тем, чтобы устранить проблему, поскольку ухудшение зрения может создать трудности астронавтам в ходе длительных миссий в космосе. Например, при полете к Марсу в 2030-х. Для этого был разработан специальный костюм Russian Chibis, призванный не допустить скопления жидкости в голове. По словам Джона Чарльза из NASA, пока проект находится на ранней стадии, но демонстрирует признаки благоприятного влияния на зрение.

Ранее в этом году после почти годового пребывания на МКС на Землю вернулся астронавт Скотт Келли. После 340 дней в космосе Келли вырос на 5 см.