20 августа 2018, понедельник

Когда 1+1=3. Чем обернется союз городов, бизнеса и мобильных технологий

0 комментировать
Когда 1+1=3. Чем обернется союз городов, бизнеса и мобильных технологий
Как цифровая экономика способна изменить облик современных городов, поведение горожан и способы ведения бизнеса

“Когда средства связи и транспорт были примитивны и медлительны, в существовании городов был свой смысл... Город пережил свое предназначение; поддерживать в нем жизнь накладно, жить неуютно, а дышать нечем”, - писал в предисловии к циклу рассказов “Город” Клиффорд Саймак. Написанное на пике развития индустрии произведение пессимистично смотрит на мегаполисы будущего, проча им превращение в блестящие центры, окруженные кольцами гетто. Промышленная эпоха и правда способствовала тому - неэффективное использование ресурсов, слабые коммуникации и пренебрежение к природе рисовали города будущего мрачным царством стекла и бетона.

Пришедшая цифровая экономика, основанная на силе ума, а не машин, меняет картину грядущего. На смену серым небоскребам приходит экологичный дизайн, безликой массе горожан – пестрота пользователей, диктату центральных медиа – открытость и доступность информации. По прогнозам ООН, через 15 лет число людей на планете, которые живут в городах, достигнет пяти миллиардов. Кроме непосредственно рекордного числа, к 2030-му впервые население городов превзойдет сельское. Рост населения и ограниченность ресурсов вынуждает правительство и бизнес становиться креативным – и так рождается идея «умного города» (smart city).

18 октября в Дубае открылась 35-я Gitex Technology Week, одно из крупнейших IT-мероприятий в Азии. Цифровые гиганты со всего мира обсуждают «интернет-будущее всего»: облачные подключения, big data, мобильность и кибербезопасность.  Среди наиболее обсуждаемых новинок, формирующих облик города будущего, - 3D-принтеры, самоуправляющиеся машины, дроны и роботы. Предприниматели, вооруженные и вдохновленные IT, готовятся менять мегаполисы, решая маленькие проблемы простых горожан.

«Умные города — это экосистемы из множества деталей, которыми являются многочисленные участники. Ни одна компания не может делать все, и это тот случай, когда организациям следует заниматься своим основным делом и сотрудничать различным способом со множеством других игроков», - поясняет доктор Энди Стэндфорд-Кларк, старший изобретатель и инженер в IBM. По его словам, когда все работает, как надо, «целое становится больше суммы частей», на основе чего и возникает smart city.

В последнем все больше заинтересованы не только сами горожане (76% одобряют установление сенсоров в общественных местах – данные Ericsson Smart Citizens Report 2014) и их правительства, но и бизнес. «Приз» составляет внушительные $1,6 трлн, которые, по прогнозу Frost&Sullivan, составят рынок «умных городов» уже в 2020 году. Аналитики Gartner к этой дате прочат наличие на планете уже 10 миллиардов «подключенных» гаджетов, элементов глобального «интернета вещей».

«Интернет вещей упрощает «умные города». Города уже умеют пользоваться датчиками для сбора и использования данных… годами это использовалось в системе светофоров, считывания номеров авто и т. д., сейчас это увеличивается в масштабе и охвате», - добавляет Шарбел Оун, старший вице-президент по «умным городам» в Scheider Electric.

В «умном городе» практически везде найдется место предпринимательской смекалке и hi-tech: «умное» уличное и домашнее освещение с приложением-регулятором, «умные» светофоры, счетчики, датчики определения пробок и больших скоплений людей, - все, что позволяет эффективно использовать ресурсы, время и пространство. Похожие проекты, smart-киоски Urbanflow уже работают в Хельсинки.

«Умное» в умных городах начинается с инфраструктуры, которая в основном скрыта от глаз городского жителя. Однако одной лишь модернизации существующей инфраструктуры – будь то подземной, наземной или надземной – недостаточно для того, чтобы сделать город умным. Все уровни инфраструктуры города должны взаимодействовать между собой, как живой организм», - говорит глава направления стратегического маркетинга Ericsson Патрик Регард.  

«Подключенные» машины и общественный транспорт, которые уже становятся частью экономики совместного потребления, помогут серьезно разобраться со многими инфраструктурными проблемами. Прогноз Ericsson показывает успехи вплоть до дву- или трехкратного увеличения пропускной способности городских дорог благодаря эффективному управлению. Исследование компании показало, что пассажиры недовольны неактуальной информацией, устаревшей системой продажи билетов и неэффективной организацией пассажиропотока. Горожане жаждут иметь постоянный доступ к свежим данным и приложения, которые бы создавали персональные эффективные маршруты и позволяли оплачивать проезд. Проект с такими целями шведский телеком-гигант запустил в Мексике с Volvo Bus Latin America, увеличив комфорт поездок и мобильность пользователей.

Сочетание инженерных разработок и компьютерных достижений уже меняет и энергетику. Интеграция данных и цифровых сетей поставщиков энергии упрощает и удешевляет подключение новых источников, тогда как IT-системы позволяют учитывать индивидуальное потребление на основе множества параметров: время, место, оплата, регулярность и т. д. Технологии позволяют людям с удобством следить за расходом энергии и ресурсов, тогда как цифровой бизнес облекает это в доступные и игровые формы, как это, к примеру, сделал украинский стартап Ecois.me 

«Можно менять и свои привычки, когда ты понимаешь, как используешь электроэнергию. К примеру, многие не знают, что оставленные в розетке зарядки от мобильных все равно потребляют энергию. Стоит следить за своим бюджетом», — пояснил его руководитель Иван Пасечник.

Однако перед бизнесом, особо молодым, стоят непростые задачи. Цифровая революция дает много возможностей, однако требует гибкости и креативности. Конкурировать приходится не только с другими предпринимателями, но в первую очередь с развитием технологий. Так, интернет и М2М-коммуникации («общение машин») уже полностью меняют представление продавца о покупателе, а в ближайшем будущем — позволят создавать «личные» персонализированные универсамы. Продукты в них смогут попадать гораздо быстрее с таких же «умных» хозяйств, где благодаря сенсорам и автоматике фермеры смогут руководить ими парой клавиш.

«Подключено будет все: смартфоны, предметы одежды, автомобили, здания, скамейки, рекламные щиты, парковки, светофоры, мосты, поезда, трамваи, магазины и многое другое. Когда данные собираются и управляются благодаря огромному числу сенсорных датчиков, а также связаны с подключенными горожанами, качество повседневной жизни значительно улучшается», - резюмировал Регард.

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: