Переходим на школьное время. Блог Ирины Сергеевой

0 комментировать
Фото: AlexNosenko/Depositphotos

Фото: AlexNosenko/Depositphotos

Конец июля – самое время вспомнить о том, что скоро сентябрь. Пора готовить маленьких школьников к организованной жизни

Это особенно важно для тех детей, которые впервые пойдут в сад/школу. Вы же не хотите, чтобы первым впечатлением ребенка о новой жизни было то, как его сонного, голодного и несчастного спешно куда-то поволокли, предварительно наорав за то, что медленно одевался и не хотел есть?

Плохо адаптирующиеся дети остро нуждаются в плавном переходе на школьное время, поэтому начинать нужно уже сейчас. Даже тем, кто привыкает к новым условиям легко и сравнительно легко, не помешает заблаговременно подготовиться к школьному режиму.

Наиболее важные пункты для анализа и заблаговременной коррекции:

1. Время подъема. Ваш ребенок встает позже, чем нужно для школы? Если разрыв между текущим и «школьным» временем подъема превышает полчаса, начинайте ликвидировать его уже сейчас, иначе стресса и связанных с ним проблем не избежать.  

Понедельник начинается с субботы, а утро — с вечера. Чтобы ребенок начал раньше вставать, займитесь отходом ко сну, а именно:

Возобновите контроль времени отхода ко сну. Если на летний период вы ослабили контроль, а ваш ребенок нуждается в нем, самое время все вернуть на место.

Сдвигайте отход ко сну на более раннее время. На сколько раньше нужно укладывать ребенка каждую неделю, чтобы к первому сентября (а лучше, к 23-24-25 августа) выйти на школьный режим? Составьте ориентировочный график и придерживайтесь его. День уже пошел на убыль, поэтому вам не придется укладывать ребенка засветло.

Плохо адаптирующиеся дети остро нуждаются в плавном переходе на школьное время

Добавьте физических нагрузок и уберите гаджеты. Хотя бы в вечернее время. Если не получается уложить ребенка раньше, возможно, причина в недостатке физических нагрузок и обилии гаджетов перед сном. Последние возбуждают и истощают психику и мешают заснуть. За час-два до планируемого отхода ко сну ребенку стоит прекратить общение с телевизором, компьютером, смартфоном.

Введите или возобновите «сонные» ритуалы. Чтение при мягком свете «теплого» спектра, прогулка, вечернее молоко с маленькой (очень маленькой!) печенюшкой, рисование, обсуждение хороших моментов уходящего дня, благодарности – вариантов много. Выберите свои и придерживайтесь их.

2. Ритмичность еды - второй фактор, способный испортить школьную жизнь ребенку и родителю. Так же, как и со сном, перестраивайте нынешний режим под школьное или садиковское расписание. Я не предлагаю начать давать ребенку суп из консервов и сосиски. Но представьте себе хронометраж школьно-садиковских процессов и начинайте адаптироваться к ним. Будет ли ребенок завтракать дома, в машине или уже в саду/школе? В какое время? Совпадает ли нынешнее время обеда с тем, во сколько он будет есть в учебном году?

3. Самостоятельность и организованность – важные качества в коллективной жизни. Уже сейчас предложите ребенку готовить с вечера одежду (повседневную, форму для секций) на завтра. Вечерняя подготовка к завтрашним играм (продумать, чем будешь заниматься завтра утром, достать и сложить на определенное место конструктор, книги, принадлежности для рисования, кукол) поможет привыкнуть к самостоятельному сбору портфеля с вечера. Это сбережет вам кучу нервов и утреннего времени.

Умение распределять задачи в ходе повседневной жизни, представлять их очередность - казалось бы, очевидный навык, но практика показывает, что даже младшие и средние подростки не всегда им обладают. Обсуждайте с ребенком очередность занятий и реалистичность планов. (Что когда лучше сделать? Успеешь ли ты погулять, почитать и поиграть за один вечер?) Календари, стикеры, графики, напоминалки, при разумном использовании, делают абстрактные вещи вроде времени и задач более осязаемыми, и тем самым упрощают жизнь.

Познакомьтесь с календарем. Опять-таки из практики: даже дети 8 – 9 лет не всегда ориентируются в днях недели, и время для них довольно абстрактно, а «до» и «после» дневного сна для малышей может ощущаться как разные дни вплоть до школы. Ориентируйте ребенка в месяцах и днях недели, готовьте его к тому, что с сентября у него (опять) будут рабочие дни, когда он будет находиться не дома, и будут выходные, которые он проведет с семьей. Описывайте, что он будет делать в такие дни. Это особенно важно для тех, кто еще не сталкивался со школой/садом.

4. Вернитесь на секции и кружки уже сейчас. Одна из наибольших ошибок родителей состоит в том, что ребенок летом не делает вообще ничего – «отдыхает». Зато первого сентября на него одномоментно обрушиваются школа, кружки, спорт, репетиторы – в общем, весь набор. Как думаете, вам легко было бы выдержать такой шквал?

Узнайте, какие из ваших внешкольных заведений работают летом, и отправляйтесь туда. Обеспечьте летней работой репетитора (если у вас есть постоянный) – и его поддержите, и ребенок буквы не забудет.

Школьные задания на лето и поддержание рабочей формы путем их выполнения – для меня вопрос очень индивидуальный. В целом неплохо, если на протяжении лета ребенок как-то поддерживает тонус. Но, во-первых, для этого необязательны прессинг и учебники, а во-вторых, метанавыки, о которых идет речь выше, более важны, чем непосредственно учебный материал. Я бы скорее думала о том, какие из повседневных игр и занятий поддержат навыки вашего ребенка, не портя ему лето, а вам - настроение.

Не ограничивайте подготовку к саду/школе исключительно ревизией количества тетрадей и актуальности размеров формы. Следование простым правилам адаптации ребенка к школе потребует от вас некоторых усилий сейчас, но облегчит процесс перехода с летнего на школьное время.

Больше блогов здесь

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: