Завоевать сердца, а не отвоевать территорию. Как Украина планирует возвращать Крым
"Крым надо возвращать умом" – так звучит главный тезис плана мирного возвращения Крыма Украине. Его озвучил Петр Порошенко еще во время президентских выборов. Такими словами в эфире одного из украинских телеканалов он ответил на вопрос о том, стоит ли Крым возвращать силой. Украина никогда не признает факта аннексии Крыма, сказал он и уточнил, что власти страны будут применять все рычаги для возвращения полуострова – в частности, юридические.
На днях в интервью Первому Национальному телеканалу президент очертил более подробный план.
"Первый шаг – права человека. Это первый приоритет, который я поставил государственным службам, МИД и другим. Второе – юридическая защита собственности в Крыму – государственной и корпоративной. Третье – мы должны забрать все вооружение, которое осталось в Крыму", - сказал Порошенко.
Одновременно президент предложил укреплять границу с Крымом, чтобы в Украину не проникали террористы и диверсанты. Но главное, подчеркнул он, – показать крымчанам, что в Украине живется гораздо лучше, чем на оккупированном полуострове.
"Это уже очевидно. Крым напичкан ФСБшниками. Там теперь совсем другая модель жизни, чем та, к которой привыкли люди, живя там несколько десятков лет", - сказал президент.
Если бы даже мы попытались договориться с оккупационными властями, эти договоренности не несли бы никакого смысла и характера
На практике действия Киева по отношению к Крыму в течение минувшего года носили, скорее, изоляционный характер.
ЕС и США по обращению Украины обложили полуостров санкциями. Инвестиции в Крым или Севастополь объявлены вне закона. Европейцы и зарегистрированные в ЕС компании не могут покупать недвижимость или компании в Крыму, финансировать местный бизнес или оказывать ему услуги. Запрещено экспортировать в Крым ряд товаров и технологий: в транспортной, телекоммуникационной и энергетической отраслях, в сфере поиска, разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов – всего около 200 наименований товаров.
Перед новым годом украинские власти решили полностью прервать транспортное сообщение между Крымом и материковой Украиной. На этой неделе Генпрокуратура арестовала украинское имущество депутатов Крымского парламента, поддержавших и возглавивших оккупацию полуострова.
Задействованы и юридические рычаги: в ЕСПЧ находятся три иска Украины против РФ. Первый из них был подан еще в марте 2014 года, в разгар событий, которые привели к аннексии Крыма.
Задача номер один - развеять мифы
Во властных коридорах "вернуть Крым" пока сводится лишь к обсуждению вариантов информационной политики, не более, рассказывает нардеп Ирина Суслова. Вместе с еще 13 депутатами она входит в межфракционное объединение Крым.
"То, что мы должны делать в ближайшее время, - это наладить коммуникацию между крымчанами и жителями, которые проживают на материковой части Украины. Очень важно, чтобы люди общались, чтобы была связь. Чтобы крымчане понимали, что происходит на материковой части", - считает Суслова и добавляет, что главный страх жителей полуострова сейчас – это война.


В Крыму бытует мнение, что если бы полуостров не перешел в юрисдикцию России, то в Крыму сейчас была бы война. По мнению Сусловой, усилия Кабмина должны быть направлены на то, чтобы развеять этот миф.
Любые попытки диалога с оккупационным правительством, даже в том формате, в каком Киев общается с представителями ДНР и ЛНР, она исключает.
"Если бы даже мы попытались договориться, эти договоренности не несли бы никакого смысла и характера, - говорит она. - Это все равно, что договариваться с Путиным. Эти договоренности не стоят той бумаги, на которой подписываются".
Созданное четыре месяца назад депутатское объединение, в которое она входит, ставит перед собой задачу получать информацию с полуострова, анализировать ее и разработать стратегию деоккупации, которая будет носить рекомендационный характер для профильных министерств.
Ожидается, например, что Министерство информационной политики возьмет на себя функцию отстаивать свободу слова на полуострове.
Сергей Костинский, советник министра информполитики, заверил НВ, что Министерство уже разрабатывает план.
"Основная проблема в Крыму заключается не столько в российской пропаганде, сколько в том, что крымчане не имеют возможности получать информацию из разных источников. Независимые и украинские СМИ вытесняются оттуда", - говорит Костинский.
Также в планах Министерства – создать условия для того, чтобы в Украине не забывали о Крыме, чтобы крымская тема оставалась в топе обсуждаемых тем и "создавала предпосылки для мобилизации общества и государства".
На вопрос, когда о возвращении Крыма можно будет говорить более предметно, Суслова называет цифру два года. Она исходит из того, что по оценкам экономистов, ресурсов Путину для ведения боевых действий на территории Украины хватит не больше, чем на год.

"Если отталкиваться от того, что условно еще год они смогут дестабилизировать ситуацию, то, думаю, мы сможем говорить о возвращении Крыма за два года минимум, - рассуждает она. - Но, надо понимать, что это будет очень сложный процесс, рутинный, медленный, но, надеюсь, результативный".
Правозащитники, работающие с Крымом и в Крыму, призывают чиновников начать национальный диалог – "чтобы понять, что такое Крым для Украины" и, исходя из этого, выстраивать стратегию его возвращения. Крымская полевая миссия по правам человека рекомендует правительству начать с защиты крымчан, которые не получили крымские паспорта.
"Сегодня они в худшем положении, чем кто бы то ни было на полуострове, - говорит Валентина Потапова, член миссии. - Например, во всех крымских поликлиниках висят объявления о том, что без российского аналога украинского идентификационного кода и без страхового свидетельства они не будут обслуживаться. Поэтому люди без российского паспорта сегодня просто могут "спокойно" умирать у себя дома. Получить альтернативное медицинское обслуживание сложно – частные клиники закрываются. Мы должны официально заявить протест о том, что украинские граждане не обслуживаются медиками на территории Крыма".
Кроме того, необходимо забирать из Крыма выпускников, разработать дистанционные формы обучения, упростить эти формы обучения, чтобы крымские дети получали украинские аттестаты с помощью интернета, минимально выезжая за пределы полуострова и не рискуя собой, считают активисты.
Согласен с тем, что в первую очередь из Крыма нужно вытягивать прогрессивную часть населения, и политолог и инициатор создания информационного центра сопротивления российской оккупации Free Crimea Тарас Березовец.
"Они там не смогут себя реализовать и поэтому будут уезжать либо далеко за рубеж, либо в Россию. Мы обязаны привлечь этих молодых людей, - говорит Березовец. - Во-вторых, нужно помочь бизнесу. Например, ввести трехлетние налоговые каникулы для нашего бизнеса, который хочет уехать из Крыма, чтобы дать возможность им развиваться на материке и вывезти свои семьи".
В целом он предлагает прописать полноценную стратегию в отношении лояльной и нелояльной части населения Крыма, включив в нее, например, бонусы в виде бесплатного обучения в ВУЗах или возможность получить беспроцентные кредиты на покупку жилья для тех, кто остался верен Украине.

"В отношении тех людей, которые предали Украину – тех, кто работает в органах оккупационной власти, полиции, ФСБ, прокуратуре и так далее – мы должны также прописать процедуру, считает он. - Это либо лишение, ограничение их в правах, чтобы они в течение 15 лет не могли занимать никаких должностей в государственных структурах, либо четко принять закон, какая криминальная ответственность их ждет за переход на сторону России".
"Украине надо менять свою позицию"
На самом полуострове усилий Украины, направленных на то, чтобы вернуть Крым, пока не ощущают. Об этом говорят немногочисленные местные проукраинские активисты и правозащитники. Что заметили сейчас крымчане – так это отключения Киевом света и перекрытие транспортного сообщения.
"Украине надо менять свою позицию, - говорит НВ крымчанин Леонид Кузьмин, которого недавно задержали за участие в акции к 201-летию Тараса Шевченко в Симферополе. - Блокировать транспортное сообщение с Крымом, подачу воды, электроэнергии – то есть использовать это в качестве давления каким-то образом на Крым – это не вызывает позитивного отношение крымчан к Украине".
Когда у РФ не будет почвы, чтобы сеять страх, - станет тяжелее списывать проблемы управления и экономики
Негативное отношение к Украине крымчан, подогреваемое российской пропагандой, - существенное препятствие на пути Крыма "домой". Она полагает, что первым шагом в этом направлении может быть культурное воссоединение жителей Крыма и материковой Украины: "Возможно, надо создавать на территории Крыма украинские телеканалы (понятно, что это будут лояльные к нынешней власти каналы). То есть работать через культурную сферу с населением Крыма. Делать какие-то уступки в отношении Крыма", - считает он.
То, что вопросом Крыма Украина сейчас занимается слабо, признает и уполномоченный президента по делам полуострова Мустафа Джемилев.
"Понятно, что основное внимание сейчас идет туда, где проливается кровь. По поводу Крыма, к сожалению, какого-то системного подхода нет. Принимаются какие-то решения, но не реализуются", - говорит он НВ.
Крымчане пристально следят за тем, что говорят украинские политики, рассказывает лидер Меджлиса. Многие опасаются, что перестанут быть нужными Украине. Когда из Киева звучат фразы вроде "Крым, конечно, вернем, если не при нашей жизни, то наши дети" – то люди, живущие надеждой на скорое освобождение, сразу думают: "нас слили".
"Особенно крымские татары очень чутко следят, - говорит Джемилев. - Если в каких-то переговорах не затрагивается тема Крыма – сразу начинаются разговоры: "нас забыли, нас предали, мы уже не нужны". Это вызывает очень неприятные чувства".
Многие в Крыму уверены, что пока не будет разрешен конфликт на востоке Украины, большинство крымчан будут против деокупации Крыма. Причина проста: они боятся, что АТО могут развернуть и на полуострове.

"Эту мысль в жителях лелеет вся машина российской пропаганды, - поясняет НВ правозащитник из Крыма и просит не называть его имени в целях безопасности. - Когда у них не будет почвы, чтобы сеять страх, - станет тяжелее списывать проблемы управления и экономики".
Только после этого можно будет рассчитывать, что сработают рациональные аргументы, и чем более стабильной будет казаться жизнь в соседней материковой Украине, и чем сложнее – в РФ, тем быстрей начнутся в сознании крымчан обратные процессы.
Ждать, что "освободительное движение" начнется изнутри самого Крыма – нереально. Оккупационные власти оказывают слишком жесткое давление на любое инакомыслие.
"В Крыму сейчас один из главных вопросов – контроль даже не проукраинской, а антироссийской позиции, - считает правозащитник. – Под "замес" попадают без разбора и украинские активисты, и независимые СМИ, и крымские татары, и даже пророссийски настроенные общественники, которые критикуют власть".
В последние несколько месяцев оккупационные власти Крыма все сильнее закручивают гайки. 13 марта ФСБ обыскало квартиры двух украинских журналисток, Анны Андриевской и Натальи Кокориной. Против Андриевской отрыли уголовное дело за "призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ". Поводом стала ее статья о батальоне Крым. Дело по статье "сепаратизм" в Крыму возбуждено впервые, отмечают правозащитники из Крымской полевой миссии по правам человека.
9 марта в Крыму задержали троих участников акции по случаю 201-й годовщины дня рождения Шевченко – Леонида Кузьмина, Вильдара Шукурджиева и Александра Кравченко. Формально их обвинили в нарушении порядка проведения митингов. 13 марта суд назначил им по 40 часов исправительно-трудовых работ. Преподавателя истории Кузьмина уволили из школы.
С 5 февраля в СИЗО Симферополя находится крымский активист Майдана Александр Костенко. Его обвиняют в том, что он бросил камень в сотрудника украинского МВД в Киеве 18 февраля 2014 года. В открытом письме из СИЗО Костенко заявил о постоянных издевательствах и угрозах. Он утверждает: от него требуют дать показания на участников Майдана.