21 августа 2018, вторник

Сложно найти и легко потерять. Как правильно выбрать SMM-специалиста

Хороший SMMщик — многорукий Шива. Это человек, который знает бизнес клиента, верит в его успех, умеет выполнять свои непосредственные обязанности по контент-менеджменту, рекламе, выполнению KPI
Фото: pixabay.com

Хороший SMMщик — многорукий Шива. Это человек, который знает бизнес клиента, верит в его успех, умеет выполнять свои непосредственные обязанности по контент-менеджменту, рекламе, выполнению KPI

НВ поговорило с экспертами в сфере SMM о том, как подобрать правильного специалиста в компанию – начиная с оценки резюме и опыта, заканчивая личностными качествами и «знанием интернет».

SMM-специалист – одна из самых востребованных и загадочных профессий в Украине в данный момент. Вилка зарплат хоть и не очень большая, но соискателей много, уровень экспертизы – от пола до потолка, при этом с ходу сложно разобраться, насколько хорош конкретный специалист.

«Что говорить, SMM-специалист – это сейчас must практически в каждой компании. Больше того, вакансия трансформировалась и можно встретить ее разные вариации, например, content creator и dialog-специалист», - говорит Виктория Прудник, бренд-менеджер Jägermeister в Украине.

По данным ресурса trud.com, на данный момент средняя зарплата для SMM-специалиста по стране составляет 11 тыс. грн, это примерно в два раза больше, чем примерная начальная ставка и во столько же меньше, чем ежемесячный доход уже состоявшегося SMMщика.

Сфера деятельности

Требования к SMM-специалисту в агентство и в компанию будут отличаться, говорит Герман Севальнев, Digital Communications Head в Креативном дивизионе AGAMA Communications. «В агентство нужен универсальный специалист, который будет создавать контент, модерировать сообщество, запускать рекламу в соцсетях, и при этом он должен знать азы стратегического планирования. Поэтому нужен специалист, который везде по чуть-чуть успел набраться опыта», - перечисляет Севальнев.

Работа на стороне компании требует от человека максимального углубления в ее бизнес. Тут нужен человек, который будет готов посвятить все свое время одному проекту и разбираться во всех его нюансах. С живым умом, который способен схватить все на лету, ответственный, креативный, уделяющий большое внимание расширению компетенций и готовый выходить за рамки SMM, ну, и решать задачи клиента, разумеется, советует Севальнев.

Прежде всего SMM-специалист должен обладать аналитическим складом ума, так как весь интернет-маркетинг так или иначе связан с большими объемами цифр и их анализом. Фото: pixabay.com

Если соискателю не интересна сфера, в которой он будет заниматься соцсетями, есть вероятность, что клиент не получит должного вовлечения от своего специалиста, а тот, в свою очередь, должного материального удовлетворения. Все останутся недовольными, - объясняет эксперт.

Профессиональная шкала

SMM-специалисты бывают разные, но на hh.ua в большинстве своем компании подыскивают человека уже с опытом с окладом на уровне $500-700.

«Самый бюджетный сотрудник – это, по сути, контент-менеджер, хотя его сегодня тоже называют SMM-специалистом. Зарплата такого человека составит 6-12 тыс. грн», - говорит Антон Воронюк, директор по развитию агентства интернет-маркетинга WebPromo.

Далее по карьерной лестнице следует SMM junior с зарплатой 10-15 тыс. грн и опытом около года. Полноценный SMM-менеджер обойдется в 17-25 тыс. грн. А для некоторых проектов, в которых большой штат SMM, нужен также SMM Head – человек, который будет координировать их работу. «Такой человек обойдется от 20 тыс. грн, верхняя планка будет зависеть от того бизнеса, в котором он работает. Человек привязан к результату и оказывает прямое влияние на бизнес с точки зрения активности, заявок и обращения к компании», - говорит Воронюк.

Эксперт так описывает сферу ответственности каждого уровня.

Контент-менеджер

Этому сотруднику заранее говорят, что он будет публиковать по заранее заготовленному контент-плану. Ждать от него инициативы не стоит, но при этом он уже должен обладать хорошим слогом, базовым знанием графического редактора, уметь постить, собирать статистику охватов, лайков, вовлечения и т.д.

SMM Junior

Соискатель должен иметь за спиной 1-2 года опыта работы и несколько проектов. Кроме того, что он обладает контентными навыками, может запускать рекламу в Facebook и Instagram, имеет опыт решения базовых кризисных ситуаций. Такой человек может развиться в полноценного SMM-специалиста, говорит Воронюк. И советует выяснить в процессе коммуникации, что конкретно он уже умеет делать и с какими инструментами работал.

SMM-менеджер

Этот специалист понимает, как его активность влияет на продажи компании, заявки, лиды, звонки, он уже во многом маркетолог, который понимает и общий бизнес компании, и что такое классический маркетинг, умеет внедрять инструменты классического маркетинга как в платной рекламе, так и в коммуникации в соцсетях. Он закрывает вопрос с коммуникацией компании, формированием контент-плана, реакцией на негатив. Контролирует то, что его подчиненные, подрядчики или он сам запускают в рамках платных рекламных кабинетов. И это дает уже ощутимый результат в заявках и продажах компании.

SMM Head

По словам Воронюка, это редкая птица на нашем рынке, человек, который руководит отделом продвижения в социальных сетях. Нужен в том случае, если социальные сети играют одну из лидирующих ролей в привлечении клиентов и совершении продаж. Тогда компании необходим целый коллектив: дизайнер, контент-менеджер, редактор, корректор, специалисты, которые могут заниматься только отдельными социальными сетями и т.д. И человек, который будет координировать их работу. Этот сотрудник привязан к результату, и его активность оказывает прямое влияние на бизнес.

Первый контакт

Базовая вещь, с которой собеседники НВ рекомендуют начинать отбор соискателей – это резюме и портфолио. «Нужно, чтобы человек показал конкретные кейсы и показал, какие действия предпринимал и какой был результат», – советует Воронюк.

В резюме должно побольше конкретных деталей и поменьше воды, советует Виталий Цуд, генеральный директор SEO-Studio. Также эксперт напоминает о реалиях украинского рынка. «Часто специалисты по SMM приходят в агентство без официального опыта, но с большим опытом во фрилансе, это нужно учитывать», – говорит Цуд.

Параллельно с этим эксперты рекомендуют получить отзывы о человеке. «Спросить у других людей, с которыми работал человек, насколько их удовлетворяли те вещи, которые происходили с их страницей и с их рекламой, и давали ли коммерческий результат», – говорит Воронюк.

Также Антон Воронюк советует обратить внимание на процесс коммуникации, насколько комфортно общаться с человеком и насколько он готов посвящать в свою работу. С тем, кто заявляет с порога, что будет «делать свою магию», лучше даже не начинать сотрудничество.

На этапе собеседования Герман Севальнев советует задать два вопроса. Первый – чем человек хочет заниматься дальше, через несколько лет, то есть насколько SMM для него промежуточный этап и он хочет расти, или это просто подработка.

«Нужно желание работать именно в этой сфере. Важно, чтобы человек получал от своей работы удовольствие, тогда он будет развиваться как профессионал и как личность», – советует Виталий Цуд.

Хороший SMMщик — многорукий Шива. Это человек, который знает бизнес клиента, верит в его успех, умеет выполнять свои непосредственные обязанности по контент-менеджменту, рекламе, выполнению KPI. Фото: pixabay.com

Второй – это предложить оценить SMM в Украине. Тут важен не столько сам ответ, сколько то, насколько человек понимает, что SMM — это решение маркетинговых задач. Если понимает, то скорее всего он следит за профессией и старается перенимать лучшие практики.

Тестовое задание поможет показать, насколько человек готов углубляться в детали, креативить, и насколько он разбирается в базовых вещах. Как вариант, поставить задачу, например, на анализ сообщества, советует Герман Севальнев. Тогда видно, насколько он понимает специфику SMM.

Профессиональные навыки и компетенции

«Хороший SMMщик — многорукий Шива. Это человек, который знает бизнес клиента, верит в его успех, умеет выполнять свои непосредственные обязанности по контент-менеджменту, рекламе, выполнению KPI. Он всегда стремится достигать чего-то большего: голодный к знаниям, но не голодный физически», — рисует портрет идеального специалиста Севальнев.

Прежде всего SMM-специалист должен обладать аналитическим складом ума, так как весь интернет-маркетинг так или иначе связан с большими объемами цифр и их анализом, говорит Виталий Цуд.

Виктория Прудник приводит целый список Soft Skills и Hard Skills, которые будут желательны или обязательны для кандидата.

Компетенции

Коммуникативные навыки. Это умение и стремление грамотно общаться, возможность договориться со всеми в соцсетях: где-то сгладить конфликт, где-то суметь промолчать, при этом постоянно поддерживать диалог с подписчиками.

Ответственность. Важно уметь принимать самостоятельные решения, особенно актуально в стрессовых ситуациях.

Умение играть в команде. Кроме SMM-менеджера, в компании еще есть бренд-менеджер, дизайнер, партнерские коммуникации и т.д. И всех их нужно «поженить» и договориться.

Проактивность. По словам эксперта, для нее это один из важных пунктов. «Сейчас каждый день соцсети видоизменяются: вышел новый формат у Instagram IGTV, так вот он первым должен его протестить и предложить варианты для своего бренда. И не ждать, когда это станет мейнстримом. Даже скажу больше, проактивный SMM-менеджер – это уже трендсеттер для своей компании, - говорит Прудник.

Педантизм в умеренных количествах. Лучше сто раз проверить – и один раз запостить. Чем поспешить, наделать ошибок и после работать уже с негативом в соцсетях. Или, к примеру, это особенно почувствуется при контроле над расходованием ваших рекламных бюджетов.

Профессиональные навыки

Как бы это ни было банально или смешно, говорит эксперт, но, правда, прежде всего – знание «интернет» и «Excel». Умение работать с почтой и планировать. Еще один обязательный навык – грамотная письменная и устная речь. Всегда будут плюсом навыки управления, такие как организация процессов, контроль. Также пригодятся базовые навыки всего: от разработки стратегии до написания текста, создание фото- и видеоматериала. "Это не must have, но, безусловно, ценится", - говорит Виктория Прудник. 

Плюс ко всему, эксперты напоминают, что соискатель должен следить за трендами и лидерами мнений в digital-среде.

Как оценивать работу

Герман Севальнев советует не стремиться измерять всю работу SMMщика только цифрами. Также стоит учитывать удовлетворенность заказчика проектом и то, как человек    справляется с форс-мажорами. «Это комьюнити-менеджмент, своевременные ответы на сообщения, оперативное тушение негатива и вся та часть, которая относится к пиару», - объясняет Севальнев.

Что касается измеримых вещей, то выполнение KPI и инициатива при генерации дополнительных проектов для клиента – это также должно иметь место.

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

IT-индустрия ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: