I’ll be back. Пять брендов, которые пытаются заново покорить рынок смартфонов

Многие легендарные бренды пытаются вернуться на рынок, но получается далеко не у всех

Многие легендарные бренды пытаются вернуться на рынок, но получается далеко не у всех

Nokia, Motorola, Blackberry и другие некогда популярные производители изо всех сил стараются вернуться на вершину мобильного рынка. Получится ли?

«I’ll be back», - сказал он и расплавился.

Но как бы не старались продюсеры франшизы, они так и не смогли после Терминатора-2 выпустить сколько-нибудь годное продолжение. За громкими анонсами следуют заурядные фильмы, горькое впечатление от которых тут же пытаются подсластить обещаниями очередного продолжения.

Это все удивительным образом напоминает реинкарнацию брендов мобильных устройств, о которых пойдет речь в этой статье.

Пока один из пяти, кажется, наконец нащупал свою нишу, остальные четыре рассчитывают взобраться на пьедестал успеха по ступенькам из ностальгии, изредка вытаскивая из рукавов своих потрепанных жизнью Шварценеггеров.

Nokia

Бренд Nokia оставался востребованным на протяжении практически всего расцвета мобильных телефонов. Компания предлагала прорывные и долговечные решения, за что была любима и бизнес-аудиторией, и обычными пользователями.

Но выход первого iPhone спутал карты. В Nokia так и не смогли выбрать себе подходящего партнера. Компания слишком долго отказывалась верить в отсталость Symbian на фоне конкурентов, быстро сдалась с собственной актуальной и интересной для своего времени операционной системой Meego (на ней вышла только модель N9) и в конце концов поставила не на ту лошадь.

Союз с Microsoft, сосредоточенность исключительно на Windows Phone и последующее поглощение смартфонного бизнеса компании стали его лебединой песней, несмотря на то, что в Nokia старательно развивали собственный софт и в целом стремились делать интересные с точки зрения дизайна устройства. В Nokia просто не смогли вовремя понять, что дизайн в мире современных смартфонов играет меньшую роль, чем возможности устройства.

На фоне драмы вокруг Nokia и Windows Phone разгорались слухи – компания планирует выпустить Android-смартфон. Выход состоялся уже после смерти бренда Nokia и полного отказа Microsoft от рынка смартфонов (как мы знаем, временного).

В 2016 году Microsoft продала все, что связано с мобильным подразделением, компаниям FIH Mobile Ltd и HMD Global, и с прошлого года на рынке стали появляться устройства под брендом Nokia. Уже с первых анонсов стало очевидно, что за бренд придется доплатить, а вот чем устройства интересны с точки зрения характеристик, пока непонятно.

Мы отдельно останавливались на феномене Nokia.

Хотя компании и удалось превзойти в продажах в конце прошлого года Google, LG, HTC и ряд других известных брендов, с 1% рынка и пока не очевидными преимуществами для пользователей компания может быстро сдать и эти позиции. Зато в сегменте «звонилок» ее стратегия, похоже, оказалась успешной.

Motorola

Судьба Motorola в общих чертах похожа на Nokia. С той лишь разницей, что компания блистала на пьедестале производителя самых желанных телефонов гораздо меньше.

По сути, у «моторов», не считая эпохи зарождения сотовой связи, в котором компания сыграла ключевую роль, было лишь два звездных момента на глобальном рынке. Сначала — в 1990-х, когда мобильные телефоны еще были «технологическим чудом», а «раскладушки» Motorola какое-то время были де-факто стандартом телефона как такового. Посмотрите голливудские фильмы тех лет, буквально каждый раз, когда у героя звонит телефон, это оказывается культовая Motorola StarTac.

В 2000-х это удалось повторить с другой раскладной моделью — RAZR V3.

Но и этот успех оказался быстротечным.

После выхода iPhone в Motorola также не почувствовали изменения на рынке. Компания некоторое время искала себя, а затем, как говорится, пошла по рукам.

Motorola успела выпустить несколько интересных смартфонов на заре развития Android, которые до нашего рынка так и не дошли, да и в целом погоды на рынке не сделали.

В 2011 компания разделилась на две (коммуникационное оборудование и собственно телефоны). Телефонное подразделение Motorola Mobility купил Google за $12,5 млрд. Сумма на 63% превышала рыночную стоимость компании. Но Google прежде всего были интересны патенты, которых у компании-прародительницы сотовой связи было предостаточно.

На сам бренд больших планов не было. Об этом свидетельствует и тот факт, что актуальная на тот момент линейка топовых Android-смартфонов Nexus по прежнему распределялась между разными производителями. Motorola выпустила лишь один из «нексусов» за все время.

В 2014 году Motorola перешла под крыло Lenovo (сумма сделки составила $3 млрд).

К моменту покупки у Lenovo неплохо шли дела на родном рынке и, в целом, экспансия в остальные страны шла довольно успешно. Компании нужен был американский рынок, но там любят собственных производителей, а у Motorola, помимо народной любви, был ключик к сердцам операторов и понимание местных каналов продаж.

Поэтому, по большому счету, покупка была выгодна для всех участников сделки. Китайцы получили все еще уважаемый бренд (а уж то, как не потерять и закрепить подобное приобретение, в компании проходили с ноутбуками Thinkpad купленными у IBM). Ну а Google избавилась от «чемодана без ручки», в Motorola получили партнера, который неплохо разбирается в рынке смартфонов.

Lenovo оставила команду Motorola на ключевых позициях. За несколько лет работы компания представила несколько более-менее интересных моделей (в том числе и смарт-часов), пережила чехарду с неймингом (Motorola - Moto), позиционированием и разделением линеек собственных смартфонов и смартфонов американского производителя.

К 2018 году некогда «чемодан без ручки» пришел с портфолио любопытных моделей в узнаваемом дизайне (в том числе двумя поколениями неубиваемой Force) и действительно работающей идеей модульного смартфона.

В отличие от Nokia, в Motorola не хвастаются победой над Google, LG и другими слабыми игроками рынка. Однако из отчетов по итогам года видно, что в 3 и 4 квартале 2017 позиции бренда были намного сильнее, чем у Nokia. По итогам последнего квартала прошлого года, по мнению аналитиков IHS Markit, Xiaomi и Motorola были в принципе единственными, кто нарастил поставки устройств.

В этой связи, по разному воспринимаются и новости о том, что Motorola и Nokia воскрешают некогда культовые модели телефонов.

Nokia упорно давит на ностальгию, несмотря на то, что потребители не очень активно идут на встречу. Например, возрожденная в прошлом году Nokia 3310 еле продается.

Но Nokia все равно взялась реанимировать 8110 (культовый «банан» из первой Матрицы).

Мало кто верит в успех обычного кнопочного телефона в дешевом пластиковом корпусе, отдаленно напоминающем легендарный телефон, по которому Нео разговаривал с Морфеусом.

Но, учитывая нынешние успехи Motorola, реанимация культовой «раскладушки» RAZR кажется не такой уж гиблой идеей. В особенности, с учетом того, что один из топ-менеджеров компании намекнул на то, что это возрождение произойдет на фоне новых технологий, например, гибких экранов.

Alcatel

Бренд мобильных телефонов Alcatel в свое время не успел запомниться практически ничем, кроме того, что он французский.

В 2004 году компания продала свое мобильное подразделение вместе с командой и разработками китайскому гиганту в сфере электроники – TCL. Возможно, на этом историю можно было бы закончить и забыть, если бы не одно «но». Вот уже который год компания пытается выпустить на рынок killer-устройство (в Китае, ряде соседних стран и Тихоокеанском регионе – под родным брендом, на заморских рынках – под брендом Alcatel ONETOUCH) и занять местечко повыше.

Как и мобильные телефоны, смартфоны компании практически ничем не примечательны. Она играет в нижнем и среднем сегменте, не спешит с передовыми характеристиками и пытается делать упор на дизайн и мультимедийную составляющую. Внутри гордятся, что в управлении принимают участие не только китайцы, но и французы.

Первый Android-смартфон компания представила в 2013 году. С того же времени сотрудничала с Mozilla и выпускала смартфоны на ее ОС Firefox (была такая в свое время, хотя сейчас никто уже не помнит, что это), те пользовались спросом в развивающихся странах. В основном это Латинская Америка.

Доля Alcatel ONETOUCH на рынке обычно прячется в сегменте «другие», а заметную часть продаж компании, как и Nokia, приносят «звонилки». Так, например, в одном из кварталов 2015 года бренду удалось занять шестое место в мире по продажам в обоих сегментах, и восьмое – в смартфонах и даже первое место в РФ. Компания рассчитывала покорять рынок ценой, дизайном и старым добрым брендом (что снова отсылает нас к текущей стратегии Nokia), и добраться таким образом до 3-4 места в смартфонах. Но как мы помним, стратегия OPPO, Huawei и Xiaomi, которые осознали, что важен не только минимальный ценник, но и не минимальное качество, оказалась более выигрышной.

На данный момент, кроме пресс-релизов с намерениями былых лет, в поисковике Google невозможно найти информацию о доле бренда в мировых продажах.

Blackberry

Если вы недоумевали по поводу того, зачем мы так подробно рассказали о тернистом пути не самого популярного бренда мобильных устройств, то вот отгадка. С 2016 года тот же производитель TCL, которому принадлежат права на бренд Alcatel, купил права на разработку Android-смартфонов Blackberry (а до этого еще и на Palm).

На заре смартфонов компанию любили бизнес-пользователи. Но после выхода iPhone руководство Blackberry так же не смогло увидеть сдвиги на рынке и по-прежнему давило на то, что корпоративному пользователю нужна аппаратная клавиатура. И хотя еще несколько лет позиции «ежевичной» компании оставались сильны, именно недальновидность сыграла не на руку смартфонному бизнесу.

Со временем рынок смял ключевое преимущество коммуникаторов Blackberry – защищенное общение. Сегодня необязательно покупать Blackberry, чтобы общаться защищенно. Сама компания предлагает собственное мультиплатформенное решение корпоративного уровня BES12, которое можно использовать на любой из ныне актуальных ОС.

Первым смартфоном, которым полностью занималась компания TCL, стала модель Blackberry DTEK50. С точки зрения дизайна она соединила в себе и стиль Blackberry, и типично китайский Android-смартфон (Alcatel Idol 4, если быть точным). Не слишком компактный, не слишком премиальный, не слишком производительный, не слишком автономный и умелый по части фото – примерно так о нем отозвались эксперты. Это не совсем то, что сможет стать массовым в корпоративном сегменте, даже несмотря на фирменное секьюрное ПО.

У Blackberry, подобно Nokia, еще есть небольшой запас прочности бренда. Значит, у TCL еще есть время, чтобы понять, каким должно быть качество устройства в топовом сегменте, но, к сожалению, опыта работы в нем у компании нет.

Philips

В начале двухтысячных Philips обратила на себя внимание линейкой долгоиграющих телефонов Xenium (некоторые модели работали от одной зарядки по нескольку недель), хотя большую долю рынка так и не завоевала.

Но в какой-то момент компания решила сместить фокус бизнеса со «всего на свете» на медицинскую технику, и распродала подразделения. Мобильное подразделение в 2006 году купила китайская компания China Electronic Corporation, однако оно также не принесло компании славу ни в сегменте телефонов, ни в сегменте смартфонов.

Сегодня техника под этим брендом также оснащается мощными аккумуляторами, но с точки зрения характеристик и дизайна это все те же «заурядные» китайцы. Даже хитроумные режимы энергосбережения, которые появились задолго до того, как эта возможность стала частью Android, не помогли Philips занять заметную долю рынка. Не помогли и телефоны, способные заряжать другие устройства. Хотя продолжительность работы смартфона от одного заряда интересовала пользователей всегда, все же смартфоны которые ничем, кроме автономности, не выделяются всегда останутся нишевым решением.

 

Читайте также: Без штанов останутся. Пять компаний, которые потерпят убытки из-за Apple в 2018 году


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Гаджеты ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: