Почему девочки учатся лучше мальчиков, но мальчики гораздо счастливее, – преподаватель

4 комментировать
Почему девочки учатся лучше мальчиков, но мальчики гораздо счастливее, – преподаватель

Трехлетние исследования показали, что девочки в школе гораздо несчастнее, несмотря на то, что традиционно лучше учатся и превосходят мальчиков по всем академическим показателям

Обычные разговоры о том, как дети учатся в школе, сводятся к вопросу успеваемости, поведения, оценок и сравнения с другими детьми. Спросите у любого учителя или родителя, что, по их мнению, самое важное в школе – вам ответят, что дети тут должны получить как можно больше полезных знаний и навыков, которые помогут им построить карьеру и вырасти успешными взрослыми.

Конечно же, некоторые более личные, психологические элементы обучения в школе, их тоже волнуют. Никто не хочет, чтобы ребенка травили или подвергали каким-либо опасностям. Но я считаю, что этого недостаточно. Требования к уровню получаемой детьми квалификации, постоянная гонка школ за успеваемостью и повышенное внимание родителей к качеству школьных педагогов ежегодно растут. Но все это не должно вытеснять на второй план вопрос социальной атмосферы, адаптации детей в школьном коллективе, их эмоционального состояния во время учебы. 

За последние три года в нашем университете группа аналитиков исследовала разницу между тем, как воспринимают свою школьную жизнь девочки и мальчики. Мы работали с 1 500 учеников из 29 разных начальных и средних школ Уэльса, и выяснили немало интересного. В частности, что девочки гораздо менее счастливы в школе, чем мальчики.

Как это возможно? Все мы знаем, что девочки всегда лучше учатся, но почему это не приносит им должного удовлетворения от учебы?

Мы беспокоимся об оценках мальчиков, и не видим, что девочки страдают от отчуждения и сомнений в себе

Мы задавали ученикам множество разных вопросов об атмосфере в их школах, окружении, социализации в коллективе, личных ощущениях от достижений и общем самочувствии. Если все это усреднить, мы обнаружили несколько важных различий в том, что чувствуют ученики по поводу своей школы, и различия эти зависят от пола. Девочки, например, гораздо лучше высказывались о школе – как об учебной инстанции – чем мальчики. Они говорили, что знают, что учителя о них высокого мнения и ожидают от них хороших результатов, отмечают их прогресс высокими оценками, беспокоятся об их академических достижениях. Но их ответы на вопрос «как вы себя чувствуете в школе» очень сильно отличались.

Около 25% девочек сказали, что они чаще всего очень волнуются в школе. Для сравнения, похожий ответ дали только 16,5% мальчиков. Приблизительно 24% девочек признались, что чувствуют себя «не в своей тарелке» - против 8,8% мальчиков. Почти 20% девочек не согласились с утверждением, что «учителя хорошо меня понимают» - а среди мальчиков таких было только 12%. К сожалению, ответы учеников не улучшались со временем и никак не менялись в зависимости от успехов каждого ученика. Мы несколько раз повторяли исследования, и каждый раз девочки подтверждали свои негативные ответы, а довольно часто даже усиливали их.

Различные исследования Американской ассоциации психологов и Британской организации приема в университеты и колледжи (UCAS) не раз доказывали, что девочки в среднем успевают гораздо лучше по большинству (или всем) школьным предметам. Этот факт не раз называли трендом во многих странах мира, медиа очень любят раздувать из него панику, заламывая руки в страхе за будущий успех мальчиков. 

Причины «гендерного провала» в образовании часто списывают на нехватку учителей – мужчин, хотя всевозможные исследования бесконечно продолжают утверждать, что пол учителя не имеет ни малейшего влияния на академические успехи ученика. Скорее, девочки учатся лучше потому, что они в целом лучше относятся к самому процессу образования, больше готовы к нему морально, больше читают, больше учатся и лучше себя ведут, чем мальчики.

По-моему, пришло время обратить свои взгляды на другую проблему. Пока мы беспокоимся об академических успехах мальчиков в школе, тот факт, что девочки страдают от таких неприятных чувств как отчуждение, сильнейшие сомнения в себе и страх, остается без внимания.

Школа – это не просто место, где мы учимся, это сложные и многоуровневые источники опыта социализации и взаимодействия с разными коллективами. Такая микромодель общества, с которым ученики будут иметь дело вне школьных стен. Мы почему-то забываем о том, что все психологические сложности взросления не остаются за школьными стенами, ученики приносят их с собой в класс. И, как выясняется, для многих из них эти проблемы школа только усугубляет. 

Для девочек, которые принимали участие в нашем исследовании, сложности жизни в патриархально организованном обществе не просто проявляются, а становятся гораздо заметнее в школьных стенах. Например, все темы, связанные с телом и весом, в школе более чем популярны и непосредственно влияют на эмоциональное состояние учениц. Мы все вроде как обеспокоены этим вопросом – вопросом дискриминации женщин в зависимости от их внешности – но почему-то отказываемся замечать, что школа является первичным источником и трамплином этого процесса, во всей его многогранности.

В Британии специальные органы, отвечающие за образование, предпринимают различные попытки затянуть “дыру” в обучении. Но я настаиваю – нужно заниматься не уровнем педагогов, а пониманием и улучшением качества социальной жизни учеников (особенно девочек) в школе.  Например, обратить внимание на гендерную тему в наших учебниках, и в принципе на все процессы, происходящие в школе – между учителями и администрацией. Никто никогда не смотрел на них с гендерной точки зрения, а стоило бы.

К счастью, Ассоциация учителей и лекторов вместе с Ассоциацией по гендерным и образовательным вопросам, уже заинтересовались этой темой. Они издают для учителей методические пособия с конкретными советами, как создавать в своих классах здоровую гендерную атмосферу. Мне кажется, если учителя просто проанализируют все, что говорят и преподают ученикам с точки зрения гендерного вопроса – подумают, как влияет тот или иной их урок на самочувствие каждого ребенка, девочки или мальчика, эффект уже будет положительным. А еще было бы очень хорошо добавить к учебному материалу по всем предметам философскую составляющую «гендерного вопроса» - раз уж таков вызов современной жизни. Если с детьми начать это обсуждать и разъяснять им эту тему уже в школе, их самочувствие и самооценка точно будет улучшаться, и они станут более уверенными взрослыми. 

The Conversation

Перевод НВ

Впервые опубликовано на The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев