alt
6 карточек

Что такое гендерные стереотипы и как с ними бороться

7 июля 2020, 11:48

1

Что такое гендерные стереотипы?

Гендерные стереотипы — это устойчивые, стереотипные представления общества о том, какими должны или, наоборот, не должны быть представители того или иного гендера — женщины и мужчины.

Как правило, гендерные стереотипы касаются или внешности мужчин и женщин — то есть внешних проявлений феминности или маскулинности, или распределения гендерных ролей в обществе.

2

А что такое гендерные роли?

Гендерные роли — это модели ожидаемого поведения женщин и мужчин в социуме в соответствии с теми социокультурными условиями, в которых они живут. То есть это особенности, которые более характерны то ли для мужчин, то ли для женщин.

Так, например, стереотипным является представление о том, что женщины должны быть нежными и хрупкими, а мужчины — сильными и не должны публично проявлять эмоции, плакать и пр.

3

Можно еще несколько примеров?

Самый яркий пример — это разделение мужских и женских ролей по принципу "берегиня" и "охотник". На основе этого формируются представления о распределении семейных обязанностей: якобы главная обязанность женщины — рожать детей и организовывать быт, а мужчина, в свою очередь, должен обеспечивать семью деньгами, едой.

Подобные представления закладываются с детства посредством воспитания родителей, игры и досуга: общепринятой считается мнение о том, что девочки с детства должны играть куклами, а мальчики — машинками.

Есть также и отдельная категория стереотипов, касающихся внешних проявлений "мужественности" или "женственности". Это, например, представление о том, что девушки должны любить розовый цвет и носить одежду с блестками или бантами, в то время как мальчиков традиционно одевают в синие, голубые цвета сдержанных фасонов.

4

Бывают ли другие ролевые модели, которые тоже являются стереотипными?

К примеру, есть несколько стереотипных ролевых моделей для женщин, например: мать, любовница-соблазнительница, карьеристка — "железная леди", женщина-украшение. В зависимости от того, к какой категории относится женщина, формируются определенные ожидания по отношению к ней.

От карьеристки, к примеру, часто ожидают, что она обладает "стальным" характером, привыкла все делать сама и не просит о помощи и часто жертвует личной жизнью ради работы. "Женщины-украшения", которые могут тратить большие ресурсы на достижение "идеальной внешности", нередко воспринимаются как "недалекие", обладающие слабым интеллектом и пр.

Подобные стереотипы существуют и относительно мужчин. Один из самых популярных на русском звучит как: "Сила есть — ума не надо". Имеется в виду, будто сильный мужчина с ярко выраженной маскулинностью — например, боксер или "качок" из спортзала — зачастую недостаточно развит интеллектуально.

5

Что является причиной возникновения таких стереотипов?

Часто причинами являются устаревшие представления о мире: люди формируют свои представления о тех или иных вещах, применяя знания, которые получили от представителей старших поколений. Однако мир меняется и, вполне возможно, что то, что было актуально несколько десятилетий назад, уже не является актуальным сейчас.

Так, например, ранее брюки считались сугубо мужским элементом одежды, который не могли носить женщины. Сегодня этот элемент одежды больше не является "чисто мужским" вариантом. Так же за сто лет существенно эволюционировал и женский купальный костюм: в начале ХХ века австралийскую актрису и плавчиху Анетт Келлерман арестовали за то, что она позволила себе выйти на публику в купальном костюме с обнаженными руками и ногами — до этого женщины могли купаться в платьях с длинными рукавами. Однако тогдашние понятия "нормы" и "морали" явно устарели в нынешнее время.

Эти представления о "мужском" и "женском" отличаются также и в зависимости от географических и социокультурных особенностей общества. То есть, в основе гендерных стереотипов могут быть заложены определенные народные верования, традиционные для того или иного региона представления о мире и пр. Условно говоря, представление коренных народов Африки о "женственности" и "красоте" могут отличаться от европейских представлений о тех же вещах.

6

И как бороться с гендерными стереотипами?

Лучший способ преодолеть любые стереотипы — продемонстрировать противоположное на конкретных примерах. Показать, что женщины так же могут быть сильными и содержать семью, а мужчины — уходить в декретный отпуск вместо своих жен. Демонстрировать это можно на любом уровне: как на уровне разговоров на кухне с друзьями, так и посредством публичных мероприятий и информационный кампаний.

Довольно распространенный способ тиражирования гендерных стереотипов в масс-медийном пространстве — это реклама. Для привлечения внимания аудитории бренды часто используют стереотипные изображения мужчин и женщин. Однако во многих странах мира с такой рекламой уже борются на законодательном уровне — путем запрета.

Так, например, в 2019 году в Великобритании впервые запретили рекламу из-за гендерных стереотипов в ней. Речь идет о рекламных видеороликах американской компании Mondelez и немецкого автопроизводителя Volkswagen. Зрители возмутились из-за того, как распределяют в этой рекламе социальные мужчин и женщин. В одной рекламе женщине отведена пассивная роль матери с коляской, в то время как мужчины занимаются спортом и покоряют космос. В другом ролике мужчин представляют как плохих родителей, которые не способны присмотреть за младенцами.

В Украине тоже можно бороться с сексистской рекламой с помощью закона. В частности, Закона о рекламе. В июле 2019 года, к примеру, из-за этого оштрафовали сеть магазинов Цитрус — судебный иск подала организация по защите прав женщин Гармония Равных. Суд этот иск удовлетворил, обязав Цитрус уплатить штраф в 6,8 тыс. грн.

«Медійна програма в Україні» фінансується Агентством США з міжнародного розвитку (USAID) і виконується міжнародною організацією Internews.

Радіо НВ