Как помочь ребенку выбрать будущую профессию. Блог тренера

1 комментировать
Фото: Dmyrto_Z/Depositphotos

Фото: Dmyrto_Z/Depositphotos

Современные родители сталкиваются с проблемами, которые раньше не существовали в принципе. Они пытаются их решать, исходя из своего устаревшего опыта, допуская множество ошибок

Выбор профессии для ребенка – типичный пример такой проблемы, загоняющей нас в угол. В прямом смысле слова.

Когда мы выходили в конкурентную среду, это происходило в два этапа: вначале поступление в ВУЗ, затем – на работу. Наших родителей (а иногда и нас самих) беспокоило лишь одно: сможем ли мы соревноваться, возможно, с более талантливыми, удачливыми, подготовленными, социально адаптированными сверстниками? Выдержим ли мы конкуренцию с более опытными товарищами, окончив учебу и придя на работу? Все мы понимали, что рядом с нами могут оказаться дети из «лучших», чем наша, семей, с большими связями; лучше подготовленные и занимавшиеся не с двумя, как мы, а, скажем, с четырьмя репетиторами. В крайнем случае, нас беспокоил вопрос стоимости контракта.

Но ситуация кардинально изменилась, хоть это и не всегда заметно, когда находишься в Украине. На самом деле, вашему подростку, конечно, придется конкурировать со сверстниками, и, возможно, с лучшими из них, но проблема не в этом.

Сейчас родители мучимы осознанием того, что их ребенку придется конкурировать не с людьми, а с искусственным интеллектом. Это, согласитесь, совсем другая история. Все понимают, как соревноваться (а также сотрудничать, дружить и договариваться во всех смыслах этого емкого слова) с людьми, но что делать с технологиями? Как человеку соперничать с машиной, которая уже сейчас, будучи пока несовершенной, обгоняет человеческие способности по ряду пунктов: скорость линейных вычислений, производительность труда, способность к обработке больших массивов данных, дешевизна и стабильность в эксплуатации?

Представить себе ситуацию, в которой окажутся наши дети через пять, десять, двадцать лет, и понять, какими качествами им нужно обладать для успеха и процветания (вопрос выживания пропустим как демотивирующий), довольно сложно.

К чему готовить ребенка в таких условиях:

- глобализации (сворачивающейся)?

- замещению людей компьютерами в большинстве видов профессиональной деятельности, знакомой нам сегодня?

- принципиальной ненужности людей (по крайней мере, в нынешнем количестве) для развития экономики и благосостояния реально правящих элит?

- совершенствованию технологий управления массами и отдельными индивидами?

Новая реальность даже не на пороге – она уже здесь

Оказаться лицом к лицу со сложившейся картиной и не зажмурить глаза сложно. Но видя, сколько родителей сейчас, в 2017 году, прикладывают разной степени усилия, чтобы их дети учились на филологов, экономистов, юристов, врачей (уже совсем не смешно), я понимаю, что делать это нужно. Причем лично. Последнее решение относительно ваших детей – по крайней мере, пока оно находится в зоне вашей ответственности – принимать только вам. И лучше бы делать это, имея понимание о происходящем.

Все изложенное может показаться бредом, фантастикой и запугиванием, особенно жителям провинциальных украинских городов. Что-что? Какая глобализация, какое замещение человека компьютером? С нашими-то дорогами, перепадами напряжения в сети, перерезанными кабелями интернета в подъездах, уровнем зарплат и уровнем сервиса. Вот где можно посмеяться.

Тем не менее, новая реальность даже не на пороге - она уже здесь. Просто ее плохо видно за новостями о псевдоэлитах, блокадах, фронте, тарифах и вероятных веерных отключениях электричества. Поэтому, принимая решение о будущей профессии ребенка, вернее, сфере деятельности, учтите, что конкурировать ему придется не только и не столько с людьми, сколько с компьютерами.

Моей дочери только пять, а, значит, все современные тренды коснутся ее еще больше. Понятно, что о ее будущем я думаю уже сейчас. Для себя я приняла такие решения:

1. Стараюсь отслеживать и поддерживать ее увлечения и интересы – ее, а не свои. Да, конечно, многие из них подкидываю именно я: рукоделие, конструкторы, спорт, английский, рисование, прогулки, игры, общение, друзья, чтение, очень много чтения. С жестким отбором качества. Музыка, балет (на уровне потребителя).

Все это – с разницей лишь в отборе конкретного материала – может присутствовать и в жизни подростка. С неизбежным добавлением гаджетов.

2. Разносторонность увлечений – это плюс. Раньше она пугала родителей, и мы унаследовали этот страх. Ведь ценились узкие специалисты (и, кстати, об этой западной модели образования как о более выигрышной нам сейчас говорят повсюду). Взрослые старались сфокусировать подростка на чем-то одном, стремясь к его глубокой экспертизе в одной области. Сейчас тренд поменялся, но нам о нем как-то не сообщают, усердно сокращая программы и навязывая узкую специализацию уже со школы (в основе этого лежит не забота о ваших детях, а банальная экономия на них).

3. Междисциплинарность, похоже, останется еще некоторое время трендом номер один. Помочь ребенку увидеть неочевидные связи между разными его интересами, организовать их так, чтобы они дополняли и усиливали друг друга, – новая задача родителей. Помогать и учить поддерживать баланс жизненных сил, ведь в этом на школу надежды нет. Предоставить доступ к среде, где сильные стороны подростка будут поощряемы и помогут развиваться дальше. Из личного опыта скажу, что мои родители, отправив меня, филолога, на подкурсы ХПИ вовремя, то есть, за полгода, поняли, что ошиблись. И наняли репетитора по французскому.

Жалею, что, пройдя еще в конце 90-х простенькие курсы по веб-дизайну, не увидела перспектив в этом направлении и забросила его. Книжка, с трудом найденная мною спустя 15 лет, вкупе с репетитором, помогли восстановить базовые знания. Тем не менее, решение забросить дизайн было очень проигрышным для меня.

4. Человек все еще остается человеком. В этом его слабость – и сила. Упомянутая междисциплинарность, как способность работать на стыке разных дисциплин, способность к многослойным и символическим построениям, к анализу и обработке данных, не сводимых к простым алгоритмам, эмоциональность и нелинейность реакций – это все наше, человеческое. Именно в этом (при наличии прочной базы, конечно) мы обыгрываем компьютеры - по крайней мере, пока что. Так что позвольте своему подростку (да и себе) быть человеком. Живым. Воодушевленным и уставшим, невыносимым и прекрасным, рискованным и нелогичным, занудным и отчаянным, сильным и слабым одновременно.

Похоже, именно человечность позволит нам выжить и двигаться вперед.

Больше блогов здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: