Как подготовить ребенка к школе. Объясняет детский психолог Светлана Ройз

0 комментировать
Фото: Brainsil/Depositphotos

Фото: Brainsil/Depositphotos

Подготовка начинается с наблюдения за своим ребенком, со взгляда на то, насколько он готов идти в школу

Колонка была записана во время программы Напівранок радио НВ.

Психологи настаивают на том, что между шестью и семью годами – около пяти лет эмоционального развития. Поэтому я бы рекомендовала не торопиться с отправкой ребенка на учебу.

Затем родителям необходимо сформировать свое ожидание от школы. При выборе важно проконтролировать, насколько она подходит на ценностном уровне. Есть секреты: походите по школе в учебное время, последите за тем, насколько “живые” дети, насколько они свободны и могут ли спокойно перемещаться на переменах.

Сейчас самое время менять распорядок дня ребенка. За лето он перешел в другой режим, поэтому важно, чтобы уже сейчас начинал просыпаться пораньше. Необходимо потихонечку говорить с ребенком о школе, но перестать рассказывать собственные страшные истории со школьных времен. Современные дети чуть другие.

Помните, что вначале эмоциональная нагрузка и на детей, и на родителей – огромная. Если сейчас есть возможность прийти в школу и прогуляться по коридорам, сделайте это. В первую очередь тело ребенка реагирует на безопасность или опасность. Поэтому нужно сходить и, например, показать ребенку, как выглядит школьный туалет. И если обнаружите, что в школе туалет старой формации, покажите ребенку, как им пользоваться. Это очень важно.

Представьте, ребенок целый день сидит в классе. Если все его процессы направлены на удержание чего-то (мочеиспускания и дефекации), то в этот момент он не настроен на прием информации. Его неокортекс, та часть мозга, которая воспринимает новое, будет заблокирована. Если ребенку безопасно, он будет учиться.

Также надо проследить за тем, чтобы в школе была вода.  Чем большая эмоциональная нагрузка, тем больше уровень невротизации и тем больше потребность в жидкости. Если ребенку не хватает воздуха и воды, неокортекс выключается

Настройте ребенка на то, что его комфорт и безопасность первичны. Я всегда прошу родителей запомнить, что это школа для ребенка, а не ребенок для школы, это школа для семьи, а не семья для школы. У нас есть право чего-то ожидать.

У первоклассника небольшой опыт общения, и он привык ко взрослым определенного психотипа: психотип родителя, бабушки и дедушки, няни и воспитателя. Если ребенок приходит в школу и встречает совершенно другого человека по темпоритму подачи информации и даже по внешнему облику, то это источник напряжения.

Что будет делать ребенок? Он станет заслуживать внимание учителя, потому что для учеников младших классов тот все равно попадает в проекцию родителя. И надо подумать, как снять с преподавателя эту родительскую проекцию. Ведь если мы ожидаем, что учитель станет вторым отцом или второй мамой, тот не справится с напряжением. Невозможно быть родителем для 30 учеников. Напряжение будет испытывать и сам родитель, если почувствует, что его место занимает кто-то другой. Он начинает ревновать к учителю. И тогда задачей становится его обесценить.

Настройте ребенка на то, что его комфорт и безопасность первичны

Важно помнить о том, что фокус внимания и авторитетности у ребенка смещается. Если садиковский возраст – это еще родители, то школьное время – переориентация на учителя. Если учитель не в фокусе авторитетности, ребенок за ним не идет.

Поколение современных детей очень непохожее на нас в их возрасте. У них есть особенная авторитетность. Если им некомфортно, если они не чувствуют, что могут идти за этим человеком, то просто уходят из школы. И всеми силами показывают, что это место не соответствует их потенциалу и ощущению внутренней силы. А они очень сильны. Нам надо просто создать условия для того, чтобы потенциал мог раскрыться.

При этом помним: ребенок должен знать, что взрослые иногда ошибаются, что его собственные тело, самооценка, личная территория и эмоции неприкосновенны. И если ему небезопасно, он должен быть уверен, что родители придут и помогут справиться с напряжением.

Здесь есть множество подводных камней, ведь дети бывают разных психотипов. Например, у единственных в семье детей меньше опыта общения. Когда такой ребенок идет в школу, нужно помнить, что он чуть больше устает от контакта, может воспринимать прикосновения и очень близкий контакт как агрессию. Например, если учитель прикоснется к телу ребенка из старших и младших деток в семье, это будет воспринято комфортно, а если к единственному – такой ребенок может сказать "меня бьют". Когда приходят в школу старшие и младшие, они могут начинать делить территорию. И важно рассказать ребенку, что если парты не на одного, то делиться ими нужно.

Ребенок очень близок к контакту со своим телом, и тело первое берет на себя ответственность. Поэтому в первую очередь нужно настроить его на то, что школа – это только часть жизни.

Важно снять свои ожидания, позволить ребенку не учиться на все 12. Помните, что если у ребенка не было садиковского опыта, опыта простраивания контактов, первая четверть в школе – это адаптационное время, которое уйдет не только на привыкание к школе и к учителю, но и на то, чтобы привыкнуть к детям. Ребенку можно помочь, например, приглашая детей из класса в выходные дни сходить куда-то вместе.

После школы ребенку важно отдохнуть. Первую школьную четверть желательно не загружать кружками. Ребенок, который приходит из школы, особенно первоклассник или второклассник, может быть уставшим, а усталость у детей может проявляться как в сонливости и капризности, так и в гиперактивности. Это вариант нормы.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца декабря дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: