
Как госпитализировать бабушку или дедушку и с какими проблемами можно столкнуться — 10 карточек
27 августа 2021, 14:24
27 августа 2021, 14:24
Предположим, у вас заболела бабушка. Ситуацию разбирает менеджерка проекта Адресная помощь фонда Жизнелюб Наталья Леонтьева.
Госпитализация может быть экстренной или плановой. Экстренная госпитализация необходима при острых заболеваниях, таких как инфаркт, инсульт, травма, или при обострении хронических диагнозов – например, язвы. Для экстренной госпитализации не нужна декларация с семейным врачом.
Для плановой госпитализации декларация — обязательна. Семейный врач либо сам выписывает электронное направление на госпитализацию, либо отправляет к профильному специалисту. Согласно законодательству, экстренная и плановая госпитализация не привязаны к месту регистрации.
Можно. Если ваших бабушку или дедушку госпитализируют планово, семейный врач выписывает электронное направление в стационар. Но в какую именно больницу, в таком направлении не указано. Важно, чтобы у этого учреждения был заключен договор с Национальной службой здоровья Украины по программе Медицинские гарантии. Позвоните в НСЗУ или зайдите на их сайт — там есть информация о том, с какими больницами нужного вам профиля они заключили договоры. Выбирайте больницу, звоните туда и говорите, что у вас есть электронное направление на госпитализацию.
Не могут, это незаконно. Но тянуть время — могут. Например, в амбулатории не сразу выпишут электронное направление на госпитализацию, а семейный врач может сказать, что в больнице нет мест и попросит подождать две недели. Требуйте направление сразу, просите указать там дату, до которой должна произойти госпитализация. Если возникают проблемы, обращайтесь к главврачу или в департамент охраны здоровья администрации вашего населенного пункта и требуйте выписать направление.
Важно помнить: если мест нет в одной больнице, это не значит, что их нет нигде. Обзванивайте больницы из перечня НСЗУ, о котором уже упоминалось выше, пока не найдете свободное место.
Есть так называемые пакеты – например, пакет лечения травмы или конкретного кардиологического заболевания. В каждый пакет заложены манипуляции и препараты на определенную сумму, которую оплачивает государство. Но если лечение из этого пакета не помогает, или нужны другие препараты, их может докупить сам пациент или его родственники.
Кроме лекарств и медицинских расходников, в пакет входят бесплатные исследования: кардиограмма, рентген и другие, а еще круглосуточный врачебный и сестринский уход. Но на практике медсестер и санитарок в больницах часто не хватает, потому ухаживать за пациентом приходится родственникам.
Дайте понять, что вы заинтересованы в скорейшем выздоровлении вашей бабушки. Сообщите о готовности покупать дополнительные, более эффективные лекарства. Если качество лечения вызывает сомнения, посоветуйтесь с альтернативным врачом.
Помните: бабушка вряд ли выздоровеет на 100%. Скорее всего, у нее много хронических заболеваний. Но пациент не может лежать в больнице бесконечно — срок госпитализации ограничен. Если он подходит к концу, вашу бабушку, вероятно, выпишут. Если же вам кажется, что стационар все еще необходим, четко аргументируйте причину лечащему врачу, а если это не поможет — то завотделением или главврачу.
Да, это возможно. В каждом регионе есть городские и областные целевые программы — по ним можно делать операции или проходить лечение. Обычно такие программы распределяются по диагнозам – например, лечение диабета, катаракты или туберкулеза. Чтобы узнать, какие программы действуют в вашем регионе, обратитесь в местные департаменты охраны здоровья – городской и областной. Или спросите об этом у семейного врача.
Лечение не совсем бесплатное. Например, в Киеве действует программа по эндопротезированию — замене компонентов сустава имплантатами. Бесплатным там будет лишь сам протез, но не операция, расходники и лекарства.
Чтобы попасть в программу, нужно позвонить на горячую линию департамента охраны здоровья в вашем регионе, узнать, действует ли сейчас нужная вам программа, и записаться в очередь. Там же вам сообщат, какие именно документы необходимо собрать для этой процедуры. Периодически проверяйте, как движется ваша очередь.
Все зависит от того, какому ведомству подчиняется медучреждение. Если жалоба касается стационара в ведомстве НСЗУ – звоните им по номеру 16-77. Вы можете написать электронную жалобу или отправить письмо по почте. Если смущает качество региональных программ, обращайтесь в департамент здравоохранения. Например, жители Киева могут позвонить на горячую линию такого департамента в КГГА по номеру (044) 278-41-91
Узнайте у врача, какое конкретно лечение вам нужно, и что из необходимого покрывает государство. Дальше вы можете обратиться в благотворительные фонды. Если у вас есть все документы и направления от врача, фонд Жизнелюб может открыть сбор средств на лечение на платформе СуперВнуки.
Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. То, что помогло вашей соседке или ее знакомой, совсем необязательно поможет вам. Чтобы лечиться эффективно и выздороветь, нужно знать свой диагноз, консультироваться с врачом и следовать его рекомендациям.