14 августа 2018, вторник

Ученые разгадали загадку аналога Стоунхенджа в амазонских лесах

Траншеи-геоглифы в Бразилии
Фото: Jennifer Watling

Траншеи-геоглифы в Бразилии

Судя по всему, огромные геометрические узоры на почве - геоглифы - служили ритуальным целям, напоминая этим британский Стоунхендж

Новые данные свидетельствуют, что коренные народы Южной Америки изменяли ландшафт Амазонки на протяжении сотен лет до прихода европейцев на континент, пишет Science Alert.

Еще в 1980 году множество геоглифов шириной 11 метров и глубиной от 1 до 4 метров было обнаружено при вырубке тропических лесов. Снимки загадочных знаков были сделаны со спутника и борта самолета. Они представляли собой прямоугольники, шести- и восьмиугольники, а также концентрические круги. На сегодня известно 450 геоглифов, разбросанных по площади 13 тысяч квадратных километров.

"Тот факт, что эти стоянки были скрыты в течение многих столетий под сенью тропического леса действительно ставит под сомнение идею, что амазонские леса являются нетронутыми экосистемами", - говорит археолог Дженнифер Уотлинг из Университета Сан - Паулу в Бразилии.

Скорее всего, они не были жилищами или укреплениями. Вероятно, строители геоглифов жили небольшими, относительно автономными общинами, а сооружения служили им для общих собраний и в церемониальных целях - как европейский Стоунхендж.

"Интересно отметить, что формат геоглифов, с наружным рвом и внутренней стенкой корпуса, напоминает формат классического Стоунхенджа", - добавляет Дженнифер Уотлинг.

Согласно данным ученых, древесный уголь появился в этих местах примерно 4 тысячи лет назад, а это значит, что уже в то время для очищения земли древние строители выжигали участки леса. Впрочем, по уверениям исследователей, деятельность древнего человека мало влияла на экосистему амазонских лесов.