Это просто волшебно. Как живут современные украинские ведьмы и травницы - репортаж НВ

24 мартa, 12:05
4494
Цей матеріал також доступний українською
Это просто волшебно. Как живут современные украинские ведьмы и травницы - репортаж НВ - фото

Rob Potter / Unsplash

В украинском обществе с давних времен сохранился осторожный интерес к полузапретным темам - ведьмачеству и магии.

Специальный корреспондент Радио НВ Богдан Амосов встретился с современными украинскими ведьмами и травницами, чтобы найти ответы и развеять мифы об их жизни.


Часть I. История

одить по хатi, ходить та й погляда на свої глечики, горщики, кухлики, де з усякого звiра i з усякої гадини є молоко, що вона з них понадоювала, перевертаючись до кожної матки усе рiзно, щоб не жахались i давались доїтись. А усi тiї глечики, горщики, водянчики, кухлики стояли деяке на полицi, iнше на миснику, було й на припiчку, було й на самiй печi; яке вже поставлене на сметану, а яке ще стояло пiд лавкою та край помийницi. Пiд полом лежали усякi трави i корiння: мнята, любисток, терлич, папороть, собаче мило, дурман, усякi реп'яхи, куряча слiпота та й багато дечого. На полу на подушках лежав кiт муруговатий та усатий, i тiльки йому й дiла, що їв та спав та коли що було надума, то зараз до своєї хазяйки i озветься ", - так описывал дом конотопской ведьмы Явдохи харьковский писатель Григорий Квитка-Основьяненко.

Истории о ведьмах украинцы рассказывают веками. Согласно фольклору, это женщины, которые доят чужих коров, принимают дома нечисть, умеют перевоплощаться в животных и летают на бытовых предметах - кто в ступе, кто на колоде, а кто на метле.

При этом почти в каждом селе всегда жила та, кого считали ведьмой или колдуньей. Ее могли презирать, обходить ее дом, но никогда не гнушались ее помощью. Что такое ведьмацтво? Это просто фольклор, настоящее волшебство или может что-то совсем другое? Я поинтересовался у историка-экскурсовода Татьяны Адамус:

— Древнейшее [в Украине] упоминание о женщине, которую сожгли на костре (в летописи не сказано, что это именно ведьма, но скорее всего ее сожгли именно как ведьму) - это любовница галицкого князя Ярослава Осмомысла. И это 1180, если не ошибаюсь, это время Киевской Руси. Ей вменяли, в частности, что князь живет с ней, а не с законной женой, что она, возможно, [его] приворожила. И вообще, наказание сожжения очень жестокое и его, как правило, применяли к еретикам в Европе или к ведьмам.

Украинская магия древнее и менее организованная, чем колдовство, которое практиковали в Европе, рассказывает Адамус. В то время, как в Европе практиковались целые магические учения и действовали закрытые ордена, украинское ведьмовство было ближе к простому народному язычеству. В то же время и такого преследования ведьм, как в Европе, в Украине не было.

Охота на ведьм, которую устраивала инквизиция на Западе, стала идиомой, которая даже в XXI веке часто упоминается как политический термин. Что касается Украины, то документов, которые могли бы полностью пролить свет на отношения украинских ведьм с обществом и законом, также недостаточно, указывает историк:

— У нас далеко не все документы дошли до наших дней. В тот момент, когда наблюдается пик преследования ведьм - в XVII веке, у нас вообще очень мало дел об этом. И это порождает очень популярный миф, что у нас ведьм очень любили. У нас их не любили, у нас их так же боялись, как и везде. Но у нас было, конечно, очень много своих знахарок, которых также могли обвинить, что они ведьмы, если вдруг лошади в селе начнут дохнуть. И таких знахарок было очень много, такие верования - они были распространены.

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото / Фото: Joanna Kosinska / Unsplash

Как и в Европе, на украинских землях в Средневековье существовала "уголовная статья" за ведьмовство, хотя сами суды применяли ее нечасто. По отношению к ведьмам украинцы чаще любили устроить самосуд, и если в селе начал вымирать скот или поля накрывала засуха, в первую очередь с вилами и факелами шли в дома тех женщин, которые занимались оккультными практиками.

— Аналогично примерно такое же было в Англии, - то есть преследовали собственные же соседи. И здесь, конечно, если одна баба поссорилась с другой, то они уже могут друг на друга говорить, что та ведьма. Это не всегда доходило до суда, но опять-таки в первую очередь попадали повитухи - они знали магические практики, они были известны как знахарки, они лечили, они принимали детей. И если что-то не так, это первые, кого обвиняли: повитухи, знахари, гадалки.

Хотя украинская ведьма могла попасть и под суд. Чаще всего потому, что определенными своими магическими действиями нанесли ущерб другим людям, рассказывает Татьяна Адамус:

— Я лично имела дело с судебными материалами из Приднепровья, Черниговщины, Харьковщины, Западной Украины. Суды не интересовались очень сильно, чем та ведьма занималась - здесь больше речь шла о том, что она совершила какой-то вред. Могли расследовать, что она применяла, и уже из этого можно делать вывод, какие практики были самыми популярными.

Во времена Великого Княжества Литовского украинцы использовали то же противововедьмовское законодательство, что и в Германии. Нормы саксонских правил проникли сюда через Литовские статуты и Магдебургское право.

— Но часто [украинские судьи] вносили какие-то свои коррективы: могли заменить смертную казнь избиением, например (палач был очень дорогим, это банально было не выгодно), или учесть какие-то более смягчающие обстоятельства. То есть наши судьи очень свободно пользовались этим правом. Статья была, но я не сказала бы, что четко придерживались буквы закона.

Поэтому образ ведьмы в фольклоре и ведьмы в исторических документах, сохранившихся до наших дней, - понятия несколько разные. Конечно, волшебные силы проникли и в литературу. Наиболее ярко они отражены у Николая Гоголя. Он, хотя и опирался на народные рассказы, сочетал в своих мистических произведениях сказанное с собственной выдумкой:

— Гоголь, например, описывая Панночку в Вие, сделал такую очень "сборную солянку". И, например, для исследователей было очень большим вопросом, - а где он взял этого Вия? Это могли быть более древние языческие представления, немножко своего придумал - немножко взял из народа. Так или иначе, там не все выдумка, а очень много народных представлений, которые оформлены в авторский сюжет.

Я поговорил с соосновательницей киевского ведьма-бара Лысая гора Олесей Остафьевой. Женщина отмечает:

— Гоголь говорил, что в Киеве женщины ведьмы. Если она стоит торгует чем-то на базаре, то это сто процентов ведьма.

"Из города Киева, из города Змиева, я взял не жену, а колдунью...” - писал поэт Николай Гумилев о своей жене Анне Ахматовой, которая провела в Киеве студенческие годы. Действительно, о том, что Киев - ведьмовской город, мы слышали не один раз. Какие на то основания? Действительно ли украинская столица ведьмовская? Кто здесь занимается оккультными практиками? Возможно, мне удастся найти настоящую ведьму и пообщаться с ней?

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото / Фото: Tikkho Maciel Unsplash

Олеся Остафьева расскаывает, что в украинской столице действительно довольно длительное время были сильны языческие традиции:

— Киевляне праздновали Новый год не 1 января, а 1 сентября. Даже после приказа Петра I на Подоле еще 300 лет праздновали 1 сентября. И первого сентября обряжали не елку, а чертополох. Брали большой чертополох, как правило, на Замковой горе, на Лысой. И это был праздник, который мужчины праздновали отдельно от женщин - у женщин были свои ведьмовские праздники.

В то же время экскурсовод Татьяна Адамус считает, что отдельное понятие "киевских ведьм" с точки зрения истории несколько преувеличено и киевское ведьмовство как таковое от всеукраинского не слишком и отличается.

— Мне не встречалось такого, что киевские ведьмы были какие-то очень особенные. Материалов по киевским ведьмам почему-то вообще было очень мало. Я больше заметила такую интересную вещь, что даже в преданиях и даже в судебных материалах мне попалось в одном деле о том, что Киев какое-то особое место и Лысая гора какая-то особенная - то в это верили не люди, которые жили в Киеве, а люди, живших в регионах. То есть, если мы берем, например, тот же XVII век (особенно [его]), большинство населения живет на Западной Украине: Волынь, Галичина. Надднепровье в значительной степени было заселено благодаря татарским набегам. Киев - это такой небольшой городок на краю Дикого поля, поэтому, например, для жителей Кременца, где хороший суд и даже палач свой есть, для них, что "ведьма летала куда-то - до самого Киева", это говорит даже не о том, что в Киеве какие-то очень хорошие ведьмы, а что Киев - это очень далеко.

Пожалуй, первым, кто описал киевских ведьм в литературе, был журналист и писатель Орест Сомов. Его книга под названием Киевские ведьмы вышла в 1833 г. - еще до того, как мир увидел гоголевский Вий.

"Молодые ведьмы с безумным, неистовым смехом и взвизгиваньем, как пьяные бабы на веселье, плясали горлицу и метелицу с косматыми водяными, у которых образины на два пальца покрыты были тиной; резвые, шаловливые русалки носились в дудочке с упырями, на которых и посмотреть было страшно", - писал он в своей книге.

Однако сегодня наиболее ведьмовским городом является не Киев и не Конотоп, а маленький городок Тетиев, расположенный глубоко в Киевской области. Доехать до него непросто - в городе есть железнодорожная станция, но на ней поезда останавливаются только два раза в сутки (и то - не пассажирские).

На месте сегодняшнего Тетиева когда-то стоял языческий городок Тимошня, который был разрушен татаро-монголами. Он восстанавливался, но время от времени многочисленные восстания и войны приводили ко многим смертям. Говорили, что с начала XX века Тетиев облюбовали ведьмы. Мол, сюда, на Панскую гору, выходили волшебницы для осуществления своих обрядов.

Местные жители все время знали, что живут рядом с ведьмами, а вся страна получила подтверждение этому в XXI веке. В 2013 г. в Тетиеве произошла засуха - не в Украине, в Киевской области, а именно в Тетиеве. В то время, как во всех окрестных городах и селах лил ливень, Тетиев оставался совершенно сухим.

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото / Фото: Dominik Lange / Unsplash

Местное население обвинило в своей беде Тетиевских ведьм - мол, несколько женщин, проживающих на Панской горе, забрались на крыши своих домов и размахивают трусами, отгоняя от города дождевые облака.

Тетиевцы даже добились, чтобы на Панскую гору приехала милиция, чтобы разобраться со злыми колдуньями. Каково же было удивление стражей порядка, когда, приехав на указанное место, они действительно увидели описанную тетиевцамы картину.

Составить протокол работники милиции не смогли, потому что формально размахивание трусами, пусть даже и на крыше собственного дома, не является правонарушением. Впрочем, белье у них все же отобрали и даже сожгли, а затем, словно по волшебному мановению, в Тетиеве пошел дождь.

Местная власть постоянно работает, учитывая специфику этого места с дурной славой. Полиция помнит все ведьмовские даты - Ивана Купала, Вальпургиеву ночь и другие - и в это время работает в усиленном режиме. Когда-ни-когда - да и схватит девушку, которая ходит голышом. Хотя на самой Панской горе Тетиевские ведьмы собираются редко, а свои ритуальные шабаши устраивают на поле за городом.

 

Часть II. Лысая гора

рости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай. Маргарита", - это письмо написала булгаковская Маргарита своему мужу, намазавшись волшебными кремом и узнав волшебную силу, а затем схватила щетку для пола, оседлала ее, выпрыгнула в окно и улетела на Лысую гору. Эту Лысую гору, по одной из версий, Булгаков списал именно с киевской.

— Большинство исследователей говорят, что Лысая гора, на которую летала Маргарита перед балом Воланда, это была гора в Киеве на Левом берегу - на месте, где метро Черниговская, рынок Юность. Якобы именно там была эта гора, - рассказывает сооснователь ведьма-бара Лысая гора Олеся Остафьева.

Таких гор еще сто лет назад в украинской столице было больше десяти, однако до сегодняшних времен достояли всего четыре. Эти мистические холмы поглотил город, и многие из них были сравнены с землей или застроены.

— Киев имел Магдебургское право, и у нас не преследовали ведьм, у нас их очень уважали, - говорит Остафьева. - Но они не могли объединяться в свой цех, как были цеховики определенных ремесел. 

— Не было профсоюза? 

— Да. Ведьмовской профсоюз не был разрешен. А общаться нужно было, потому что были дни, когда надо было собирать травы. Нужны были эти сборы для того, чтобы молодых девушек учить традициям, передавать свои знания. И они собирались на горах. На Лысой горе было много трав, в определенные дни лунной активности они были наиболее целебны, и надо было всем вместе собирать эти травы.

Впрочем, собирать травы в черте города было запрещено, поэтому ведьмы ходили на лысые горы за пределы города. 

С Олесей Остафьевой я встретился в ведьма-баре Лысая гора, который она основала вместе со своими подругами. Концепт заведения крутится вокруг ведьминской тематики: при входе – “паркинг” для метел, вазоны с целебными травами и черный кот, а тяжелые деревянные двери, которые Олеся открывает старым ключом, окутывает плющ. Мы спускаемся по лестнице в подвал, где расположен бар:

Интерьер ведьма-бара Лысая гора
Интерьер ведьма-бара Лысая гора / Фото: Богдан Амосов / Радио НВ

— Если видите, вот там есть арка - там у нас лежала книга Булгакова. Более года назад у нас произошел пожар, сработала пожарная сигнализация. Я живу на Левом берегу, и пока доехала, здесь все было в дыму. Огонь был только в этой арке, но уже перекидывался на лестницу. Мы с полицейскими потушили этот огонь. И там была картина, были засушенные травы-цветы, были шкатулки - все сгорело... Там было несколько книг - все сгорело, а Булгаков не сгорел (немного обложка повздувалась, но книга цела). Мы теперь шутим, что рукописи действительно не горят. И в этой книге у нас есть цитаты из Мастера и Маргариты, которые звучат, как предсказания. И люди приходят, первым делом <...> тянут себе предсказания.

Кроме как попробовать аутентичное меню - борщ из крапивы, травяные чаи и ритуальные коктейли - здесь можно принять участие в настоящих ведьмовских обрядах, календарь которых ведут люди, разбирающиеся в колдовстве. 

— У нас очень активный бар, на баре постоянно сидят гости. И бармен может определить, есть порча или нет: ставится стакан воды, человек получает в руки спички и одну за другой поджигает, бросает в воду, и если они зависли в воде наверху, значит, все хорошо. А если спички утонули, значит, порча. После этого человек выпивает с разных сторон немного эту воду, выходит на улицу и выливает. <...> Мы берем праздники наших предков, которые праздновались в христианство. Мы берем скандинавскую традицию, кельтские, виканнские - все, что есть в магических традициях, культурах, мы берем эти праздники. Очень часто они переводятся между собой. Например, в начале февраля есть праздник Имболк - это такая северная традиция, - а у нас есть Громница. И они по обрядам, по верованиям, по традициям народов очень похожи, и корни у них общее, но по-разному называются. Мы сводим эти праздники, отслеживаем лунный календарь, проводим отдельные ритуалы в полнолуние, на новолуние.

Движение луны и календарь фаз находятся под пристальным вниманием женщин, ведь в оккультных учениях мужчину символизирует Солнце, а женщину - Луна. А согласно украинской традиции, особые отношения с луной были у ведьмовства. Считалось, что ведьмы выходят по ночам в длинных белых рубахах с распущенными волосами, закрывают ночное светило - и начинается буря.

В Карпатах же верили, что ведьмы охотились на луну, хватали ее, впивались в нее зубами и съедали полностью, оставляя только кровь, чтобы она могла потом восстановиться. Вспомните, кстати, гоголевскую Солоху, для которой луну с неба украл черт.

— Как правило, на лунное затмение есть ритуалы по планированию, желания можно заказывать. В силу того, что мы в центре города, здесь активный трафик, мы в некоторых моментах ограничены и делаем это здесь [в баре]. Как правило, это с водой, с зеркалом, и с планированием можно заказывать желания.

Соосновательницы ведьма-бара Лысая гора Олеся Остафьева (слева) и Надежда Омельченко
Соосновательницы ведьма-бара Лысая гора Олеся Остафьева (слева) и Надежда Омельченко / Фото: Відьма-бар Лиса Гора via Facebook

При этом грань между барными развлечениями и настоящим волшебством довольно условна. Олеся рассказывает, что во время создания бара его основательницы имели целью как можно ближе подойти к настоящим ведьмовским традициям и отказаться от бутафорских декораций. Декор заведения заказан у настоящих волшебниц, чаи собирает травница, которая разбирается в своем деле, а сами ритуалы проводятся по многовековым традициям: 

— На Вальпургиеву ночь все гости поднимаются в 12 ночи, мы идем в сквер напротив нас и высаживаем дерево - "дерево, живи! "(мы утром покупаем молодое дерево с корнем, оно стоит здесь, в баре). У нас куча разноцветных лент; гости приходят, загадывают желание, завязывают ленточки на дереве, и в 12 ночи мы высаживаем это дерево, все гости бросают землю под корни.

Посетительницы бара - в основном девушки, и некоторые из них действительно занимаются магией профессионально. Магическая и потусторонняя тематика настолько пришлась киевлянами по душе, что Олеся Остафьева даже рискнула устроить в одном из столичных клубов недалеко от Андреевского спуска и дома Булгакова настоящий бал Воланда. 

— У нас было более 500 человек - слетелись на бал... 

— И женщины были голые? 

— Были. Серьезно. Это было 31 октября, было довольно холодно, но до десятка голых женщин было. Я была просто в восторге от того, как люди подошли к выбору костюмов. Я искала парню смокинг... Где они нашли столько? Нашли и цилиндры, очень красиво были люди одеты. Очень серьезно они подошли к этому вопросу. Я поняла, что киевлянам не хватает такого карнавала для взрослых. Есть возможность, есть желание, есть деньги приобрести этот костюм, но некуда в этом пойти, чтобы на тебя [с удивлением] не смотрели, не показывали пальцем.

Связаться с волшебницами и правда не так уж и просто - кто-то от всех скрывается, кто не общается с прессой. Мне посчастливилось встретиться с Аленой Райдой, которая называет себя художницей-волшебницей:

Художница-волшебница Алена Райда
Художница-волшебница Алена Райда / Фото: Alona Raida via Facebook

— Если меня спрашивают "вы настоящая ведьма?", Я говорю: "Нет! Ненастоящая". Если человек в этом разбирается, если он в этой теме, он спрашивать не будет, он уже увидит какие-то знаки, символы. Если меня спрашивают с какой-то подковыркой, с каким-то приколом, я тоже отвечаю с приколом: "Нет, это фольклор, это фантазия, всего лишь фольклор, ничего такого нет".

Впрочем, Алена рассказала мне, как еще с детства чувствовала в себе определенную особую силу. Описать это словами волшебницы было сложно. Алена убеждена, что определенные навыки она получила по наследству:

— Я с детства много воспринимала, у меня мировоззрение было расширено. Но я не знала, что это что-то индивидуальное, я не знала, что у людей это редкость. Я, пожалуй, из этих людей-индиго конца 70-80-х, о которых было много написано, что они какие-то особенные. Я действительно с детства чувствовала, что у меня какое-то отличие есть. То есть это какая-то уверенность в своей исключительности. Но как это проявилось? Если сейчас копнуть глубже - вопрос рода, по семье, - это действительно, это могло быть у меня по семье, потому что у меня в роду много старожилов, есть казацкий род. Прабабку боялись в деревне, потому что она умела многое делать. А что делать? Ну, читала старые церковные книги; грамотная женщина, которая умеет читать церковные псалтыри - это уже наводило страх. Причем она ходила по поминкам, по похоронам и так далее. И много бабушек, среди которых я выросла, они как-то меня воспитывали и что-то мне передавали. Будто так, если спросить, то словами не расскажешь. Это какие-то символы, какие-то сакральные знания, которые передаются и в вышивках, и в приготовлении, и в рассказах, и в пении. Хотя я сама не пою, но я была в этой атмосфере и таким образом восприняла, возможно, немного больше тонкого мира, и что-то мне передалось по наследству.

Когда Алена поняла свою силу, то начала встречать и других волшебниц. Ведьм, волшебников, мольфаров и магов Алена называет людьми силы. Кто-то держится отшельником, а кто-то объединяется в так называемые ковены, или в шабаши. 

— Мне начали встречаться люди, которые начали меня посвящать. И вообще, мне очень повезло, что мне встречалось много учителей, магов, которые разбираются [в этом]. Я попадала в закрытые сообщества. Расскажу по секрету, что одно из них было настоящим орденом, который я посещала и имела даже посвящение. И [были] какие-то действительно ведьмовские ковены, которые действительно существуют, но ты в них просто так не попадешь. Как и когда-то Баба Яга не пускала Иванушку-дурачка просто так к себе в дом. Ему надо было дойти по лесу, через какие-то дебри, опасности, а она там с куста наблюдает за ним, как он с этим борется. Если он достоин, если он испытания проходит, он доходит до нее, она с ним хотя бы поздоровается, начнет немного диалог. Ну и так же неофитов, которые хотят знать о чем-то сакральном, сначала не пускают.

Женщина уверяет, что в Киеве большинство тех, кого она называет "людьми силы", заочно знакомы.

— Я больше тусовалась со славянскими волшебницами, там это называется жиноцтво, девичники, когда восхваления идут какому-то богу. Они выходят на холмы и славят богов. Когда я нарисовала колоду Славянские боги, информация [была] готова, она собрана, и мне надо было идти следующее что-то делать. Поэтому я не смогла остаться, как бы мне это не нравилось, в этом славянском эгрегоре (а это уже энергетический эгрегор). Я взяла, что могла, обменялась и пошла дальше. Это тоже какое-то видение человека, - когда человек силы видит такого же, это как-то подсознательно, на вибрациях, мы сами притягиваемся. С возрастом это становится немного странно, волшебно, но мы все маги, и так складывается, что мы стекаемся в одни реки. 

Как рассказывает Алена, у каждого мага своя сила - кто-то разбирается в таро, кто-то в рунах, кто-то в травах, кто-то в минералах. 

Картины Алены Райды
Картины Алены Райды / Фото: Богдан Амосов / Радио НВ

— Я изобретаю новые инструменты, большинства из них не было до этого. Я помню что-то, что-то собираю. У меня ум собирает отовсюду, что слышу, затем оно [в голове] по полочкам складывается и из этого получается какой-то продукт. Например, колоды карт: первая моя колода карт - это руны; я отрисовала колоду карт (два года рисовала), я проживала каждую руну по-честному, я жила в этих энергиях, пока она мне не являлась. Она мне должна проявиться на холсте - тогда я наношу краски, закрашиваю, тогда это будет образ. Или я жду, когда это со мной случится. У меня такой стиль рисования, иначе я не делаю.

Ища ведьм, я наткнулся на определенное количество профилей в Фейсбуке: это рунологи, тарологи, эзотерики и даже психологи. Все пишут, что в своей работе используют определенные сверхъестественные практики, а клиентов ищут через соцсети (точнее, клиенты находят их самостоятельно). С кем-то женщины встречаются лично, а с кем даже работают на расстоянии, используя тот же Интернет и соцсети. 

Впрочем, магическая работа вышла на национальный уровень, добравшись телевидения. Гадалки, экстрасенсы и эзотерики приобрели популярность в начале 90-х - они "исцеляли" на расстоянии и принимали звонки людей в прямом эфире. Выглядело впечатляюще, но весьма сомнительно. Сейчас же популярна целая программа, где испытывают силу гадалок и колдунов. 

Правда, мне неоднократно приходилось слышать, что реалити-шоу не такое уж и "реалити", а для волшебников нередко пишут сценарии, по которым они должны "творить магию". Вместе с тем, в таких телешоу участвуют не актеры, а действительно те, кто изучает оккультные науки. И хотя отношение магического сообщества к такому виду развлечений скептическое, некоторые действительно используют шанс попасть на телевидение. Художница-волшебница Алена рассказывает:

— Туда идут, если хотят пропиариться, чтобы его показали по телевизору. Достаточно пары передач - просто себе как рекламу сделать. И тогда они через соцсети уже собирают клиентов.

— Но там так же настоящие волшебники?

— Да. Они могут так же быть настоящими, но они участвуют в этой клоунаде. Это неприятно может быть. У меня есть знакомые, для которых это вообще не их. Но мы же не можем манной небесной питаться, не упадет она с неба. Если у человека такая деятельность, ему надо как-то себя заявить, чтобы была какая-то прибыль, клиентская база. Они себя показали, и люди, которые близки вибрационно, почувствовали, что этот человек может помочь, они найдутся в соцсетях и будут работать. А по ценности для социума от этой программы - я думаю, что только вред. И [люди потом] действительно думают, что там "пиу-пиу-пиу", так и делается.

Дома у Алены Райды
Дома у Алены Райды / Фото: Богдан Амосов / Радио НВ

— Как в Гарри Поттере.

— Да. И так и ждут, что я приду, карты разложу и всю правду расскажу - "все, что было и будет". Но оно так не делается.

 

 

Часть III. Травница

“К ое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на веселой сходке лишнее, что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад”, - описывал свою ведьму Солоху Николай Гоголь в Ночи перед Рождеством. Как и большинство героев своей Диканьки, писатель списал ее с украинского фольклора.

Действительно, именно ведьм в некоторых селах называли "Солоха". Гоголевская героиня хотя и не очень симпатичная, но обольстительная, хитрая и лицемерная; вроде и не страшная, но и не беззащитная. Одним словом - волшебная. Вспоминая гоголевскую Солоху и ее отношения с чертом, спрашиваю у волшебницы Алены о черной магии:

— Если у Солохи хватает личной силы (опять-таки, мы говорим о той силе, которую нельзя объяснить, она есть - и все), у Солохи полно магической силы, она тетка здоровая, дородная, веселая. Черт не может ей навредить, потому что она с ним на короткой ноге. Это низшие духи, которыми она может управлять. Кто читал Кастанеду о "союзниках", может немножко провести параллели. Магию можно описать в различных книгах Гоголь описал по-своему - черт и Солоха; Кастанеда - донья Соледад и союзники; но смысл один и тот же - есть низшие духи и есть маги, которые могут с ними контактировать. А неофит может от этого пострадать, поэтому Баба Яга его в лес сразу не пускает, а проверяет, сможет ли он пройти или нет, достоин ли он этого, хватает у него личной силы или нет. <...> Я вижу черное и белое в вибрациях. Черная магия может быть положительная, так как это магия земли, энергии земли, по которой мы сделаны. Наши тела сделаны из земли. В алхимии каждый цвет имел свой символ. Черное - это гниение, это тот опыт, который мы получаем в материальном мире. Если это опыт, например, отрицательный, правильно его трансформировать - это и есть черная магия, которая может принести пользу. Чернобог, который в Нави главный - хозяин-Чернобог, - он тоже так же уважаемый бог, как и Белобог. У него почетная миссия и обязанность отсекать старое и разрушать то, что нужно, отжившее.

"Подзаряжаться" ведьмы ходят в "места силы" - о таких лесах, полянах или холмах можно найти информацию в СМИ. Однако есть и такие места, знания о которых передают из уст в уста сами волшебники, или же они находят эти места самостоятельно. Информацию о них не найдет никто, кроме тех, кто умеет чувствовать, рассказывает Алена:

— Я вижу больше цветов, я чувствую энергетику, вибрации, когда она меняется. Когда я нахожусь на месте силы, мне не надо говорить, что это место силы - я чувствую эти вибрации, я вижу цвета немножко по-другому. Как это можно объяснить? Например, если вы идете по лесу и вдруг видите, что меняется звук, он становится или приглушенным, или более тихим, какая-то аномалия может быть вокруг. Возможно, там больше лягушек, чем обычно; нигде нет - а там много. Или какие-то слетаются насекомые, или, например, вокруг цветы, а нигде нет, - то есть какие-то различия. Они тонкие. Сначала ты их видишь, потом начинаешь их чувствовать. <...> Таким образом я нашла сакральное место в Голосеевском лесу - Лес волхвов, где по легенде, когда пришел Владимир с кровью и мечом насаждать новую религию, волхвы собрались в лесу и вошли в медитацию с вопросом, что им делать. И был им ответ: ничего с этим уже не сделаешь, этот период должен пройти, но вы вернетесь позже, через две тысячи лет; ваши души должны замереть, подождать. Некоторые из них превратились в дерево, и в Голосеевском лесу именно это место как меня тянуло.

Другая девушка - Алла - травница. Она собирает травы с самого детства. Секреты травничества ей передала бабушка, и уже в 15 лет девушка знала, какое растение от чего помогает.

Фото: Miranda Wipperfurth / Unsplash

— На самом деле, раньше люди не понимали, что ведьмы могут быть как хорошие, так и плохие. Если считалось, что у тебя есть какой-то дар, и ты пользуешься им в хорошую сторону, но ты не такой как все, то тебя начинали, соответственно, изгонять. Но надо разобраться: есть ведьмы хорошие, а есть плохие. Есть ведьмы, которые вроде бы ничего плохого не делают, но выпивают просто из тебя энергию. Благодаря этой энергии они продолжают дальше себе жизнь. А пить они могут по-разному. Можешь ехать в метро, такое есть на самом деле...

— И кто-то на тебя смотрит...

— И ты понимаешь, что это не взгляд нормального человека. Может быть, обычные люди этого не понимают.

Девушка уверяет, что травники не занимаются колдовством, но она слышала о ведьмах:

— Если вы хотите услышать насчет ведьм - да, они есть. И, поверьте, их очень много даже среди нас. Травники больше относятся к мольфарам. Мольфары - они не колдуны и не ведьмы; мольфар лечит травами, у него есть определенный дар - так же, как и у травников, но не каждый хочет об этом говорить. <…> Мы травники. [Бабушка] меня брала с собой на заготовки и всему, соответственно, сразу учила. По полям, по чердакам - так, как собираются травы. Траву собираешь в поле, сушишь ее на чердаке (потом что сушилки траву не воспринимают, мы портим траву, она теряет свойства). Соответственно, она сушится на чердаке.

Найти настоящего травника, пожалуй, еще сложнее, чем настоящую ведьму. Алла не распространяет о себе информацию, не рекламирует себя, и даже на нашу встречу согласилась не сразу. Травница скептически относится к тем, кто рекламирует свои услуги и не верит в искренность намерений помочь человеку. Зато об истинном знатоке трав люди всегда рассказывают сами:

— Хороший травник, он даже в Интернете не дает рекламу, ему это не надо, и не расклеивает объявления на столбах. “Травник, лечу и руками, и ногами - всем, чем хочешь”, - нет. На самом деле травники не любят афишировать [себя]. “Я читал в Интернете, одному помогло - значит, поможет и мне”, а ты пытаешься донести, что не каждая трава поможет разным людям, то есть еще тебе не доверяют.

Собирать травы - это настоящее древнее искусство, и Алла свои умения держит в секрете. Мне она открыла только некоторые особенности своей работы. Несмотря на то, что девушка живет в столице, в поисках растений она выезжает далеко от Киева, потому что город сильно загрязнен.

— Надо собирать там, где они чистые. А чистая трава там, где живут аисты. Там, где аистов нет, соответственно, зона грязная. Черкасская область у нас очень хорошая, там радиации нет. Есть травы, которые собираются днем. Есть особенные травы, которые собираются ночью. <…> Есть Черкасская, Полтавская область - там мы их собираем. Трава собирается тогда, когда она цветет (бывает, на полнолуние — это большая наука), начиная с мая и заканчивая сентябрем. Трав очень много - более двух тысяч видов.

— Можно сказать, что вы катаетесь...

— Везде...

— Все лето?

— По всей Украине.

Фото: Allie Dearie / Unsplash

Найдя место, Алла настраивает себя на соответствующий лад:

— Когда я захожу в поле, я, наоборот, чувствую прилив какой-то энергии, причем сумасшедшей. Мне хочется всем помогать, любить… В городе, конечно, тяжело без этого окружающего мира. Когда ты свою работу делаешь с добротой, с любовью, то и результат огромный. Понятное дело, что ты не просто взял траву и отдал. Понятное дело, что есть люди, за которых ты читаешь молитвы. Есть люди, за которых ты просишь, чтобы им помогло, их надо поддерживать, потому что, к сожалению, у нас нет веры в хорошее. У каждого первого-второго можно спросить - он не видит ничего ни хорошего, ни доброго

Хранение и сушка лекарственных трав - такая же непростая наука, как и сбор. Растения нуждаются в постоянном уходе и внимании:

— Надо прийти домой, траву завязать в пучочки. Эти пучочки надо развесить на чердаке и дня три-четыре по пять-шесть раз в день ее надо переворачивать. Чтобы она не запрела, чтобы она не пересохла, ее надо вовремя убрать. В сезон дождей траву собирать нельзя, потому что она не высохнет, у нее не будет всех свойств, которые отдает цветок, который цветет и открывается на солнце..

Будучи представительницей нетрадиционной медицины, Алла в ни коем случае не отрицает важность традиционной и советует своим клиентам пить травы параллельно с прохождением основного лекарственного курса.

— У меня есть клиентка (это постоянная клиентка), у нее была щитовидка увеличена, она сидела очень долго на гормонах. У нас как лечат щитовидку? Как только щитовидка появляется, ее садят на гормоны. Она принимала [травы] два с половиной года, чтобы был результат. Соответственно, щитовидка пришла в норму, узлы поуходили, ее сняли с гормонов .

Нетрадиционное самолечение может быть таким же губительным, как и самолечение аптечными лекарствами. К тому же травы влияют на каждого человека индивидуально, и то, что может помочь одному пациенту, вряд ли поможет другому.

— Чтобы человеку помочь, чтобы его лечить, его надо увидеть. Только когда посмотришь на человека, пообщаешься с ним, можно делать какие-то выводы. Тогда можно понять, как можно ему помочь. У нас записи нет - есть телефоны, они звонят, мы договариваемся о встрече, мы встречаемся. Каждую травку я расписываю, каждая травка подписана, чтобы человек знал, что он принимает (шарлатанства совершенно никакого нету), и он, соответственно, принимает. Если он принимает так, как я расписываю, так, как положено, если сам себе человек не врет, тогда лечение получается. Потому что люди могут взять, положить дома и не принимать, тогда трава, соответственно, не помогает. <…> Как трава лечит? Это накопительное действие. У нее нет такого, что два дня пьем, неделю не пьем - и мы уже лечимся. Ее надо пить постоянно.

Алла рассказывает, что когда выходит на поле, уже примерно понимает, с какими проблемами к ней будут обращаться в этом году. Травница заметила, что больше всего цветут именно те растения, которые будут помогать от болезней, на которые будут жаловаться люди.

Фото: Tamara Menzi / Unsplash

Чаще всего к ней приходят с проблемами желудочно-кишечного тракта. Удавалось даже остановить онкологические болезни. При этом Алла не пользуется обезболивающими травами, поскольку все растения, обладающие обезболивающим свойствами, ядовиты:

— Ядовитым у нас что считается? Болиголов, аконит у нас считается ядовитым. Можно человеку дать, он сделает настойку, и не понятно, сколько выпьет ее. В целях его безопасности я этим не пользуюсь - есть куча других трав, которые это заменяют. Наши действия какие? Если брать онкологию, в первую очередь это останавливается, во вторую очередь - рассасывается. Но это не меньше, чем год-полтора. Но еще хочу сказать: сколько человеку судьба написала, - столько он и проживет..

Итак, мы не нашли ответа на то, действительно ли существовали особые киевские ведьмы, но знаем, что сейчас в столице живут женщины, которые занимаются волшебством. Не побывали на шабаше, но побывали в баре, где производят мистические ритуалы. И я не знаю, действительно ли "все женщины ведьмы", но что-то магическое в людях иногда можно встретить. Кто-то зовет это природной интуицией, а кто-то - магическими чарами.

Богдан Амосов / Радио НВ

Подпишитесь на журнал НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал

Подкасты Радио НВ

Пропустили любимую передачу? Не дослушали интервью? Хотите переслушать эфир из архива?

Подпишитесь на подкасты Радио НВ на Soundcloud. Слушайте, переслушивайте, делитесь!

Слушать подкасты