Как правильно наказывать детей? Блог Ирины Сергеевой

0 комментировать
vadimphoto1@gmail.com/depositphotos

vadimphoto1@gmail.com/depositphotos

Как регулировать поведение ребенка, наказывать или нет? Вроде нехорошо, но как без этого?

И что делать, когда окружение — родственники, друзья, товарищи по досугу — считают, что родители (не) должны наказывать ребенка?

Эти вопросы очень волнуют родителей.

Первое и самое главное: любые решения относительно приемлемости и форм наказаний принимает тот, кто реально занимается воспитанием ребенка и несет за него ответственность. Остальные могут высказывать свое мнение, давать рекомендации, делиться опытом. Воспитатель, описанный в предыдущем предложении, может принимать их во внимание, но не обязан следовать им.

Исключение – когда воспитание ребенка осуществляет наемное лицо. Тогда правила поведения с ребенком, и вопрос наказаний в том числе, регулирует наниматель. (Но будем откровенны: у нас не так много реальных путей повлиять на воспитательные практики, применяемые няней/учителем/репетитором.)

Вернемся к наказаниям.

Я выросла в логике наказаний и поощрений, но их смысл – как для наказывающего, так и для наказуемого – остался туманным (и похоже, я не одинока). Когда меня спрашивают, наказываю ли я свою дочь, я задаю встречный вопрос: «А зачем?» И крайне редко слышу внятный ответ. Действительно, в чем он, этот смысл? Обозначить иерархию группы? Восстановить вселенскую справедливость. Но какое представление о ней имеет наказывающий? Он что, Бог?

Проблема наказаний в том, что чаще всего они не продуманны, нелогичны и бессистемны

Сделать что-то в ответ на проступок – типа, меры приняты?  Выпустить пар? Направить наказуемого на правильный путь?

Проблема наказаний в том, что чаще всего они не продуманны, нелогичны и бессистемны. Они подменяют собой четкую и понятную систему правил, искажают суть жизни и ее логики. А потому не способствуют решению проблемы. Единственный плюс наказаний в том, что они привычны и не требуют от нас практически никаких затрат – если не считать, что проблемы, которые «решались» с их помощью, рискуют перейти в долгосрочную перспективу, и решить их будет гораздо труднее, дольше и дороже.

Эффективной альтернативой наказаниям является применение системы логических и естественных последствий:

1. Естественные и логические последствия. Это когда проступок ребенка, его ошибочное поведение влечет за собой последствия, проистекающие из самой сути проступка. Не следил за конструктором, растерял его – остался без него, по крайней мере, на некоторое время; не поел вовремя – остался голодным до следующего приема пищи; прогуливал учебу, не уделял ей должного внимания – получил низкую оценку либо задолженность; опоздал на работу – лишился премии; нарушил правила дорожного движения – разбил машину и травмировался.

Все это — последствия. Они напрямую связаны с проступком человека и проистекают из него. Они мало связаны с личной волей и настроением воспитателя, доля вмешательства которого в ход событий минимальна. Чтобы последствия оставались последствиями, а не проявлением личной воли наделенного силой, то есть, не превращались в наказания, необходима общепринятая система правил, понятная всем участникам процесса.

2. Правила. Универсальная система правил, действующая на всех без исключения, – законы природы. Гравитация, законы физики, химии, биологии распространяются на всех. Впрочем, мы преуспели в их обхождении: достижения современной цивилизации позволяют нам игнорировать часть законов природы. Есть сладкое, оставаясь стройными и с отличной улыбкой; относительно безболезненно восстанавливаться после аварий, скрывать признаки старения.

Еще чаще мы игнорируем логику жизни в социальных отношениях – семейных, учебных, профессиональных. Мы придумываем сложные системы, позволяющие подменить естественные и логические последствия искусственными построениями. Мы наказываем детей за драки, не обучая их конструктивным способам общения, покупаем оценки в школе и одновременно отбираем смартфоны за плохую успеваемость (вместо того, чтобы дать «провалить» предмет в четверти, после чего самостоятельно решить проблему, или уделить внимание и ребенку, и его учебе, чтобы это не происходило). Жестко контролируем питание, одежду и прочие базовые вещи (он же заболеет!), а потом жалуемся, что, повзрослев, ребенок не способен сам ухаживать за собой.

Замерзнув несколько раз на улице, и, наоборот, порадовавшись хорошему выбору одежды, на себе ощутив последствия (не)правильного режима сна, приема пищи, труда и отдыха; увидев положительные или отрицательные результаты своих усилий в учебе или спорте, ребенок из собственного опыта поймет, что у каждого его поступка могут быть последствия, иногда благоприятные, иногда нет. И научится опираться на себя – на свои ощущения, свое мнение, свои представления о добре и зле. Принимать решения и нести ответственность за свои поступки. 

Задача родителя в этой парадигме – установить четкие правила, пересматривать их соответственно взрослению ребенка. Быть внимательным к нему и отдавать на его самостоятельное решение те вопросы, которые он может решать сам, сопровождая его на этом пути. Помогать ему осознать связь между поступками и их последствиями. Обеспечивать безопасность. Быть включенным в его жизнь. Любить его – не в манипулятивном смысле, когда «любовь» дает право на любые безумия (от гиперопеки и до полного невмешательства), а той любовью, которая внимательна к ребенку, его интересам и потребностям, которая ведет ребенка по его, а не нашему, пути, которая дает надежную основу существования, но не становится ни зыбкой топью, ни каменной тюрьмой.

Возвращаясь к конкретике: четкая, ясная, гибкая система правил, как можно более прямо связанных с естественными и логическими последствиями любых детских поступков. Объяснение закономерностей жизни и других мотивов (вплоть до комфорта ребенка и его родителей), лежащих в основе правил. Последовательность и уверенность их претворения в жизнь с возможностью дискуссии и ревизии.

Впрочем, заменить все это наказаниями и жалобами на жизнь, ребенка и судьбу гораздо проще. Решать вам.

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

}

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: