Как альтернативное образование меняет детей. Блог Натальи Тарченко

1 комментировать
Фото: IgorVetushko/Depositphotos

Фото: IgorVetushko/Depositphotos

В альтернативной школе каждый ученик может идти по собственному образовательному маршруту

Шестилетние школьники, которые проходят программу за третий класс, придумывают, как помочь детским домам, и проектируют ремонты классов – речь идет не о вундеркиндах или детях-индиго, а об обычных учениках альтернативных школ, которым просто дали возможность быть собой. Расскажу о плюсах таких школ, основываясь на собственном опыте работы с учениками.

Индивидуальный подход и раскрытие талантов

Представьте картину: вашему ребенку 8 лет, он очень любит рисовать и может часы напролет проводить с кисточкой за мольбертом. Но вот незадача – он до сих пор не научился читать. Если ваш ребенок ходит в традиционную школу, скорее всего, учителя уже сделали все, чтобы он почувствовал себя “неправильным”. Его дневник исписан двойками, а вместо рисования его заставляют сидеть за букварем. Потому что есть общие для всех учеников программа и требования, которым нельзя не соответствовать. Конечно, со временем он научиться читать. Но в придачу обзаведется десятком комплексов и чувством вины и, самое грустное, – так и не раскроет свой талант.

Если же ваш ребенок учится в альтернативной школе, ему увеличат количество занятий по живописи. И составят индивидуальную программу, где предметы, глубина и темп их изучения будут соответствовать его талантам и особенностям. Он также научится читать. Но при этом вырастет счастливым и реализованным.

В альтернативной школе вместо понятий “правильно” и “неправильно”, используют “естественно” и “неестественно”. Например, для шестилетней девочки может быть естественным проходить программу по математике за третий класс, а для девятилетнего мальчика – изучать математику за шестой класс. Это не хорошо и не плохо, это естественный для этих конкретных ребят темп обучения, благодаря которому они раскроют свои сильные стороны  быстрее.

Много практики и подготовка к реальной жизни

“Как мне пригодится таблица умножения?”, “Зачем чертить на доске прямоугольники?” Эти вопросы возникают почти у каждого школьника на уроках математики, и, как правило, на них не дают ответ. Детям не остается ничего другого, как заучивать правила и формулы, чтобы не ударить в грязь лицом у доски или хорошо написать контрольную. А потом все благополучно забыть.

Изучая же прямоугольники в альтернативной школе, дети понимают, зачем они это учат, и сразу закрепляют знания на практике. Например, они могут разработать проект по ремонту класса: измерить комнату, рассчитать, сколько нужно обоев и какую мебель можно себе позволить. А потом на один день перевоплотиться в маляров и изменить что-то в классе.

60% сегодняшних учеников начальной школы будут работать в профессиях, которых еще не существует. В будущем им не пригодится теория, которую за минуту можно найти в Google. Умение работать в команде, критическое мышление, креативность – те навыки, без которых не обойтись во взрослой жизни. Лучше всего их развивают проекты и постоянная практика.

У свободных детей нет агрессии

Свобода выбора и понимание себя

Должен ли ребенок выбирать предметы? А учителей? Не приходить на урок, если не хочется? Любой учитель старой закалки будет категоричен: “Нет, нет и нет. Педагог и родитель лучше знают, что нужно ребенку”. В таких условиях детям приходится во всем соглашаться со старшими и учить то, что им говорят. А во взрослой жизни пожинать плоды этого подхода, такие как неумение принимать решения и непонимание своих желаний.

Альтернативная школа относится к детям как ко взрослым. Хочешь английский три раза в неделю – пожалуйста! Не пойти сегодня на природоведение – твое право. Каждый ребенок учится делать выбор и нести за него ответственность. Многие родители боятся, что если ребенка не заставлять, он не будет учиться. Это мнение полностью опровергает 97-летний опыт английской школы Summerhill, которую называют первой свободной школой в Европе. Здесь никого не заставляют учиться, а расписание существует только для учителей. Дети могут приходить только на те уроки, на которые захотят. Или целыми днями играть во дворе в футбол. Создатель школы Александр Нилл отмечал, что, адаптация к школе у новых учеников занимает 2-3 месяца. Наигравшись, дети с энтузиазмом приступают к занятиям. Что интересно, в школе нет прогульщиков, и почти не бывает ссор или драк. Почему? Просто у свободных детей, в отличие от подавленных, нет агрессии, которую нужно выразить.

Не заставляя детей учиться и давая им возможность выбирать, альтернативная школа растит самостоятельных людей. В начале учебного года один из наших шестилетних учеников на вопрос “Чем тебе нравится заниматься?” отвечал “Спросите у моей мамы”. Мы дали ему возможность попробовать себя в разных направлениях – живопись, Lego Engineering, 3D-принтинг, дроны, актёрское мастерство и шахматы – и спустя несколько месяцев он понял, что самое большое удовольствие получает от программирования. Ребенок, который до этого вообще ничего не хотел, теперь не пропускает ни одного занятия по IT.

Часто родители думают, что альтернативная школа – это место либо для одаренных, либо для проблемных детей, с которыми обычная система не справляется. Но это миф. Соотношение таких детей в обычной и альтернативной школе примерно одинаковое. Разница лишь в том, что в альтернативной школе каждый ученик может идти по собственному образовательному маршруту, раскрывая свои сильные стороны и не чувствуя себя при этом “не таким как нужно”. Эта школа подходит всем детям, которые хотят найти себя и вырасти счастливыми.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

«Диалоги о будущем»

Новое Время представляет: «Диалоги о будущем» с Уильямом Тейлором, Павлом Шереметой и Дмитрием Кулебой.

Киев-Вашингтон-Брюссель
Какое место занимает Украина в этом треугольнике? Какой нашу страну видят в Европе и США?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: