15 августа 2018, среда

Не взлетим, так поплаваем. Почему первый «успех» вернувшейся Nokia больше похож на провал

Что скрывают цифры триумфальных продаж Nokia?

Что скрывают цифры триумфальных продаж Nokia?

Nokia только что вернулась на рынок, а уже продает больше смартфонов, чем Google. Время пить шампанское? Или не все так радужно?

На днях мир облетела любопытная статистика: смартфоны Nokia в четвертом квартале 2017-го года обогнали по поставкам такие бренды, как HTC, Sony, Lenovo, OnePlus, Google и др.

Компания отгрузила 4,4 млн устройств и заняла победоносные 1% рынка и 11-е место в топе производителей.

Безусловно, это повод для радости. Ведь по темпам продаж Nokia образца 2017-го опережает не только линейку Lumia, но и даже iPhone в 2007 году.

Но если разобраться детальнее, то успех Nokia связан с недорогими моделями. Никакого "шороха" в среднем и топовом сегментах Nokia навести не смогла. 

Почему это важно и почему для легендарного бренда это скорее провал, чем победа, разбираемся в этом материале.

Не бей лежачего

По итогам четвертого квартала прошлого года компания HDM Global (ей принадлежат права на бренд Nokia) получила 1% рынка смартфонов и 15% рынка телефонов (20,7 млн штук). Как пишет ITC, суммарно это дает 5% и шестое место в списке самых продаваемых брендов мобильных устройств. Смартфоны «вернувшейся» легенды обошли HTC, Sony, Google, Alcatel, Lenovo, OnePlus, Gionee, Meizu, Coolpad и ASUS.

Но говоря о «победе» Nokia над этими брендами, стоит вспомнить об их положении на рынке. Для Google «железячный» бизнес, мягко говоря, не основной. Компания выпускает свои устройства на ограниченном количестве рынков и скорее как ориентир для других Android-производителей и забаву для гиков, которые хотят всегда самый новый и самый чистый Android. Essential Phone – дорогое нишевое решение, также для гиков и к тому же с более ограниченной географией продаж.

OnePlus – это еще один хорошо известный для гиков бренд, правда не американский, а китайский. Но массовый пользователь, особенно за пределами Поднебесной, плохо с ним знаком. Да и компания прилагает особых усилий, чтобы расширить каналы дистрибуции, а на одном онлайне с сарафанным радио вместо рекламы мир не завоевать.

Sony, HTC и LG давно утратили былой лоск и выбыли из большой гонки за рынок смартфонов. ASUS так и не удалось нащупать свою нишу, как и Alcatel. Последняя не первый год затевает победоносное возвращение, но пока результаты посредственные. Gionee, Meizu и Coolpad – это в основном история о китайском рынке.

Если говорить о лидерах рынка, то это компании, которые имеют налаженные каналы дистрибуции, хорошие продажи в Китае и большую долю во флагманском сегменте. У HDM Global предпосылок для успеха в этом пока нет и в ближайшие годы вряд ли появится.

Ни богу свечка, ни черту кочерга

Пока единственный козырь бренда – это ностальгия, которая смогла обеспечить первые продажи смартфонов. Но как минимум история с Windows Phone намекает, что это краткосрочное преимущество. Дальше пользователи будут готовы любить только за реальные достоинства.

Но у Nokia нет ни соотношения цены и характеристик, которые нужны покупателям бюджетных смартфонов, ни технологических наработок и силы бренда, которые обеспечивают продажи топовым смартфонам Samsung и Apple.

К такому выводу приходит большинство экспертов, наблюдая за выходящими новинками компании.

Смартфоны Nokia заслужили похвалу журналистов разве что в вопросах качества корпуса, но были раскритикованы за производительность, отсутствие влагозащиты и многие другие нюансы. Да и камера во флагманском на данный момент Nokia 8 значительно уступает другим смартфонам в своей ценовой категории.

Высокие продажи Nokia в конце 2017 года были результатом высокой лояльности некоторых пользователей к старому-доброму бренду. А вот дальше пробивать себе дорогу вверх в рейтинге крупнейших производителей будет не так уж просто.

Эксперты сходятся в мнении, что у компании нет четкого видения развития линейки и своих преимуществ. В этом ключевое отличие Nokia от другого «возвращенца», бренда Motorola. Смартфоны Moto имеют оригинальный дизайн, интересные и реально полезные фишки. Например, модули Moto Mods, небьющиеся флагманы Force или просто достойные модели в младшем сегменте.

Ничто не предвещает, что Nokia держит в рукаве скрытые козыри, которые все изменят.

Недавно была анонсирована модель Nokia 7 Plus. Ее фишки — экран с соотношением сторон 18:9 и чистый Android Oreo. Ни тем, ни другим сегодня на рынке никого не удивишь.

По слухам, Nokia также в ближайшее время покажет флагман с 5-линзовой основной камерой. Возможно, для кого-то количество линз станет аргументом в пользу фотографических способностей. Но объективно вероятность того, что производитель добьется результатов, сколько-нибудь сравнимых с Apple, Samsung и Huawei, которые совершенствуют фотографические возможности своих флагманов годами, крайне мала. Пока что компания не может угнаться даже за Xiaomi.

В былые годы Nokia уже пыталась сыграть на цифрах. Но 41-мегапиксельные и Symbian-смартфон 808 PureView, и Lumia 1020 на Windows Phone оказались не очень интересными продуктами именно с точки зрения фотографии и посредственными – во всех остальных отношениях.

Линейка смартфонов Nokia на Windows была неплоха в фотографическом плане в среднем и нижнем сегменте, но топовые модели опять-таки проигрывали.

Выход снизу

При этом сильные позиции Nokia в сегменте мобильных телефонов весьма предсказуемы и скорее всего не краткосрочны. В мире еще остаются страны с низким проникновением смартфонов и очень бедным населением, и это огромные рынки. Они будут расти, в отличие от Китая, США и Европы.

Для таких стран и обновленная Nokia 3310, и ее версия с LTE – это потенциально жизнеспособное решение. Тут работает и сила бренда, и низкая цена в сочетании с основной характеристикой – доступом в интернет.

Первые успехи Nokia на этом поприще уже заметны. По итогам третьего квартала 2017 на рынке мобильных устройств бренд занял восьмое место. Причем в Индии он оказался на пятом, в России на четвертом, в Индонезии на третьем и на Ближнем Востоке – на первом. По итогам последнего квартала бренд укрепил глобальные позиции и поднялся на два места.

Однако с точки зрения маржинальности и ценности некогда легендарного бренда сегмент «звонилок» не так интересен. После того, как многие годы Nokia была флагманом инноваций, уход в нижний сегмент выглядит как бывшая королевская фаворитка, которая на старости лет опустилась до простой танцовщицы.

Возможно, в HDM Global хотят повторить типичный сценарий для китайского производителя смартфонов – подъем с самого низа до флагманского сегмента, как это было у Xiaomi, Huawei и других. Но тогда в компании забыли о традиционном сюжетном элементе каждой такой истории – низкой цене.

Есть и другая вероятность. Может быть, в компании рассчитывают взрастить лояльную аудиторию в развивающихся странах, где есть спрос на фичерфоны и «звонилки», и дождаться, когда та будет готова пересесть на смартфоны. Сначала на недорогие, а затем и на флагманские.

Экспертов, которые считают, что такой сценарий реалистичен, буквально единицы. Тех, кто считает, что, как в старом неприличном анекдоте, "пора уже закопать стюардессу" пока больше.

 

Читайте также: Тучи над Apple и воскрешение Xiaomi. Что происходит на мировом рынке смартфонов

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Гаджеты ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: