alt
8 карточек

Растаможка евроблях. Что происходит и какие у меня могут быть проблемы

27 ноября 2018, 15:01

29252

1

Что случилось?

Не так давно Верховная Рада поддержала уменьшение акциза на растаможку легковых автомобилей. Одновременно с этим парламент проголосовал за закон, который усиливает ответственность за нарушение таможенных правил, в частности, для лиц, которые ввозят в Украину авто в режиме транзита или временного ввоза. Новые штрафы начнут действовать после 180 дней со дня вступления законов в силу.

Они вступили в силу 25 ноября.

При этом, активисты общественной организации АвтоЕвроСила требовали от президента реализации права вето и отправки редакций законов на доработку. После чего они проводили массовые акции протеста.

2

Почему в Украине так много евроблях?


"Евробляхами" в народе называют легковые автомобили с регистрацией в одной из стран Европейского Союза. Украинцы стали покупать такие авто в Европе из-за более низких цен. Высокие существующие акцизы на законный ввоз и растаможку подержанных авто из-за рубежа делали крайне невыгодной их легализацию. Из-за этого в Украине стала массовой практика покупки и использования нерастаможенных автомобилей из европейских стран, прежде всего – Польши и Литвы.

Сейчас в стране по официальным данным находится несколько сотен тысяч нерастаможенных автомобилей на иностранной регистрации. По неофициальным – больше миллиона.

3

Сколько будет стоить растаможка?



Формула расчета суммы акцизного налога выглядит так:

Базовая ставка * Коэффициент двигателя * Коэффициент возраста = Сумма акцизного налога

Коэффициент двигателя – это объем двигателя автомобиля. Коэффициент возраста – это количество полных календарных лет. Максимальный коэффициент – 15, даже если автомобиль более старый. Базовая ставка – для авто с бензиновым двигателем до 3 литров – €50 за каждый литр, свыше – €100, для авто на дизеле с объемом двигателя до 3,5 литров – €75 за каждый литр, выше – €150.

Также устанавливаются сроки для льготной растаможки для б/у авто. Акцизный налог будет уменьшен на 50% в течение первых 90 дней после вступления в силу порядка оформления автомобилей, который должен разработать и принять Кабмин. После – растаможка автомобиля будет осуществляться по 100% ставке.

Впрочем, это еще не вся сумма, которую придется заплатить за растаможку. Владельцу автомобиля нужно еще уплатить:

  • Ввозную пошлину – 10% от стоимости, авто из стран ЕС с 2018 года – 7,3% (только для юрлиц)
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20% от стоимости автомобиля + размера акциза и ввозной пошлины
  • А также сбор в Пенсионный фонд – еще 3-5%

Итого – больше 30% от стоимости автомобиля.

4

Стоимость растаможки на примере конкретной машины

  • Автомобиль: Skoda Fabia
  • Возраст: 13 лет
  • Ориентировочная стоимость: €2000
  • Объем двигателя: 1,2 литра

Бензиновый двигатель (базовая ставка €50). 50 * 1,2 (1200 смЗ/1000) * 13 (лет) = €780.

Согласно стоимости автомобиля ввозная пошлина составит €200, налог в Пенсионный фонд – €100, НДС – €616. Таким образом, Skoda Fabia вместе с растаможкой обойдется украинцу в €3 696, не учитывая скидок и других сопутствующих расходов. Со скидкой на акциз стоимость составит €3 208.

А вот по ранее действующему законодательству такой же автомобиль с учетом всех платежей обошелся бы украинцу в €5 111.

5

Какие мне нужны документы?


Если у водителя автомобиля на еврономерах на руках будут все необходимые правоустанавливающие документы – договор купли-продажи и подтверждение снятия с учета автомобиля в стране изначальной регистрации – он сможет обратиться в ближайшее отделение таможни. Они расположены в каждом областном центре и в Киеве. В противном случае – придется пересекать границу, оформлять документы и въезжать обратно в режиме импорта.

Сейчас для растаможки автомобилей нужен такой пакет документов:

  • Паспорт владельца авто (внутренний и заграничный);
  • Водительское удостоверение и страховка;
  • Договор с таможенным брокером (если есть);
  • Договор купли-продажи авто либо другой правоустанавливающий документ. Важно, что доверенность, даже "генеральная", правоустанавливающим документом не является;
  • Техпаспорт автомобиля;
  • Данные техосмотра транспортного средства;
  • Счет/инвойс на покупку автомобиля (только для нового автомобиля);
  • Декларация о таможенной стоимости (для б/у автомобиля);
  • Сертификат соответствия – подтверждение страны-производителя, соответствие авто Евро-5 и другим параметрам

С 1 января 2016 года в Украине запрещено таможенное оформление автомобилей стандартом ниже Евро-5 (выпущенные до 2010 года). При этом, ограничения по евростандартам установлены только для новых автомобилей, для б/у – такие ограничения отсутствуют. Властям пришлось пойти на этот шаг, так как не был достигнут компромисс с водителями авто на еврономерах.

6

Какие могут быть проблемы?


Многие украинцы оформляли автомобили на европейской регистрации на нерезидентов и не заключали договор купли-продажи. Выходит – не являются их фактическими владельцами.

То есть, чтобы легализовать свой автомобиль, украинец должен сначала найти владельца-нерезидента. Последний должен передать право собственности. Лишь после этого украинец со всем пакетом документов должен въехать в страну в режиме импорта. Учитывая колоссальное количество "евроблях", сделать это может быть крайне проблематично. Тем более в первые 90 дней – пока действует сниженная ставка акциза.

Еще одной проблемой может стать определение таможенной стоимости автомобиля. В основном используется цена, указанная в договоре купли-продажи. Однако, у таможни могут возникнуть сомнения в ее правдивости. В этом случае стоимость автомобиля может быть скорректирована в сторону увеличения. Это приведет к повышению размера ввозной пошлины, НДС и сбора в Пенсионный фонд. Но для такой корректировки у таможни должны быть разумные основания – недостаточное документальное подтверждение стоимости и ее существенное занижение в сравнении с аналогичными автомобилями в стране, где он был куплен.

Также владельцы "евроблях" могут столкнуться с проблемой разукомплектованности. Автомобили на европейской регистрации, которые находятся на территории Украины в режиме транзита или временного ввоза нельзя разбирать на части. При этом, нет исключений, когда автомобиль, например, сгорел.

7

Какие будут ограничения для тех, кто не узаконит автомобиль?


Принятые парламентом законопроекты предусматривают ограничения относительно  автомобилей, которые можно ввозить без "денежного обеспечения".

Украинец сможет ввезти в режиме временного ввоза только один автомобиль.

Также владелец "евробляхи", который ввез в Украину автомобиль в режиме транзита или временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его.

Запрещено использование такого автомобиля в предпринимательской деятельности или для получения дохода, например, для работы в такси. За нарушение предусмотрен штраф – 34 тыс. грн.

8

А какие еще будут штрафы?



Штрафы начнут действовать после 180 дней со дня вступления законов в силу.

Нарушение срока пребывания автомобиля с иностранными номерами в режиме транзита:

  • До 10 суток обойдется водителю в 3,4 тыс. грн,
  • Более 10 суток – 8,5 тыс. грн,
  • От 20 до 30 суток – 85 тыс. грн,
  • Более 30 суток, а также за потерю или разукомплектацию авто, – 170 тыс. грн или его конфискация по решению суда.

Штраф за нарушение срока пребывания автомобиля в режиме временного ввоза составит:

  • 17 тыс. грн в случае превышения срока на 10-20 суток
  • 85 тыс. грн – 30 суток
  • более месяца – 170 тыс. грн или конфискация

Нацполиция получит право проверять личность водителя автомобиля с иностранной регистрацией. Если за рулем будет не тот человек, который ввез автомобиль в Украину, – полицейский сможет оштрафовать водителя и сообщить таможенникам о нарушении правил.

 

 

Автор: Евгений Черновалов

За юридическую поддержку в подготовке материала благодарим:

  • Викторию Фоменко – руководителя практики налогового и таможенного права юрфирмы Integrites;
  • Татьяну Савченко – юриста адвокатской компании Кравец и Партнеры;
  • Аллу Цымановскую – руководителя практики сопровождения бизнеса адвокатского объединения Juscutum;
  • Станислава Коптилина – адвоката юрфирмы Ильяшев и Партнеры;
  • Владимира Пищиду –  адвокату, юристу судового блоку Investment Service Ukraine.