Тучи над Apple и воскрешение Xiaomi. Что происходит на мировом рынке смартфонов

Несмотря на успехи конца прошлого года, прогнозы на 2018 год для Apple выглядят неутешительными

Несмотря на успехи конца прошлого года, прогнозы на 2018 год для Apple выглядят неутешительными

Фанаты Apple радуются успехам iPhone X, недруги ерничают над мрачными прогнозами на текущий год. А те, кто уже поспешил похоронить Xiaomi, вынуждены признать свою ошибку. Что скрывается за свежей статистикой продаж смартфонов по миру?

В начале февраля произошло два знаковых события для рынка смартфонов – публикация отчета Apple о результатах первого финансового квартала 2018 и итоги 2017 года от IDC.

Напомним, ранее, в конце января итогами 2017 поделилась исследовательская компания Gfk, и хотя картина двух отчетов в целом похожа, компании говорят о диаметрально противоположных трендах.

Если в Gfk акцентируют на популярности high-end устройств – топовых смартфонов с огромными безрамочными дисплеями, то в IDC говорят, что рынок cтагнирует. Пользователи не спешат обновлять устройства, по сути, укрепляются только позиции недорогих, но хорошо зарекомендовавших себя китайских брендов.

Что до Apple, то компания вновь рапортует об успехе нового флагмана и рекордном росте выручки, в то время как аналитики наперебой твердят о сокращении производства и очередном пересмотре модельного ряда.

Попробуем разобраться, что происходит с продажами смартфонов в мире.

Прежде чем приступить к анализу отчетов, стоит вспомнить, что Gfk показывает непосредственно продажи устройств в рознице, в то время как IDC – отгрузки этих самых устройств, это в большей мере ожидания рынка, основанные на собственных прогнозах каналов продаж. На результаты могут влиять и сезонные колебания – например, модели только появились и их отгрузили больше, а через квартал цифры могут быть совсем другими.

В целом, отчет Gfk говорит о росте рынка в пределах нескольких процентов (а в последнем квартале 2017 – и вовсе 1%), а IDC – о падении на 6%. Основные драйверы рынка – развивающиеся страны. В развитых продажи либо растут незначительно, либо и вовсе снижаются. При этом средняя цена продаваемого смартфона за год выросла на 9%.

Samsung: проиграть битву, чтобы выиграть войну

По итогам четвертого квартала 2017 компания Samsung отгрузила меньше смартфонов, чем Apple, опустившись на второе место, но по результатам года картина осталась прежней. В большую тройку вошли Samsung, Apple и Huawei, сохранив те же места, что и годом ранее.

При этом Samsung и китайским брендам – Huawei, Oppo, Xiaomi – удалось нарастить свою долю (первому – на несколько десятых процента, остальные укрепили свои позиции сильнее, причем за счет доли других производителей), в то время как у Apple она осталась прежней.

Отставание Samsung в последнем квартале от конкурента объясняется двумя вещами. Во-первых, компания представила свой флагманский смартфон Galaxy Note 8 в августе, и продажи его начались раньше, чем продажи iPhone X – основного флагмана Apple в этом поколении. У компании был хороший третий квартал, а вот ближе к зиме насыщать каналы продаж своими устройствами Samsung не стали. И это связывают еще и с тем, что корейский гигант готовится к выводу на рынок флагманов Galaxy S9 и S9+.

Apple: больше денег, меньше шансов

У Apple ситуация противоположная. На четвертый квартал 2017 пришелся выход основного флагмана компании – iPhone X. Устройство принесло рост выручки и среднего чека, причем средний чек, как видно по Gfk, поднялся по всему рынку на 10% (до 363 долларов) по итогам квартала. Но в целом по отчетам видно, что интерес к текущей линейке ниже, чем в прошлом году, а о рекордах 2015-го и вовсе говорить не приходится.

Вместе с сокращением производства текущего флагмана и противоречивыми слухами об анонсах будущих устройств, текущий год может стать не очень радостным для компании.

«Десятка» не стала панацеей от стагнации продаж, поэтому, чтобы сделать следующий флагман еще более привлекательным, Apple придется очень постараться и с техническими характеристиками, и с избавлением iOS от багов.

На это накладывается осложнение отношений с Qualcomm и возможный переход на чипсеты от Intel.

Аналитики пока не пришли к единому мнению, какие модели стоит ждать от компании в этом году, в частности, будут ли только флагманы и «среднячок» с IPS-дисплеем или Apple обновит бюджетный SE.

Судя отчету Gfk, оживление сегодня сохраняется в основном в тех странах, где проникновение смартфонов невелико, но пользователи не готовы платить большие деньги за устройство. Поэтому там процветают китайские бренды, а из устройств Apple популярностью пользуются недорогие варианты – SE и восстановленные модели (iPhone 6 и 6s).

Если Apple откажется от обновления бюджетника, то младшим в линейке станет iPhone 6S – смартфон с вполне актуальными характеристиками. Автоматически подешевеют и другие устройства. Кроме того, после скандалов с замедлением работы старых iPhone и заменой батарей (а также заменой iPhone 6 Plus на iPhone 6S Plus из-за нехватки аккумуляторов для старой модели) у компании отпадет часть потенциальных покупателей, которым необходимо актуализировать свой старый смартфон.

Помимо этого, Apple запустила в США продажу б/у моделей iPhone 7 и 7 Plus по цене от 499 долларов за самую младшую. Это огромное количество устройств с актуальными характеристиками по интересной цене. У них нет FaceID, беспроводной зарядки и дисплея во всю лицевую панель, но в них все еще есть магия Apple, и это вполне рабочие лошадки. Для чувствительных к цене или просто прагматичных пользователей это еще один повод не покупать самый актуальный iPhone в будущем. Это значит, что в следующем году компании будет еще сложнее сохранить не только продажи, но и выручку.

Победы Китая

По данным IDC, сильнее всего из топ-5 вендоров растут китайские бренды. Huawei, которая уже давно закрывает первую тройку лидеров, в последнем квартале подпортили картину проблемы с продажами в сетях операторов AT&T и Verizon из-за давления со стороны государства, но в целом год оказался для компании удачным, и она нарастила свою долю до 10,5%.

Oppo продается хорошо, доля рынка стабильно растет, однако основные продажи приходятся на Китай, хотя производитель наращивает присутствие и на интересном индийском рынке.

Xiaomi в 2017 году снова заслужила звание маленького китайского чуда. Компания единственная из пятерки лидеров смогла увеличить свои продажи вдвое и по итогам последнего квартала перегнала Oppo. Но по факту это не чудо, а грамотно спланированная тактика. Большую роль в этой победе сыграла Индия. Это растущий рынок с 1,3 млрд населения и низким проникновением смартфонов.

Долгие годы в Индии лидировал Samsung, однако за 2017 год Xiaomi сделала рывок с 6% до почти четверти рынка, а в последнем квартале и вовсе обошла корейского лидера. О феномене бренда в этой стране дважды писало издание Quartz в ноябре 2017 года, хотя агрессивно взяться за соседний рынок Xiaomi пришлось не от хорошей жизни – в родной стране компания потеряла позиции под давлением более дорогих Oppo, Vivo и Huawei.

У Xiaomi есть два собственных завода в Индии и налаженная цепочка поставок, что позитивно сказывается на продажах. Индийцы охотно покупают технику Made in India, кроме того, правительство постоянно стимулирует развитие производства. Растут пошлины на импортные компоненты и мобильные устройства, так что в ближайшее время у Xiaomi еще более радужные перспективы по сравнению с земляками, которые заводы в Индии не строили.

Выход на рынок компания начинала с партнерства с онлайн-ритейлером Flipkart и работала по проверенной схеме – устраивала быстрые распродажи во время запуска, смартфоны раскупали за считанные секунды. В 2017 году Xiaomi взяла курс на офлайн-ритейл. Компания открывала собственные точки в крупных городах и работала с партнерами в населенных пунктах поменьше. Как пишет Quartz, они помогли укрепить бренд и занять большую долю рынка.

По данным Counterpoint, по итогам 3 квартала 2017 и 2016 г компания Samsung сохранила ту же долю рынка, в то время как Xiaomi выросла, причем судя по графику, за счет «других». Средняя цена продаваемого смартфона Xiaomi составляет 154 доллара. По сути, это тот сегмент, где у Samsung нет интересных предложений. У компании есть сильная недорогая линейка J, сбалансированная и более дорогая A, а также флагманы, в популярности которых не приходится сомневаться, но все это дороже, чем средний чек в Индии.

Впрочем, аналитики Bloomberg считают, что попытка развивать офлайн вытащит все средства из без того низкомаржинального бизнеса компании. А по данным Gfk, в 4 квартале индийский рынок смартфонов не вырос, а просел. Продажи упали на 3% за счет каннибализации со стороны недорогих фичерфонов с поддержкой LTE. В будущем году исследовательская компания снова прогнозирует рост, но этот факт иллюстрирует, насколько рынок чувствителен к цене и насыщение каналов техникой Xiaomi не означает, что индийцы выберут именно эти устройства.

 


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Гаджеты ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: