Украинское кино – это адреналин. Юлия Синькевич о развитии кинематографа в стране и о том, как выжить накануне Одесского кинофестиваля

Юлия Синькевич - Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля
Фото: Оксана Канивец

Юлия Синькевич - Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля

Как это вообще – быть генпродюсером главного украинского кинофестиваля? Как на него отбираются фильмы, какой райдер у звезд, как выжить в предфестивальной гонке, когда в Одессу приедут Мерил Стрип и Кейт Бланшет, спят ли генпродюсеры вообще – об этом и многом другом за несколько дней до старта Одесского международного кинофестиваля НВ Style поговорил с Юлией Синькевич, генеральным продюсером ОМКФ.

 

 

Ты пришла в ОМКФ девять лет назад и тебе было примерно 25 лет, если я не ошибаюсь. Тогда украинская киноиндустрия практически не развивалась. Твой шаг – это был юношеский максимализм или ты все-таки верила, что кино у нас будет развиваться?

Я верила. Конечно, тогда украинское кино было для меня чем-то еще непривычным. Я помню, тогда вышел фильм Той, хто пройшов крізь вогонь Михаила Ильенко, который стал прорывом, было много хороших отзывов, была грамотная маркетинговая кампания, но была и критика и разочарование. Но в принципе, уже заговорили о том, что где же украинское кино, признали, что нужно, чтобы было украинское кино. И дальше, будучи за кулисами, я понимала, что есть много украинских режиссеров, которые могут развивать индустрию, есть таланты. Я видела перспективы развития этой отрасли и мне было интересно.

Мне было интересно что-то сделать, чтобы получить результат. Я начала постепенно разбираться, что можно сделать для этого. И это был адреналин и интерес.

 

Что тогда было самым трудным для тебя?

Когда я пришла, я не была генеральным продюсером. Я занималась гостями, международными отношениями, продвижением, всем понемногу. Это было время, когда компания «Артхаус Трафик», которая основала Одесский кинофестиваль, была его организатором и моя роль в фестивале не была лидирующей тогда. Поэтому, тогда мне было сложно разобраться, как работает киноиндустрия, существует ли вообще она у нас, как она должна работать и какая система в Европе и мире. Вот это было, наверное, сложно. Плюс я занималась продвижением украинских фильмов на другие международные фестивали. У нас была программа, называлась «Украинские и злые», это были короткометражки украинских режиссеров. И вот убеждать международные фестивали, чтоб показали украинское кино – это тоже было очень сложно. Никто особо в него не верил.

Когда я стала Генеральным продюсером фестиваля, был 2014 год, поэтому тут вообще объяснять, что было сложно, лишнее. В Украине была война. Сложным было продолжать делать фестиваль, сохранить его уровень и еще как-то его развивать.

 

А что сегодня сложно?

Лично для меня в работе это все-таки человеческий фактор, потому что это вообще невозможно никак контролировать. Это непредсказуемо. Я надеюсь, что хорошо разбираюсь в людях, но иногда постигают разочарования и приходится разруливать кризисные моменты. Поэтому это, наверное, остается сложным. Соблюдать баланс дружеской атмосферы, профессионального отношения команды к своему делу, и при этом, чтобы все работало, как часы.

 

 

Что нужно, чтобы стать частью команды ОМКФ (вдруг кто-то из наших читателей мечтает об этой работе)?

Попасть к нам работать не настолько сложно, но есть определенные критерии. Во-первых, для этого нужна очень хорошая мотивация. Во-вторых, на рынке мало специалистов, у которых есть такой опыт. Это с одной стороны организаторские навыки, с другой стороны, человек должен разбираться в культурной сфере. Например, если это программный отдел, то хорошо должен разбираться в кино. Если это коммуникации, то это просто быть в контексте культуры, культурных событий, культурных проектов здесь, вокруг, в мире.  

Лично для меня важна все-таки мотивация. Просто очень многие обманчиво со стороны думают, что это такая прекрасная работа, когда ты просто смотришь кино, ездишь по фестивалям, потом ходишь по красным дорожкам. На самом деле, это только такая верхушка айсберга и будучи внутри не все могут выдержать такие нагрузки, потому что это не работа с 10 до 19. Это работа реально круглые сутки. А в период подготовки к фестивалю, 4-5 месяцев, - это, по большому счету, даже без выходных. Плюс наша же команда делает национальную кинопремию «Золота дзиґа». А это происходит в апреле, когда уже идет активная стадия подготовки к фестивалю. Поэтому не всем подходят такие забеги на длинные дистанции без перерыва.

 

Через несколько дней стартует фестиваль. Сколько ты сейчас спишь?

Вообще я стараюсь спать. Потому что знаю, что если не буду спать и заботиться о себе хоть как-то, то я буду на всех бросаться. Сегодня я спала с трех до восьми. Это пять часов. Иногда меньше, иногда больше, как повезет.

 

Вернемся к фестивалю. Что дает украинскому фильму участие в программе?

Это очень хороший старт и хорошая возможность заявить о себе. Во-первых, это аудитория, на которой сразу же видна реакция, причем эта аудитория уже изначально настроена смотреть хорошее кино. Эта аудитория очень дружески настроена, думающая и интеллектуальная. Это, конечно же, большое количество медиа для освещения, это большое количество кинопрофессионалов. То есть, все это дает отличные промо-возможности для фильма во всех направлениях. И публикации, и дальнейшие приглашения на другие фестивали, и первый показ перед зрителями и отзывы и даже возможность дистрибьюции. Кроме этого, уже можно говорить о том, что Одесский фестиваль выбирает фильмы в свою программу, это тоже определенное признание, знак качества. Поэтому  сейчас можно видеть, как ставят в титры фильмов наш логотип. И в фильмографиях пишут «Фильм – победитель Одесского кинофестиваля». Это, конечно, дает очень много.

 

 

А есть уже примеры, когда фильм привезли и он стал популярным после фестиваля, или актера заметили, было уже такое?

Да, было. У нас в рамках фестиваля есть очень важная программа, называется Film Industry Office, это как раз деловая площадка, где мы презентуем украинские проекты на ранней стадии сценария. А вторая часть называется Work in Progress – это уже финальная стадия. На эту программу приезжает очень много кинопрофессионалов, отборщиков крупных кинофестивалей, дистрибьюторов, сейлз-агентов. И фильмы, еще на стадии проектов, попадали на фестивали класса «А». Тот же фильм Марыси Никитюк Когда падают деревья был представлен еще на этапе проекта и победил, дальше на этапе Work in Progress, и потом попал на Берлинский кинофестиваль.

Фильм Вулкан Романа Бондарчука был победителем Work in Progress прошлого года на Одесском кинофестивале. На днях его премьера была в Карловых Варах на фестивале класса «А». Тоже несколько зарубежных дистрибьюторов увидели фильм на этапе проекта, и дальше занимались мировой дистрибьюцией.

По актерам, у нас есть друг фестиваля Ричард Кук он агент по работе с актерами, например, среди его клиентов Пирс Броснан, Эйдан Тернер, Киллиан Мерфи и др. он был у нас в жюри. Увидел на ОМКФ Катю Молчанову и пригласил на фестиваль Subtitle в Ирландии, там все для актеров. Туда приезжает очень много кастинг-директоров. То есть, это такая платформа для актеров, для потенциальной международной карьеры. И Катя Молчанова была там.

Была история смешная, мы ее часто рассказываем с ирландским актером, который приехал к нам на фестиваль представить фильм, получил приз за лучшую актерскую работу. В этом же конкурсе был американский фильм, и продюсеры приехали его тоже представлять. Так они так сдружились во время фестиваля, что он потом поехал к ним в Лос-Анджелес просто в гости. Но раз уже приехал в Лос-Анджелес, решил сходить на какой-нибудь кастинг, он же актер. И он таким образом попал в Трансформеры. Зовут его Джек Рейнер. У него там не главная роль, но одна из ведущих. А познакомились они в Одессе и все началось в Одессе.

И сейчас очень много проектов, которые планируются дальше для совместного производства, и люди знакомятся в Одессе. Это наша задача, мы этим и занимаемся: коннектим людей, создаем условия для того, чтобы из этого зародились какие-то совместные проекты и фильмы дальше попадали на фестивали и достигали мировой аудитории.

 

Сколько фильмов было подано в этом году на Одесский кинофестиваль?

В этом году 1011 фильмов – это заявки, которые нам прислали.

Сколько украинских?

Из Украины было 230.

Сколько из них отобрали?

Короткий метр – 13 фильмов. У нас фестиваль открывается в пятницу 13-го и в коротком метре 13 фильмов. В конкурсе украинских национальных полнометражных фильмов пять. В конкурсе европейских документальных фильмов один. Это сколько? Девятнадцать. Есть еще спецпоказы, гала-премьеры, такие как «Донбасс». Их порядка 40 точно.

 

Это больше, чем в прошлом году?

Количественно это, наверное, меньше. Но поскольку мы международный фестиваль, то у нас нет задачи показать большее количество фильмов. Мы, конечно, хотим показывать украинское кино, но качественное. Для нас главное показать лучшее и наиболее интересное. Когда в программе фестиваля слишком много фильмов, то внимание зрителей рассеивается и они теряются, а мы же хотим, чтобы у каждого фильма были полные залы и максимальное внимание.

 

 

Если говорить о коммерческом и артхаусном украинском кино, какое преобладает?

Конечно, артхаусное. Для меня лицо украинского кино – это скорее артхаус сейчас.

 

А кто финансирует артхаусное кино? Оно же неприбыльное

Да, оно не является прибыльным. Но количество должно переходить в качество. Артхаусные фильмы, они часто, особенно в нашем случае, дешевле в производстве и здесь именно идея стоит за успехом фильма. Если идея крутая и действительно цепляет, история крутая и мастерски сделана, то можно и с небольшим бюджетом справиться. Второй момент важный – это то, что все-таки у украинского зрителя еще нет привычки смотреть украинские фильмы. Она еще только в процессе формирования.

Хотя все равно стоит сказать о коммерческом кино. В этом году есть примеры абсолютно коммерческих, рассчитанных на широкую аудиторию фильмов, которые показали очень хорошие сборы в прокате. Это и Викрадена принцеса, и DZIDZIO и контрабас, и Сторожова застава, Киборги, конечно.

Насчет денег: Госкино дает финансирование практически всем украинским фильмам. Есть, конечно, частные источники, а основном, если фильмы сняты в ко-продукции, то это иностранные кинофонды.

 

Какие самые успешные последние украинские артхаусные фильмы?

Это фильм Марыси Никитюк Когда падают деревья. То, что он был на Берлинале в программе «Панорамы» - это очень успешная, очень престижная программа фестиваля. Конечно же, фильм Донбасс, который был в Каннах и открывал секцию «Особый взгляд» и получил приз за режиссуру. Однозначно, наверное, самый успешный фильм этого года пока. Дальше фильм Вулкан Романа Бондарчука — который был показан в Карловых Варах. Женщина на войне, который будет открывать Одесский кинофестиваль, но это исландско-французско-украинский фильм. Он тоже получил несколько наград в Каннах.

Практически сейчас ни один фестиваль класса «А» не проходит без украинского фильма, короткометражного или полнометражного. Это хорошо, потому что я помню, как лет так пять назад, когда ты приезжал на какие-то фестивали все время говорили: «Ну, в Украине у вас же там нет кино, у вас же ничего особо нет». Сейчас фестивали делают фокус на украинское кино, хотят включать в программы, ищут. И даже в этом году у нас было намного больше запросов от отборщиков и сейлзов, что вот мы знаем, что у вас там что-то происходит, нам интересно, что больше фильмов снимается, мы хотим приехать, посмотреть, отобрать и работать. Это круто.

 

Ты сейчас занимаешься продюсированием фильма про Лесю Украинку? С какими сложностями ты столкнулась кроме денег?

Да, этот фильм, скажем так, на очень начальном этапе. Он только на этапе финализации сценария, хотя этот сценарий пишется уже второй год. Какие сложности, кроме денег… Естественно, деньги. Я понимаю, что это дорогой исторический фильм, и соответственно, тяжело будет его профинансировать. Но это другая история. Сложность в том, чтобы собрать команду, которая в состоянии с таким материалом работать. То есть, это прежде всего режиссер. Не в обиду никому будет сказано, но я и моя сопродюсер, к сожалению, мы не видим того, кто мог бы взяться в Украине за реализацию этого проекта. Есть очень талантливые молодые ребята, но мне кажется, для такого фильма нужен режиссер с жизненным опытом. Женщина или мужчина, неважно. Но этот кто-то должен иметь опыт, должен уметь работать с историческим периодом, и это такая сложность.

При написании сценария сложность в том, что вроде бы много есть материалов, есть кафедра Лесезнавства, есть музеи, но очень много противоречивых данных. В разных источниках можно найти информацию, которая противоречит сама себе. Потому что, наверное, во время советского периода было очень много искажений, подстраивали под официальную какую-то позицию. Поэтому найти оригинальную информацию очень непросто, а еще сложнее перевести все в киноязык.

Ну и еще одна сложность, это, конечно, увлечь широкий круг людей, потому что для многих Леся Украинка – это портрет на стене школьного класса. Мало что о ней знают, и это сразу такие стереотипы, которые хочется попытаться разрушить.

 

Нашли уже актрису на роль Леси?

Есть несколько вариантов. Точнее, есть вариант одной актрисы, но в любом случае, мы хотим провести кастинги.

 

Ты понимаешь, что ты замахнулась на, не побоюсь этого слова, святое для украинской культуры. И как бы хорошо не был снят фильм, критика будет. Ты готова к этому?

 

Да. Я понимаю, и я готова.

 

Кто-то из литературоведов смотрел сценарий?

Мы Оксане Забужко отправляли версию сценария, но пока не получили обратной связи. На самом деле, не было задачи пока настолько активно показывать его литературоведам и экспертам творчества Леси Украинки, пока мы сами не будем уверены хотя бы на 90% в этом сценарии. Но, естественно, такие планы есть, потому что без людей, которые досконально знают материал, нам будет очень сложно.

 

 

Вернемся снова к Одесскому кинофестивалю. Что нас ждет на Потемкинской лестнице?

Будет американский фильм Safety Last. Такое непереводимое название. Этот фильм очень зрительский, это комедия, классика кинематографа, бесспорно. Это красивое ч/б кино в сопровождении симфонического оркестра. Гарольд Ллойд, который играет главную роль, - один из самых известных актеров немого кино. И вообще сцена с ним из этого фильма, где он висит возле часов, она уже много где тиражировалась и переосмысливалась, потому что она вошла в историю кино. И мы стараемся, чтобы фильм был действительно зрительским, чтобы было яркое впечатление, поэтому нам показался он очень подходящим.

 

Дальше вопрос, который задают все, но я не могу не спросить. Кто из мировых звезд уже подтвердил присутствие?

У нас Наоми Кавасэ – одна из основных. Эрик Робертс будет также у нас в гостях, это знаменитый актер и по совместительству брат Джулии Робертс. В одной из программ мы покажем фильм с известным французским актером Дени Лаваном и он также приедет в Одессу.

 

В прошлом году приезжала Юппер. Какой у нее райдер?

У нее было все крайне просто. Я даже периодически думала: может, это двойник. Она сразу сказала, что хочет обязательно экскурсию по Одессе. Это как бы само собой разумеющееся и нормально. Мы хотели ее отвезти в какие-то известные одесские рестораны. Она сказала: «Нет, мне нравится вот этот буфет». А там просто на развес еда на улице. Она сказала: «О, класс» и пошла туда. У нее не было особых каких-то сверхъестественных пожеланий. Она жила в обычном номере в отеле. Понятно, она хотела макияж, прическу для церемонии закрытия – это нормально. У нее каких-то нереальных просьб абсолютно не было.

 

Были какие-то сложные райдеры в истории?

Были, и самолеты мы заказывали. Понятно, это все равно прием на высоком уровне, все равно какие-то вещи само собой разумеющиеся, но чего-то из ряда вон не было. Например, я всегда принципиально откажу, если попросят что-то незаконное.

 

Кого ты мечтаешь привезти?

Я всегда говорю одно и то же. Мерил Стрип и Кейт Бланшетт. Это правда мое желание. Но еще, Колина Ферта, Шарлотту Ремплинг, Бенедикта Камбербэтча, конечно, тоже было бы прекрасно.

 

Чем ты гордишься в профессиональном смысле?

Это так непросто уметь гордиться, но думаю, что есть все же чем. Я горжусь Одесским кинофестивалем, его репутацией, командой. Горжусь, что в сложные моменты так все построено, что есть поддержка. У нас на днях случился форс-мажор и меня правда в хорошем смысле удивила и порадовала реакция всех моих коллег, которые первые пять минут: «О боже, что делать». А потом: «Ну понятно, работаем дальше, я возьму вот это, я здесь помогу и все будет хорошо, не сдаемся, не бежим, не паникуем, а делаем дальше». И тут, конечно, гордость.

 

Если бы не ОМКФ, чем бы ты занималась?

Если бы не кино, думаю, я была бы до сих пор, наверное, в музыкальной сфере, возможно шоу-бизнес. Я всегда знала, что я буду в сфере культуры, с самого детства. Начиная с того, что я в детстве хотела выходить на сцену в красивом платье и мне нравилось рассматривать закулисье в театре больше, чем то, что было на сцене. Я поучилась в консерватории после юридического факультета, и я,  скажем так, несостоявшаяся оперная певица. Но все равно я знала, что хочу быть в этой сфере. Кино, мне кажется, в себя вобрало все-все-все, потому что такой очень многоплановый вид искусства. Поэтому могла бы быть в музыкальной сфере или в шоу-бизнесе. Я вряд ли могла бы работать в банке или в каких-то скучных местах. Я же вообще должна была быть юристом. Но мое увлечение юриспруденцией было ровно год, возможно, во время учебы, когда еще свежи были воспоминания каких-то фильмов, американских комедий о том, как это красиво в суде, белые парики, и ты в костюме, женщина-адвокат. А потом я поняла суровую действительность.

 

Что ты будешь делать 22 июля?

Вообще, 22 июля – это для меня еще не конец фестиваля, потому что разъезжаются гости, это полноценный рабочий день. А вот 23 июля я буду сначала спать, потом буду есть вкусно, например, черноморские мидии, и пойду на массаж, буду выдыхать, анализировать и мысленно готовить 10-й Одесский кинофестиваль.

 

Фото: Оксана Канивец

 

Читайте также: Даррен Аронофски на каяке и самая длинная красная дорожка. 8 интересных фактов об ОМКФ

 

Мы в 2020 году. Как изменится Украина?

В четверг, 15 ноября, состоится финальная лекция НВ из цикла "Украина 2020. Что ждет страну".

Что можем сделать мы, чтобы Украина наконец стала успешной страной?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: