18 августа 2018, суббота

Ученые раскрыли тайну гибели цивилизации ацтеков

Цивилизацию ацтеков погубила сальмонелла
Фото: pixabay.com

Цивилизацию ацтеков погубила сальмонелла

Причиной гибели миллионов ацтеков в 16 веке стал принесенный европейцами сальмонеллез.

Такие данные были получены после анализа генома останков ацтеков, похороненных в Мексике в разгар страшной эпидемии XVI века, пишет Science Alert

Ученые отбросили такие варианты, как оспа, корь, эпидемический паротит и грипп. Они установили, что, скорее всего, причиной гибели миллионов ацтеков стала тифоидная "кишечная лихорадка", разновидность сальмонеллеза. Исследователи обнаружили доказательства болезни в ДНК на зубах умерших.

Йоханнес Краузе из Института истории человека Общества Макса Планка и его коллеги представили первые ДНК-доказательства того, что смертельная эпидемия неизвестной "болезни коклитцли" в середине XVI века была эпидемией сальмонеллеза.

Эксперты проанализировали кости и зубы 29 человек из захоронений середины XVI века в Мексике. Им удалось восстановить геном штамма Paratyphi C бактерии Salmonella enterica — возбудителя сальмонеллеза. Интересно, что для европейцев эта бактерия не смертельна: даже при полном отсутствии лечения умирает не более 15% заразившихся. А вот население империи ацтеков за время эпидемии сократилось в несколько раз.

В статье немецких ученых отмечается, что эта разновидность сальмонеллы если и не была единственной причиной массовых смертей в 1545 году и далее, то сделала в них существенный вклад.

Ученые считают, что, возможно, им не удалось найти некоторые патогены. Поэтому они не могут сказать с абсолютно точной уверенностью, что причиной эпидемии была именно сальмонелла. "Мы думаем, что ее можно считать сильным кандидатом", – сказала член исследовательской команды Кирстен Бос.

Отметим, что в современном мире штамм Paratyphi C достаточно редок, но все еще поражает жителей преимущественно азиатских и африканских стран.