16 августа 2018, четверг

Астрономы обнаружили самую далекую черную дыру

Ученые из США зафиксировали черную дыру на расстоянии 13 миллиардов световых лет от Земли

Она образовалась, когда возраст Вселенной составлял только пять процентов от нынешнего, говорится в статье Science Alert

Астрономы подсчитали, что масса этой дыры в 800 миллионов раз больше массы Солнца. Она образовалась на заре существования Вселенной - примерно через 690 миллионов лет после Большого взрыва.

"Как она смогла собрать такую массу менее чем за 690 миллионов лет - это огромный вопрос для теории роста сверхмассивных черных дыр", - подчеркнул Эдуардо Банадос из университета Карнеги, который возглавлял исследование.

Черная дыра, которая получила название J1342 + 0928, находится в центре супер-яркого диска орбитального газа в центре галактики, образуя объект, известный как квазар. Красное смещение этого квазара составляет z = 7,54, то есть квазар испустил свет более тринадцати миллиардов лет назад.

По современным представлениям, сразу после Большого взрыва, Вселенная была своего рода темным, горячим "первичным бульоном" в космических масштабах, который быстро расширяется. По мере расширения, этот "бульон" охлаждался, в результате чего протоны и нейтроны объединялись в ионизированные атомы водорода. Примерно около 240000-300000 лет после Больших взрыва, эти атомы слились в нейтральный водород.

По общепринятой сейчас модели развития Вселенной, звезды начали появляться только через 150 миллионов лет после Большого взрыва, соответственно, черные дыры тоже начали формироваться только после этого момента.

С другой стороны, скорость роста черной дыры ограничена так называемым пределом Эддингтона. Астрофизики более подробно изучили рост черной дыры J1342 + 0928 и выяснили, что ее "предок" имел массу не меньше тысячи масс Солнца и образовался 65 миллионов лет после Большого взрыва. Таким образом, либо в молодой Вселенной существовали массивные черные дыры, либо скорость их роста превышала предельную.

Ранее НВ сообщало, что астрономы нашли доказательство существования огромной черной дыры в облаке газа вблизи центра галактики Млечный путь. По предварительным оценкам, эта черная дыра является второй по величине в Млечном Пути после сверхмассивной черной дыры Стрелец А