Нужны ли детям домашние задания? Опыт США. Блог Татьяны Ворожко

0 комментировать
 Фото Ben Timney (Flickr)

Фото Ben Timney (Flickr)

Американцы экспериментируют с домашним заданием, например, просят слушать дома лекции Ted Talks

Наш ребенок в третьем классе одной из государственных (public) школ в Вирджинии получает задание на дом сразу на неделю. Это – математика и составление списка прочитанных книг, в котором ученик должен указать название, автора и продолжительность чтения. Почему-то в третьем классе ему задают на дом меньше, чем в прошлом и позапрошлом году.

Во втором классе почти вся домашняя работа была на компьютере – в онлайн-программах I-Ready и DreamBox. Это специальные учебные программы, которые диагностируют уровень готовности детей и дают им соответствующие их уровню задания в форме видеоигр. Кроме оценок, родители получают распечатки с диаграммами прогресса.

Конечно, сыну делать это нравилось, а с нашей стороны нужно было только следить, чтобы он не засиживался. Но меня, как и других родителей, несколько беспокоило, что это прибавляло к его времени перед компьютером, который и так трудно ограничивать.

Еще в США любят в школах задавать домой проекты, которые надо выполнять раз в неделю или даже в месяц. Самое сложное было в нулевом классе (kindergarten), когда ежемесячно нужно было делать какой-то художественный проект. Я, тогда еще малоопытная мама школьника, вспоминала о проекте в ночь накануне сдачи, и мы всей семьей панически резали, писали, клеили и разрисовывали. Однажды при выполнении композиции "Индианка, которая скрывается в цветах", я так упорно резала цветы из цветной бумаги, чтопотом неделю не могла сжать правую руку в кулак.

В первом классе четыре раза в неделю надо было готовиться с ребенком к диктанту; раз в месяц – сдавать список прочитанных книг; а еще два раза в неделю делать простые проекты.

Все это требует от родителей хороших организационных навыков, но если что-то забудете – не проблема. За несделанное время от времени задание учительница ругать ребенка не будет и двойку не поставит. В нулевом классе на родительском собрании классный руководитель призвала нас не насиловать детей. Главное – не убить в детях желание учиться.

Сами же оценки ставят по результатам тестов и прогресса ребенка. Также учителя, по крайней мере в младших классах, по моему опыту, не цепляются к зачеркиваниям. Главное, чтобы ответ был правильным.

Нужна ли детям домашняя работа? Дебаты продолжаются

Дебаты, должны ли дети делать домашнюю работу и, если да, то как много в США длятся уже более века. В начале прошлого столетия "Домашний журнал леди" развернул кампанию против домашней работы, убеждая, что детям после школы лучше играть или смотреть на облака. Их усилия оказались настолько удачными, что в 1901 году в штате Калифорния "домашку" законодательно запретили (позже этот запрет отменили).

В общем публичное мнение в США относительно объема домашней работы колеблется циклически: в начале прошлого века считалось, что разум – это мышца, которую надо "качать" и домашняя работа в этом помогает. В 1940-х годах начали переосмысливать саму систему образования и домашнюю работу рассматривали как пережиток XIX века. Но, после того, как Советский Союз, опередив США, вывел на орбиту спутник, американцы подсуетились и снова заговорили о важности домашней работы для школьников. И продолжалось это не долго – в 1960-х, под влиянием "культурной революции" в США вновь зазвучали голоса убежденных в том, что детям надо больше играть, рисовать и творить. В 1980 снова вспомнили о мировой конкуренции. А теперь распространено мнение, что домашняя работа является источником чрезмерного индивидуального и семейного стресса.

В то же время сам объем работы, которую дают детям на дом, остается более или менее стабильным, цитирует сайт для родителей greatschools.com исследователя корпорации Рэнд Брайана Хилла.

Согласно исследованию МетЛайф 2007 года, 45% учащихся 3-12 классов тратят на домашнюю работу больше, чем час в день, включая 6%, которые тратят более 3:00. Более половины учеников тратят меньше, чем час в день на "домашку".

Психологи советуют дать детям самим решать, когда делать домашнюю работу

Национальная Ассоциация родителей и учителей, а также национальная образовательная ассоциация рекомендуют детям в первом классе давать домашнюю работу, которую можно сделать за 10 минут, увеличивая ее с каждым учебным годом на 10 минут. В нашей школе, как и во многих других учебных заведениях США, эти рекомендации превышают иногда – втрое и больше.

Идет ли домашняя работа детям на пользу? Согласно исследованию профессора Университета Дюка Гариса Купера, такой вывод однозначно можно сделать только для старшеклассников. Существует некоторая положительная корреляция с достижениями учащихся средних классов и ни одной – для самых младших учеников!

Как родителям правильно помогать детям делать домашнюю работу? Советы экспертов

Исследователи также установили, что больше всего споров и стресса вокруг домашней работы возникает в семьях, где у родителей нет высшего образования. Более образованные родители лучше способны оценить, соответствует ли задача уровню готовности ребенка, и не колеблются высказывть свое мнение учителю. Менее образованные склонны обвинять во всех школьных проблемах собственного отпрыска, потому что "он болван и не понятно, чем в школе занимается".

И в некоторых школах в младших классах от домашней работы вообще отказываются, в других – во всех классах – экспериментируют с новыми подходами.

Один из новаторских методов, распространяемый американскими школами, – "перевернутый класс" (flipped classroom). На дом учителя задают посмотреть видео-лекцию с новым материалом, которую они или записали сами, или подобрали подготовленную от Khan Academy или Ted Talks. А практические задания дети делают в классе, где им может помочь учитель или одноклассник. Идея мне нравится. У всех из нас были учителя, в классе пересказывавшие главу из учебника. А потом, вместо специально подготовленных людей, родители должны учить, как высчитывать проценты или писать рассказы. А родители, может, и не умеют.

А помощь ровесникам – вообще лучший способ усвоить материал. Я помню, как в классе восьмом-девятом показывала одноклассникам, как делать сечение куба. В результате на третьем кубе (или однокласснике) и сама поняла.

Родителям же психологи, в частности Джессика Лейг, советуют дать детям самим решать, когда им делать домашнюю работу – сразу после школы или даже утром, потому что всем нужна какая-то автономия и чувство контроля. А также – не исправлять ошибки ребенка, не говоря уже о том, чтобы делать домашние задания за них. Дети должны научиться делать ошибки, уметь справиться с поражением и самостоятельно мотивировать себя на достижение успеха.

Мнения, высказанные в рубрике «Моя Америка», передают взгляды самих авторов и не отражают позицию " Голоса Америки ".

Опубликовано с разрешения автора и издания

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: