Синдром отличника. Психолог Светлана Ройз – о родителях и их попытках выжать из ребенка успех

0 комментировать
Синдром отличника. Психолог Светлана Ройз – о родителях и их попытках выжать из ребенка успех
Syda_Productions/Depositphotos

Об участии в олимпиадах с разных точек зрения

Я верю в то, что каждый ребёнок наделён уникальным потенциалом. Уникально разносторонним. И одна из наших возможных задач – родительских или преподавательских – помочь ему войти в контакт с разными гранями его потенциала.

Я не знаю, какие задачи ставятся глобально во время проведения олимпиад.

Возможно, но маловероятно: выявить потенциал; выявить одарённых детей, дать окрепнуть потенциалу. Возможно, выявить то, в чем нужно было бы серьезней разбираться. Возможно, попрактиковаться в стрессоустойчивости. Возможно, «потренировать» научное мышление.

Я знаю, что, к сожалению, во время проведения олимпиад часто нет дела до самих детей. Они целыми днями могут находиться в холодных помещениях без воды и еды, ожидать в очередях, волноваться, сталкиваться с тем, что у кого-то из конкурсантов уже есть готовые варианты ответов, известны заранее темы. Знаю, как дети переживают из-за несправедливости и некорректности рейтингового «олимпиадного мира взрослых».

На чьей вы стороне – системы или ребёнка?

Знаю, что олимпиады часто становятся «обязаловкой». Что школы, гоняющиеся за рейтингами, выжимают из детей результаты. И дети ощущают себя виноватыми или «обязанными» школе и учителям. Знаю, что часто талантливые дети от волнения не могут проявить своих знаний.

Столько писем приходит от родителей: «Что делать? У моего ребёнка олимпиада! Я так волнуюсь!»

Я спрашиваю:

– У кого олимпиада?

– У ребёнка.

– Как на вас лично повлияет результат олимпиады?

– Ну... я столько вкладываю в своего ребёнка. Он же мне не безразличен!  

– Как на ребенка влияет то, что вы волнуетесь, и как вы можете повлиять на происходящее?

– Я могу его подталкивать. Но он напрягается больше.

– А как на него повлияет результат олимпиады?

– Если он станет призером, им будут гордиться. Если нет – подведёт ведь учителя...

– Если ребёнок не станет призером, получается, ваш вклад напрасен?

– Ну нет, наверное. Но все-таки, да.

– Так получается, ребёнок всегда должен демонстрировать успешность, чтобы вы и учителя себя хорошо чувствовали?

И дело ведь не в олимпиадах.

Я ведь часто провоцирую взрослых, задаю вопросы, в которых мы можем вдруг прийти к тому, что если мы, взрослые – учителя, родители, – зависим от оценок ребёнка, если наша самооценка зависит от успешности ребёнка, тогда мы создаём огромное напряжение, перекладываем реальный груз-тяжесть. Это провоцирует в ребёнке тревогу, страх не справиться, подвести, иногда серьёзные симптомы – ему сложнее проявить свой потенциал.

Если у родителей нет своего смысла, своего развития – ребёнку будет сложнее ощутить свой. Он будет либо бунтовать и отказываться от развития (будет терять мотивацию), либо будет невротически стремиться быть всегда первым.

Я – за успех и успешность. И за олимпиады, если что. Вопрос: какими силами? И за право ребёнка «быть другим», не похожим в своих проявлениях на нас.

Ну и, конечно, детям важно видеть, что у нас есть своя жизнь, своё развитие и свои «олимпиады».

Наверное, детям важно слышать: «Ты – это ты. Я – это я. Я с тобой и всегда тебя поддержу. Я порадуюсь твоей победе, но совершенно не рассыплюсь от возможных внешних поражений. Которые, на самом деле, не поражения. Я чувствую, какой ты талантливый и мощный внутри. А если нужна помощь или поддержка – я всегда рядом».

Я часто спрашиваю родителей, «выжимающих» успешность из ребёнка (и это касается не участия ребёнка в конкурсах и олимпиадах, а ожиданий от них): вы на чьей стороне – системы или ребёнка?

То, что нам важно и нужно делать – показывать ребёнку, как можно справляться со стрессом. Показывать, что ошибаться – это нормально. Показывать, как наслаждаться победой и как достойно принимать поражение.

Я несколько лет назад спрашивала у сына, видя его усталость и количество затраченного времени: «Зачем тебе олимпиады?» Его версия меня успокоила. И, да, опыт участия в олимпиадах ему пригодился.

- Мне интересно посмотреть, в чем я силен

- Я наблюдаю, как я справляюсь со стрессом

- Олимпиады дают другой формат мышления

- Я сравниваю себя не с другими, а с собой

- Я понимаю, где зона роста

- Я не завишу от результата

- С какого-то момента это становится прикольно

Я думаю, в олимпиадах есть польза, если из них «изъять» наше взрослое напряжение, наше тщеславие и компенсацию нашей нереализованности или подтверждение нашей «самооценки», если добавить заботу о самих детях, сделать корректным и справедливым оценивание, если дети будут овладевать конкретными и полезными навыками, если каждый из них, независимо от результата, будет знать, что талант и одаренность не может измеряться «местами» и призами. И их потенциал многогранен и красив, независимо от оценки.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: