21 августа 2018, вторник

Электростанция богов-2. Ученые получили новые доказательства аномалии в созвездии Лебедя

Пока нет доказательств того, что феномен является результатом действий инопланетной цивилизации

Самая загадочная звезда из всех известных науке – KIC 8462852 – вновь заставила говорить о себе. Ученые получили новые свидетельства того, что нечто огромное периодически затмевает звезду

КРАТКО:

• Получены подтверждения аномалии вокруг звезды KIC 8462852
  • Достоверного объяснения аномалии пока нет
  • Пока нет доказательств того, что аномалия доказывает наличие инопланетян

Исследователи все также осторожны в своих предположениях. И по-прежнему настаивают на том, что гипотеза о деятельности сверхразвитой цивилизации инопланетян должна рассматриваться в последнюю очередь. Однако, загадка от этого не перестает быть менее интригующей.

Нечто колоссальных размеров периодически “прикрывает” звезду KIC 8462852, что приводит к падению ее светимости.

Впервые астрономы отметили это странное явление в 2015 году. Тогда же были выдвинуты гипотезы, до сих пор остающиеся самыми популярными – о том, что вокруг звезды вращается рой комет, а также о том, что рядом с ней построена рукотворная сфера Дайсона, которая используется для сбора энергии звезды.

Наблюдения за KIC 8462852 в 2016 году не привели к новым результатам, но в мае нынешнего года астрономы вновь заговорили о таинственном падении светимости звезды.

Рядом с KIC 8462852 что-то есть. И это “что-то” ставит ученых в тупик.

Данные наблюдений свидетельствуют о том, что некий большой объект периодически

Данные наблюдений свидетельствуют о том, что некий большой объект периодически "затмевает" звезду

Звезда Табби

Как ранее сообщало НВ, аномалия неподалеку от созвездия Лебедя была обнаружена в 2015 году благодаря усилиям добровольцев из проекта Planet Hunters. Они просматривали снимки орбитального телескопа Kepler, сделанные в период с 2009 по 2013 год, и зафиксировали периодическое падение светимости звезды.

Примерно раз в 800 дней светимость KIC 8462852 снижалась на 15-20%. “Затмение” длилось обычно несколько недель.

Гипотезу о том, что все дело в планетах, отбросили сразу. Во-первых, у KIC 8462852 нет планет. Во-вторых, даже такой гигант как Юпитер, не способен перекрыть Солнце более, чем на 1%.

Первой среди ученых на находку Planet Hunters обратила внимание Табета Бойджиан из Йельского университета. Она опубликовала работу о KIC 8462852, в которой предположила, что таинственную звезду окружает рой комет.

Эта гипотеза была сразу отброшена в силу того, что облака и “стада” комет окружают, как правило, молодые звезды, в то время как KIC 8462852 – это довольно старая звезда.

Однако, Табета Бойджиан удостоилась статуса первооткрывателя, и с тех пор в научных кругах KIC 8462852 неформально называется “звезда Табби”.

Новые свидетельства

Именно Бойджиан вновь подняла шум вокруг KIC 8462852 в мае нынешнего года. Она опубликовала у себя в Twitter данные о новых наблюдениях за светилом, которые подтвердили прежние выводы.

Астрофизик Джеффри Райт из университета Пенсильвании также опубликовал результаты своих наблюдений, согласно которым звезда KIC 8462852 внезапно утратила 3% яркости всего за несколько дней.

Некоторые ученые склонны объяснять феномен

Некоторые ученые склонны объяснять феномен "затухания" гипотезой о рое комет вокруг KIC 8462852

Итак, звезда периодически “затухает”, как будто что-то гигантское частично прикрывает ее от наблюдателя. Сила “затмения” и его периодичность соответствуют прежним наблюдениям.

Иными словами, теперь окончательно ясно, что исследования прошлых лет нельзя назвать ошибочными. Данные подтверждаются – на орбите вокруг KIC 8462852 есть что-то огромное.

Что-то настолько большое, что аналогов ему в Солнечной системе просто не существует, отмечают ученые, о какой бы гипотезе не шла речь.

В Солнечной системе нет ни огромного роя комет, ни гигантских пылевых облаков, ни скопления осколков уничтоженных гравитацией планет, ни тем более – сферы Дайсона.

Все вышеперечисленные гипотезы вновь стали темами для обсуждения в научном мире.

Сама Бойджиан не считает гипотезу об инопланетянах реальной. По ее мнению, будь там цивилизация, мы могли бы засечь радиосигналы. К тому же она уверена, что шансы разглядеть некую “инопланетную мегаструктуру” с такого расстояния попросту ничтожны.

Райт, который в свое время был первым, кто озвучил гипотезу о сфере Дайсона, не считает, что это единственное возможное объяснение. “Инопланетяне всегда должны быть самой последней гипотезой, которую мы будем рассматривать”, - убежден он.

Сфера Дайсона

Знаменитый английский физик Фримен Дайсон в 1960-х выдвинул теорию о том, что любая высокотехнологичная цивилизация рано или поздно придет к мысли о том, что самым рациональным источником энергии являются звезды.

Чтобы использовать их энергию с максимальной эффективностью высокоразвитые инопланетяне непременно захотят окружить светило огромной конструкцией из солнечных панелей, что позволит в постоянном режиме аккумулировать огромные энергетические ресурсы с минимальными затратами.

С тех пор гипотетические объекты такого рода в научном мире называют “сферами Дайсона”.

Фримен Дайсон является автором гипотезы, которая во многом определила способы поиска инопланетных цивилизаций

Даже чисто теоретически, построить такую конструкцию может только цивилизация, достигшая неимоверных технологических высот. Тот же Дайсон подсчитал, что для постройки сферы, к примеру, вокруг Солнца потребовалось бы создать искусственный объект по массе равный Юпитеру.

Ученый также утверждал, что мы сможем найти другие цивилизации именно по признаку наличия таких строений вокруг звезд. И предлагал сделать это едва ли не основным критерием поиска внеземной жизни.

С этой точки зрения, KIC 8462852 – первый реальный кандидат на роль обители высокоразвитых инопланетян. Другой звезды, которая бы так подходила под описание места, где существует сфера Дайсона, ученые пока не находили.

“Сегодня все телескопы, которые могут смотреть на KIC 8462852, смотрят именно на нее”, - констатирует высокий уровень интереса к феномену Мэтт Маттерспау из университета Теннесси.